Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфология. Орфография
Отсутствие Ь в кратких прилагательных с основой на шипящую

Проверочные работы

1. Запишите, объясняя правописание слов.

Могуч.., свеж.., дремуч.., пригож.., хорош.., жгуч.., кипуч.., горяч.., колюч.. .

Ответ

Могуч, свеж, дремуч, пригож, хорош, жгуч, кипуч, горяч, колюч.

2. Запишите, объясняя правописание слов.

Пригож.. лицом, ёж., колюч.., плащ.. хорош.., дуб могуч.., хлеб свеж.., лес дремуч.., сильный плач.., скорая помощ.., из-за чёрных туч.., серьёзный малыш.., чёткая реч.., кирпичная печ.., напиток горяч.. .

Ответ

Пригож лицом, ёж, колюч, плащ хорош, дуб могуч, хлеб свеж, лес дремуч, сильный плач, скорая помощь, из-за чёрных туч, серьёзный малыш, чёткая речь, кирпичная печь, напиток горяч.

3. Запишите пословицы, объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1) Чужая сторона — дремуч.. бор. 2) Хороший друг хорош.. — хоть радость, хоть беда. Плохой — беда или радость — плох всегда. 3) Каждый зряч.., да не каждый зорок. 4) Крапивник жгуч.., терновник колюч.. . 5) Дом хорош.., да хозяин негож.. . 6) Неуклюж.., да дюж.. .

Ответ

1) Чужая сторона — дремучий бор. 2) Хороший друг хорош — хоть радость, хоть беда. Плохой — беда или радость — плох всегда. 3) Каждый зряч, да не каждый зорок. 4) Крапивник жгуч, терновник колюч. 5) Дом хорош, да хозяин негож. 6) Неуклюж, да дюж.

4. Запишите пословицы, объясните наличие или отсутствие ь после шипящих у существительных и прилагательных.

1) У хорошего человека и товарищ.. хорош.. . 2) Всякая помощ.. хороша вовремя. 3) Всякий совет к разуму хорош... 4) Рож.. в поле не околица, глупая реч.. не пословица. 5) Непригож.. лицом, да хорош.. умом. 6) Взялся за гуж.., не говори, что не дюж.. 7) Ёрш.. бы в ухе да лещ.. в пироге. 8) Лож.. и приятеля делает врагом. 9) Твоя реч.. впереди. 10) Тот и хорош.., у кого родилась рож.. .11) Зуй охоч.. до воды, а плавать не умеет.

Ответ

1) У хорошего человека и товарищ хорош. 2) Всякая помощь хороша вовремя. 3) Всякий совет к разуму хорош. 4) Рож в поле не околица, глупая речь не пословица. 5) Непригож лицом, да хорош умом. 6) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 7) Ёрш бы в ухе да лещ в пироге. 8) Ложь и приятеля делает врагом. 9) Твоя речь впереди. 10) Тот и хорош, у кого родилась рожь.11) Зуй охоч до воды, а плавать не умеет.

5. Запишите четверостишие, объясните правописание слов с основой на шипящую. Определите их часть речи.

* * *

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж..

Совершенно не похож.. .

    (Г. Сатир)

Ответ

* * *

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Совершенно не похож.

6. Запишите стихотворение М. Бертенёва, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов с основой на шипящую.

Ёж.. и рож..

Там, во рж.., межа рыжа,

Я сел однажды на ежа.

И я п..думал Ёж.. похож..

На свежескошенную рож.. .

И сел нароч..но я на рож..

И понял: ёж.. на рож.. похож.. .

• Начертите схему предложения с прямой речью.

• Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет стоять перед словами автора.

Ответ

Ёж и рожь

Там, во ржи, межа рыжа,

Я сел однажды на ежа.

И я подумал: «Ёж похож

На свежескошенную рожь».

И сел нарочно я на рожь

И понял: «Ёж на рожь похож».

7. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки.

* * *

Ветер ветер! Ты могуч..

Ты гоняеш.. стаи туч..

Ты волнуеш.. сине море

Всюду вееш.. на просторе...

• Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Свой выбор объясните графически.

Ответ

* * *

Ветер ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

8. Прочитайте загадки. Выпишите слова с основой на шипящую в два столбика: 1) с ь; 2) без ь. Обозначьте части речи, объясните наличие или отсутствие ь.

