Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Глагол - Правописание НЕ с глаголами
Проверочные работы
1. Запишите, раскрывая скобки, объясните правописание нес глаголами.
(Не) удивлялся, (не) был, (не) доумевал, (не) льстит, (не) забудь, (не) годовал, (не) жил, (не) спеши, (не) могу, (не) ленись, (не) увидишь.
Ответ
Не удивлялся, не был, недоумевал, не льстит, не забудь, негодовал, не жил, не спеши, не могу, не ленись, не увидишь.
2. Запишите, раскрывая скобки и объясняя правописание не с глаголами.
(Не) навидит ложь, (не) чувствует холода, (не) был в театре, (не) участвовал в конкурсе, (не) мог подвести, (не) шествовал впереди, враги (не) истовствовали, (не) достаёт до потолка, (не) достаёт терпения, неправдой (не) проживёшь.
Ответ
Ненавидит ложь, не чувствует холода, не был в театре, не участвовал в конкурсе, не мог подвести, не шествовал впереди, враги неистовствовали, не достаёт до потолка, недостаёт терпения, неправдой не проживёшь.
3. Прочитайте пословицы. Какие тематические группы можно выделить среди данных пословиц?
1) Родительское благосл..вение в воде (не) тон..т в огне (не) горит. 2) Материнская ласка конца (не) знает. 3) Кто матери (не) послушает, в беду попадёт. 4) Дом на одном столбе (не) уд..ржать. (Китайская) 5) Один ручеёк моря (не) замутит. (Арабская) 6) (Из) за нового приятеля (не) теряй и старого. 7) Дождь и прута (не) повернёт а ручей и полено ун..сёт. 8) Из одного барана (не) выйдет стада. (Азербайджанская) 9) С водою с ветром да с огнём (не) дружись! Не верь им! 10) Кто (не) следует с..ветам друга, легко поп..дает в беду. (Индийская)
• Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы. Объясните правописание не с глаголами.
Ответ
1) Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит. 2) Материнская ласка конца не знает. 3) Кто матери не послушает, в беду попадёт. 4) Дом на одном столбе не удержать. (Китайская) 5) Один ручеёк моря не замутит. (Арабская) 6) Из-за нового приятеля не теряй и старого. 7) Дождь и прута не повернёт, а ручей и полено унесёт. 8) Из одного барана не выйдет стада. (Азербайджанская) 9) С водою, с ветром да с огнём не дружись! Не верь им! 10) Кто не следует советам друга, легко попадает в беду. (Индийская)
4. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Своя ноша (не) тян..т свой дым глаз (не) ест. 2) Начатого дела (не) бросай. 3) Чего себе (не) хоч..шь, того и другому (не) желай. 4) Дыма без огня (не) бывает. 5) Ш..лом моря (не) нагреть. 6) Враньё (не) введёт в добро. 7) Чего немножко, того (не) мечи за окошко. 8) От притчи и на коне (не) уйти. 9) В (Т, т)улу со своим самоваром (не) ездят. 10) (Не) надевай хомут с хвоста (не) начинай дела с конца. (Пословицы)
• ТР. Объясните смысл одной из пословиц в небольшой творческой работе.
• Укажите морфологические признаки глагола хочешь.
Ответ
1) Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест. 2) Начатого дела не бросай. 3) Чего себе не хочешь, того и другому не желай. 4) Дыма без огня не бывает. 5) Шилом моря не нагреть. 6) Враньё не введёт в добро. 7) Чего немножко, того не мечи за окошко. 8) От притчи и на коне не уйти. 9) В Тулу со своим самоваром не ездят. 10) Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Пословицы)
5. Запишите высказывания известных людей, выделите орфограмму «Не с глаголами».
1) Крепкие слова (не) могут быть сильными доказательствами. (В. Ключевский) 2) (Не) позволяй твоему языку опережать твою мысль. (Хилон, древнегреческий мыслитель) 4) То сер..це (не) научится любить, которое устало (не) навидеть. (Н. Некрасов) 5) (Не) бывает счастья без действия. (В. Дизраэли) 6) (Не) будь наук и иску(с, сс)тв, (не) было бы человека и человеческой ж..зни. (Л. Н. Толстой)
• Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Э. Булвер-Литтона: «Классическая литература не перестаёт быть новой».
Ответ
1) Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами. (В. Ключевский) 2) Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. (Хилон, древнегреческий мыслитель) 4) То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов) 5) Не бывает счастья без действия. (В. Дизраэли) 6) Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни. (Л. Н. Толстой)
6. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы и раскрывая скобки.
1) Сегодня (не) тает и капли в..сят как ж..вые. (М. Пришвин) 2) (Не) любил сударь ра(с, сс)казывать он про ж..знь свою военную. (Н. А. Некрасов) 3) Этот работяга (не) знает усталости. (Л. Сергеев) 4) Сам барабан (не) забарабанит медная труба сама трубить (не) станет. (Ю. Яковлев) 5) Никто (не) умел ра(с, сс)казывать так, как дядя. (Ю. Коринец) 6) Старый учитель ж..л один. Ученики и учениц.. его д..вно выр..сли но (не) з..бывали своего бывш..го учителя. (В. Осеева) 7) Хмурыми осенними днями не только (не) видиш.. но и (не) чу..ствуеш.. со..нца. (М. Горький) 8) Берегите старых людей, без которых (не) было б вас! (Л. Татъяничева) 9) (Не) обижайте стариков, (не) унижайте, (не) стращайте, их горький век (не) сокращайте. (Не) обижайте стариков! (В. Благинина)
• Найдите предложение с обращением, произведите его синтаксический разбор.
• Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.
Ответ
1) Сегодня не тает, и капли висят, как живые. (М. Пришвин) 2) Не любил, сударь, рассказывать он про жизнь свою военную. (Н. А. Некрасов) 3) Этот работяга не знает усталости. (Л. Сергеев) 4) Сам барабан не забарабанит, медная труба сама трубить не станет. (Ю. Яковлев) 5) Никто не умел рассказывать так, как дядя. (Ю. Коринец) 6) Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя. (В. Осеева) 7) Хмурыми осенними днями не только не видишь, но и не чувствуешь солнца. (М. Горький) 8) Берегите старых людей, без которых не было б вас! (Л. Татъяничева) 9) Не обижайте стариков, не унижайте, не стращайте, их горький век не сокращайте. Не обижайте стариков! (В. Благинина)
7. Прочитайте. Какие важные жизненные истины напоминает нам автор данных строк?
Сын мой во все дни ж..зни твоей делай правду и (не) ходи путями беззакония, — и в делах твоих будет успех. Всегда твори милостыню. Берегись всякого вида ра..путства. Люби братьев твоих и (не) превозносись перед ними. От всякой гордости — погибель и великое неустройство. Будь благоразумен сын мой во всём поведении твоём. У всякого благоразумного проси совета и (не) пренебрегай советом разумным.
Помни сын заповеди мои, да (не) изгладятся они из сердца твоего!
(Книга притчей Соломоновых)
• Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропусками и со скобками.
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы: «От всякой гордости — погибель и великое неустройство».
Ответ
Сын мой, во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония, — и в делах твоих будет успех. Всегда твори милостыню. Берегись всякого вида распутства. Люби братьев твоих и не превозносись перед ними. От всякой гордости — погибель и великое неустройство. Будь благоразумен, сын мой, во всём поведении твоём. У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом разумным.
Помни, сын, заповеди мои, да не изгладятся они из сердца твоего!