Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфология. Орфография
Гласные буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных

Проверочные работы

1. Запишите, объясните выбор гласной после шипящих в окончаниях прилагательных.

С чуж..го голоса, свеж..го хлеба, хорош..го настроения, от больш..го ума, горяч..го чая, могуч..го телосложения, колюч..го взгляда, дремуч..го леса.

Ответ

С чужого голоса, свежего хлеба, хорошего настроения, от большого ума, горячего чая, могучего телосложения, колючего взгляда, дремучего леса.

2. Запишите, объясните правописание гласных после шипящих. Определите части речи.

Плеч..м, ключ..м, чуж..й, печ..м, товарищ..м, ш..пот, свеж..го, плющ..м, больш..го, ш..рох, стереж..т, прич..ска, тяж..лый, колюч..го, подош..л, луч..м.

Ответ

Плечом, ключом, чужой, печем, товарищем, шепот, свежего, плющом, большого, шорох, стережет, прическа, тяжелый, колючего, подошел, лучом.

3. Запишите пословицы, объясните правописание слов с орфограммой «Гласные буквы о, е после шипящих в окончаниях прилагательных».

1) Два мелких ореха один больш..й раздавят. 2) Скучно Афонюшке на чуж..й сторонушке. 3) Куй железо, пока горяч.. . 4) К больш..му терпенью придёт и уменье. 5) Хорош..го друга нелегко найти. 6) Своя печаль чуж..й радости дороже.

• Найдите краткое прилагательное, укажите его синтаксическую роль.

• Найдите прилагательное в сравнительной степени. Как оно образовано? Выделите суффикс. Укажите синтаксическую роль прилагательного в сравнительной степени.

Ответ

1) Два мелких ореха один большой раздавят. 2) Скучно Афонюшке на чужой сторонушке. 3) Куй железо, пока горячо. 4) К большому терпенью придёт и уменье. 5) Хорошего друга нелегко найти. 6) Своя печаль чужой радости дороже.

4. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы. Выделите окончания прилагательных, объясните в них выбор гласной буквы.

1) Учительница ставила перед ним [Малышом] чашку чаю с молоком и клала больш..й ломоть ржаного хлеба. 2) Когда сели обедать и на столе по..вились а(п, пп)етитные ломти горяч..го хлеба, Малыш ск..зал Тётенька я мамке горяч..го хлебца отн..су! Можно? 3) В школе Малышу было хорош.. . 4) Малыш отворачивался от колюч..го ветра. 5) При этих во..поминаниях Малыш з..туманивался, и его яс..ные глаза ст..новились печальны, как у больш..го.  

(По В. Дмитриевой)

Ответ

1) Учительница ставила перед Малышом чашку чаю с молоком и клала большой ломоть ржаного хлеба. 2) Когда сели обедать и на столе появились аппетитные ломти горячего хлеба, Малыш сказал: «Тётенька, я мамке горячего хлебца отнесу! Можно?» 3) В школе Малышу было хорошо. 4) Малыш отворачивался от колючего ветра. 5) При этих воспоминаниях Малыш затуманивался, и его ясные глаза становились печальны, как у большого.

5. Прочитайте предложения. Выпишите в три столбика слова с орфограммами: 1) «О, е после шипящих в окончаниях существительных»; 2) «О, е после шипящих в окончаниях прилагательных»; 3) «Ё после шипящих в окончаниях глаголов». Графически укажите условия выбора буквы.

1) В чуж..й монастырь со своим уставом не ходят. (Поговорка) 2) Что журчит без умолку и теч..т без конца? (Загадка: ручей) 3) На дворе — калач..м, а в избе — пирогом. (Загадка: собака) 4) Твой дом родной хоть мал, да твой. Дворец — больш..й, но он чуж..й. (Пословица) 5) Хорош..му другу цены нет. (Пословица) 6) Тот счас..лив, кто душ..й красив. (Пословица). 7) Копейка рубль б..реж..т. (Пословица)

• Добавьте в каждый столбик два-три своих примера.

Ответ

1) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Поговорка) 2) Что журчит без умолку и течет без конца? (Загадка: ручей) 3) На дворе — калачом, а в избе — пирогом. (Загадка: собака) 4) Твой дом родной хоть мал, да твой. Дворец — большой, но он чужой. (Пословица) 5) Хорошему другу цены нет. (Пословица) 6) Тот счастлив, кто душой красив. (Пословица). 7) Копейка рубль бережет. (Пословица)

6. Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите слова в четыре столбика с орфограммами: 1) «О, е после шипящих в окончаниях прилагательных»; 2) «О, е после шипящих в окончаниях существительных»; 3) «Ё, о после шипящих в корне слов»; 4) «Ё после шипящих в окончаниях глаголов».

1) Кто придёт с меч..м, от меча и погибнет. 2) Пригожий лиц..м, да с ч..рной душ..й. 3) Дремуч..го невежу не выбирай в друзья. 4) Больше поч..т, больше хлопот. 5) Пот ключ..м бьёт, а жнец своё берёт. 6) Хорош..го друга сорок лет ждёшь. 7) В гостях хорош.., а дома лучше. 8) Свет клином не сош..лся. 9) На чуж..й стороне и сокола зовут вороною. 10) Пч..лки по одной не живут. 11) Силён, кто душу свою от зла береж..т.

• Допишите по два-три своих примера в каждый столбик.

Ответ

1) Кто придёт с мечом, от меча и погибнет. 2) Пригожий лицом, да с черной душой. 3) Дремучего невежу не выбирай в друзья. 4) Больше почет, больше хлопот. 5) Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. 6) Хорошего друга сорок лет ждёшь. 7) В гостях хорошо, а дома лучше. 8) Свет клином не сошелся. 9) На чужой стороне и сокола зовут вороною. 10) Пчелки по одной не живут. 11) Силён, кто душу свою от зла бережет.