1) Вот так луч..! Он и ярок и могуч..! Всё вдали осветит, но рядом с ним — темным-темно... (Прожектор) 2) Печ.. не топится, костёр не горит, а тепло. (Солнце) 3) Лик пахуч.., а хвост колюч.. (Роза) 4) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мыш.. . (Репа) 5) С виду он похож.. на зонтик, только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте — он бывает очень рад. Если дождик и тепло, он считает — повезло! (Гриб) 6) Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч.., не боюсь ни гроз, ни туч.. . Я кормлю свиней и белок — ничего, что плод мой мелок. (Жёлудь) 7) На овчарку он похож.. . Что ни зуб — то острый нож..! Он бежит, оскалив зубы, на овцу готов напасть. (Волк) 8) За полем горшок и кипуч.., и горяч.. . (Муравейник)

Ответ

1) Вот так луч..! Он и ярок и могуч..! Всё вдали осветит, но рядом с ним — темным-темно... (Прожектор) 2) Печ.. не топится, костёр не горит, а тепло. (Солнце) 3) Лик пахуч.., а хвост колюч.. (Роза) 4) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мыш.. . (Репа) 5) С виду он похож.. на зонтик, только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте — он бывает очень рад. Если дождик и тепло, он считает — повезло! (Гриб) 6) Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч.., не боюсь ни гроз, ни туч.. . Я кормлю свиней и белок — ничего, что плод мой мелок. (Жёлудь) 7) На овчарку он похож.. . Что ни зуб — то острый нож..! Он бежит, оскалив зубы, на овцу готов напасть. (Волк) 8) За полем горшок и кипуч.., и горяч.. . (Муравейник)

Ответ

1) Вот так луч! Он и ярок и могуч! Всё вдали осветит, но рядом с ним — темным-темно... (Прожектор) 2) Печь не топится, костёр не горит, а тепло. (Солнце) 3) Лик пахуч, а хвост колюч. (Роза) 4) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа) 5) С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте — он бывает очень рад. Если дождик и тепло, он считает — повезло! (Гриб) 6) Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — ничего, что плод мой мелок. (Жёлудь) 7) На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив зубы, на овцу готов напасть. (Волк) 8) За полем горшок и кипуч, и горяч. (Муравейник)

9. Прочитайте. Выпишите из предложений слова с основой на шипящую в два столбика: 1) с ь, 2) без ь. Обозначьте части речи записанных слов, объясните наличие или отсутствие ь.

1) Когда хорош.. урожай ш..шек, птицам (не) грозит бе..кормица зимы. (Г. Скребицкий) 2) «Ну и ну! — во..кликнул ёж.. . — На кого же ты похож..!» (Б. Заходер) 3) Галка села на забор, грач.. з..вёл с ней разг..вор. (Б. Тимофеев) 4) Лес вокруг королевского замка был дремуч.. . (Братья Гримм) 5) Мать п..садила его на печ.., укрыла одеялом и ушла р..ботать. (А. Платонов) 6) Ноч..ю в колыбель мл..денца месяц луч.. свой зар..нил. (Я. Полонский) 7) Если ноч.. была сп..койна, со..нце весело взойдёт. (Я. Полонский)

• Выпишите остальные слова с пропусками, объясните их правописание.

Ответ

1) Когда хорош урожай шишек, птицам не грозит бескормица зимы. (Г. Скребицкий) 2) «Ну и ну! — воскликнул ёж. — На кого же ты похож!» (Б. Заходер) 3) Галка села на забор, грач завёл с ней разговор. (Б. Тимофеев) 4) Лес вокруг королевского замка был дремуч. (Братья Гримм) 5) Мать посадила его на печь, укрыла одеялом и ушла работать. (А. Платонов) 6) Ночью в колыбель младенца месяц луч свой заронил. (Я. Полонский) 7) Если ночь была спокойна, солнце весело взойдёт. (Я. Полонский)

Контрольные работы

I

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 12.

Загадка

(1)Эта птица живёт в глухих сосновых лесах и болотах. (2)3имой спит в глубине большого сугроба.

(3)День хорош: повсюду снежинки сверкают на ярком солнце. (4)Тишина. (5)И вдруг у самых твоих ног вырывается из-под снега стая птиц и громким хлопаньем крыльев будит сонный зимний лес.

(6)Любимая пища этих птиц — земляника, малина, клюква. (7)Готовясь к зиме, они набивают зобы маленькими круглыми камешками. (8)Камешки помогают птицам перемалывать жёсткую сосновую хвою, которой они питаются зимой. (9)Эти птицы очень чувствительны к перемене погоды. (10)Предчувствуя дождь, они перестают петь.

(По Н. Ф. Виноградовой) (Птица глухарь)

Задания

1. Выпишите из предложений 8 — 10 имена прилагательные, укажите их морфологические признаки.

2. Укажите номер простого предложения, в котором имя прилагательное является сказуемым.

3. Выпишите из третьего абзаца прилагательные во множественном числе, разберите их по составу.

4. Из первых двух абзацев выпишите прилагательные, основа которых равна корню.

5. Выпишите слово с орфограммой «Отсутствие ь в кратких прилагательных с основой на шипящую».

6. Среди предложений 1 — 2-го абзацев найдите слово с орфограммой «Гласные о, е после шипящих в окончаниях прилагательных».

7. Выпишите из 2-го абзаца эпитет вместе с тем словом, которое он характеризует.

8. Выпишите из 3-го абзаца однокоренные слова.

9. Укажите номер предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

10. Укажите номера сложных предложений.

11. Укажите номер нераспространённого предложения.

12. Выпишите предложение 3, разберите его синтаксически.

Ответ

II

Выполните задания 1 — 7.

Н..ступила ноч.. (в) лесу.

(По) ств..лам и суч..ям толст..х д..ревьев п..стукивает м..роз хлоп..ями осыпает..ся лёгкий с..ребряный ин..й. В тёмн..м высок..м небе рассыпались ярк..е зимн..е звёзды.

Тихо беззвуч..но в зимн..м лесу и на лесн..х снежн..х полянах.

Но и в м..розн..й зимн..й ночи прод..лжается скрытая ж..знь (в) лесу.

По алмазной скатерти снегов пр..бегают лёгкие ласки охот..тся за мышами хорьки бе..шумно пр..летают над снежн..ми сугробами совы.

Как сказоч..ный часовой, уселся на гол..м суку гол..вастый совёнок. (В) Ноч..ной темноте он один слыш..т и вид..т как идёт в зимн..м лесу скрыт..я от людей ж..знь.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

1. Прочитайте текст. Озаглавьте.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Свой выбор объясните графически.

3. Произведите полный синтаксический разбор второго предложения.

4. Укажите части речи в 4-м предложении.

5. Выпишите два словосочетания: прил. + сущ., в которых имена прилагательные ярко, образно характеризуют предмет (являются эпитетами). Определите род, число, падеж прилагательных.

6. Произведите полный морфологический разбор слов: (над) снежными (сугробами); (по) стволам.

7. Подберите однокоренные слова к слову мороз, укажите, что они обозначают (предмет, признак, действие).

Ответ

1. Зимняя ночь в лесу

2.

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.

По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Контрольные диктанты

I

Наступила ночь в лесу

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.

По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания:

1. Разберите синтаксически 2-е предложение.

2. Выпишите два словосочетания: прил. + сущ., в которых прилагательные ярко, образно характеризуют предмет (являются эпитетами). Определите род, число, падеж прилагательных.

3. Разберите морфологически: (в) ночной (темноте) (I вариант); (над) снежными (сугробами) (II вариант).

4. К словам подберите однокоренные, укажите, что они обозначают (предмет, признак, действие): ночь (I вариант); мороз (II вариант).

Ответ

II

Кто где живёт?

В детстве первый день Пасхи мы всегда проводили у бабушки с дедушкой.

Теперь, уже много лет спустя, этот день в прошлом мне всегда представляется особенным. Мне кажется, что он всегда бывал ясным, светлым, радостным. Действительно, это был великий, чудесный праздник. Тогда на лазурном небе ярко сияло солнце. Особенно весело и призывно чирикали птицы в вышине. Беспрерывно благостно гудели колокола церквей. Улицы казались чище. Народу на улицах шло и ехало великое множество. Все были такие нарядные, весёлые... То и дело открывали друг другу искренние объятия и приветствовали радостно.

Было ли так всегда хорошо? Не знаю. Может быть, я много запамятовала. Но всё давно прошедшее мне кажется хорошим. И я благословляю судьбу за эти яркие впечатления, за эти светлые воспоминания.

(По К. Лукашевич)

Задания:

1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

2. Выпишите два словосочетания: сущ. + прилаг. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите морфологические признаки прилагательного.

3. Разберите по составу: (в) детстве, проводили, великий (I вариант); (в) вышине, открывали, весёлые (II вариант).

4. Выделите орфограммы в словах: радостным, на лазурном небе, хорошо (I вариант); объятия, чудесный праздник, птицы (II вариант).

Ответ

III

Бабушка наша сегодня просто красавица. Во все торжественные дни годовых и семейных праздников мы много лет видели бабушку и дедушку в одних и тех же платьях. На бабушке надето широкое, пёстрое, шёлковое платье, на плечах шаль, а на голове белый «фаншон» с лиловыми лентами. Дедушка в праздник надевал вицмундир с массой каких-то медалей и орденов; при этом высокий воротничок с углами так странно подпирал ему голову. И казалось, что голову он держит особенно гордо.

Дедушка был горбатый, невысокого роста. Но он был здоровый, сильный, весёлый и бодрый человек. И горб его нисколько не портил.

— Сегодня бабушка — царица, а дедушка — царь, — шепчет мне Лида. На нашем условном детском языке это означает, что наши старички красивы, нарядны, торжественны.

(По К. Лукашевич)

Примечание. Выписать на доску слова: фаншон, вицмундир.

Задания:

1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

2. Разберите морфологически: (с) лиловыми (лентами) (I вариант); (старички) красивы (II вариант).

3. Разберите по составу: воротничок, невысокого, означает (I вариант); шёлковое, подпирал, орденов (II вариант).

Ответ