Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфология. Орфография
Имя прилагательное - Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Проверочные работы

1. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в окончаниях прилагательных.

О верн..м друге, в искренн..м разговоре, о вчерашн..м дожде, вчерашн..м днём, на весенн..м цветке, с добр..м утром, по точн..му расписанию, колюч..го кустарника, старш..го брата, надёжн..м товарищем.

Ответ

О верном друге, в искреннем разговоре, о вчерашнем дожде, вчерашним днём, на весеннем цветке, с добрым утром, по точному расписанию, колючего кустарника, старшего брата, надёжным товарищем.

2. Запишите, объясните выбор гласной в окончаниях прилагательных.

Кожан..м плащом, пеш..го движения, спел..го крыжовника, к тих..му омуту, к свеж..му воздуху, о тяжёл..м испытании, в праздничн..м настроении, в син..м небе, с нездешн..ю силой, ранн..ю зиму, с осени..ю прохладой.

Ответ

Кожаным плащом, пешего движения, спелого крыжовника, к тихому омуту, к свежему воздуху, о тяжёлом испытании, в праздничном настроении, в синем небе, с нездешнею силой, раннюю зиму, с осеннею прохладой.

3. Запишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы, выделите окончания прилагательных, определите падеж, число, род прилагательных.

1) Быть чес..н..м человеком для каждого — значит ж..ть для блага общ..го, жертвовать общ..му личн..м интересом. (Н. Огарёв) 2) Земной рай находится в хорош..й книг.. и чистой совест.. . (Буаст) 3) Есть только одно средство стать культурн..м человеком — чтение! (А. Моруа) 4) С хорош..м товарищем веселее при удач.., легче в беде. (Пословица) 5) На хорош..го коня много охотников, у хорош..го человека много друзей. (Китайская пословица) 6) В трудн.. минуту друг всегда рядом. (Арабская пословица) 7) И мудр..му человеку нужен друг, и сильн..му человеку нужна поддержка. (Монгольская пословица)

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: «Земной рай находится в хорошей книге и чистой совести» (Буаст).

Ответ

1) Быть честным человеком для каждого — значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом. (Н. Огарёв) 2) Земной рай находится в хорошей книге и чистой совести. (Буаст) 3) Есть только одно средство стать культурным человеком — чтение! (А. Моруа) 4) С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. (Пословица) 5) На хорошего коня много охотников, у хорошего человека много друзей. (Китайская пословица) 6) В трудную минуту друг всегда рядом. (Арабская пословица) 7) И мудрому человеку нужен друг, и сильному человеку нужна поддержка. (Монгольская пословица)

4. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных, укажите морфологические признаки прилагательных.

1) Вот простуч..л на скрипуч..м дерев.. дятел. (И. С. Соколов-Микитов) 2) Ручей волной гремуч..ю все ветки обдаёт. (С. А. Есенин) 3) И туман и непогоды осень поз..н..я н..сёт. (А. С. Пушкин) 4) Прив..зли из дальн..го леса ж..луди. (Н. И. Сладкое) 5) Из травы пок..залась морда с ч..рн..ми пронзительн..ми глазами. (К. Г. Паустовский) 6) Лишь паутины тонк..й волос блестит на праз..н..й борозде. (Ф. И. Тютчев)

Ответ

1) Вот простучал на скрипучем дереве дятел. (И. С. Соколов-Микитов) 2) Ручей волной гремучею все ветки обдаёт. (С. А. Есенин) 3) И туман и непогоды осень поздняя несёт. (А. С. Пушкин) 4) Привезли из дальнего леса желуди. (Н. И. Сладкое) 5) Из травы показалась морда с черными пронзительными глазами. (К. Г. Паустовский) 6) Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф. И. Тютчев)

5. Прочитайте. Исследуйте роль запятых в 1-м и 2-м абзацах. Какова роль тире в 3-м абзаце?

Найдите предложение, где тире: а) разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в именительном падеже; б) обозначает пропуск главного члена предложения — сказуемого; в) является авторским знаком препинания.

Объясните правописание слов с орфограммами: а) «Непроизносимая согласная корня»; б) «о, ё после шипящих в корне».

Картина Левитана «Золотая осень»

Какую яркую, светлую осень написал И. И. Левитан!

Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.

Левитановская осень — праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: это — красота прощания. Скоро — зима.

(По В. И. Порудоминскому)

• Запишите текст под диктовку. Укажите синтаксическую роль прилагательных. Выделите окончания прилагательных, объясните их правописание.

• Назовите в последнем абзаце имена существительные, которые обозначают признак.

Ответ

6. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Имена прилагательные подчеркните как члены предложения.

Левитан ждал осени, как самого дор..гого3 и мимолётн..го времени года. Осенью делались сквозными тёмн..е краски лета. Воздух ст..новился чище3 хол..днее.

Осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна. (По К. Г. Паустовскому)

• Какова синтаксическая роль полных и кратких прилагательных?

• Разберите морфологически указанные в тексте слова.

Ответ

Левитан ждал осени, как самого дорогого3 и мимолётного времени года. Осенью делались сквозными тёмные краски лета. Воздух становился чище3, холоднее.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна.

7. Запишите, вставляя пропущенные орфограммы. Укажите синтаксическую роль прилагательных.

Настала тёпл..я прозрачн..я2 ноч.. . В бледн..м3 неб.. ч..ть з..метно м..рцали звёзды. В деревн.. один за другим гасли мутные красные огоньки.4

Было тихо кругом. Из темноты дон..сился только лёгкий1 звон неведомо куда б..гущих ручейков.

(По В. Бианки)

• Выполните указанные виды разборов.

• Подберите однокоренные слова к прилагательному лёгкий. Укажите, какими частями речи они выражены.

• Укажите в тексте прилагательные, которые являются эпитетами.

Ответ

Настала тёплая прозрачная2 ночь. В бледном3 небе чуть заметно мерцали звёзды. В деревне один за другим гасли мутные красные огоньки.4

Было тихо кругом. Из темноты доносился только лёгкий1 звон неведомо куда бегущих ручейков.

8. Запишите, объясняя правописание окончаний существительных и прилагательных. Расставьте недостающие знаки препинания.

В летн.. день в самой чащ.. леса у лосих.. родился лосёнок.

Лосиха была огромн.. . Шерсть у ней была сер.. жёстк.. а лосёнок родился маленьк.. рыженьк.., совсем как домашн.. телёнок.

Мать и сын лежали у ручья, в густ.. ольхов.. заросл… Лосёнок угрелся на солнышк.. и уснул. А лосиха лежала рядом и чутко прислушивалась — не грозит ли откуда-нибудь опасность.

(По Г. Скребицкому)

Ответ

В летний день в самой чаще леса у лосихи родился лосёнок.

Лосиха была огромная. Шерсть у ней была серая, жёсткая, а лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок.

Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях. Лосёнок угрелся на солнышке и уснул. А лосиха лежала рядом и чутко прислушивалась — не грозит ли откуда-нибудь опасность.

9. Выпишите из предложений словосочетания прил. + сущ., выделите окончания прилагательных, определите их падеж, число, род.

1) Он [Малыш] стоял перед ней такой крошечный, в рваном полушубке, с огромной, должно быть отцовской, шапкой в руках и серьёзно глядел на неё своими большими серыми глазами. 2) Жучка на свист хозяина отвечала с улицы радостным лаем. 3) Его [Малыша] крошечную фигурку чуть видно было из-под лохматой отцовской шапки. 4) На другой день Малыш явился в школу со своей верной Жучкой. 5) Анна Михайловна посадила Малыша на переднюю скамейку, и ученье началось.

(В. Дмитриева)

Ответ

10. Прочитайте. Проследите выразительную роль прилагательных в стихотворении.

* * *

О русской природе, о милой природе

С зарёй в материнских глазах,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблоне в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,

О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слёз.

    (Вс. Рождественский)

• Выпишите прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся. Объясните правописание окончаний прилагательных. Укажите морфологические признаки прилагательных.

• В каких прилагательных количество букв и звуков не совпадает? Почему? Разберите эти прилагательные по составу.

Ответ

11. Прочитайте четверостишие Е. Серова. Объясните в нём роль тире.

• Найдите обращение. Как оно оформлено на письме?

• Объясните правописание подчёркнутых орфограмм.

• Запишите по памяти. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Одинакова ли синтаксическая роль данных прилагательных? Как вы это объясните?

• Какое имя прилагательное употреблено в прямом значении, а какое — в переносном? Докажите.

Ответ

— Отчего ты, рожь(обр.), золотая?

Творческие проверочные работы

1. Вставьте вместо точек имена прилагательные и запишите текст.

Берёза — ... дерево с ... стволом, ... ветвями и ... кроной. У берёзы ... листья, а весной распускаются серёжки. Весной у берёзы листья ..., потом они темнеют, а осенью становятся ... или ... . Берёза растёт в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в тёплых краях, но и в Сибири. На севере растёт ... берёза.

(Из энциклопедии)

• Текст какого стиля у вас получился? Какова в нём роль прилагательных?

• ТР. Составьте и запишите небольшой текст-описание о берёзе в художественном стиле. Используйте имена прилагательные полные и краткие. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какова роль прилагательных в художественном стиле?

Ответ

Слова для справок (в случае затруднения): карликовый, пышный, красный, лиственный, белый, тонкий, жёлтый, мелкий, светло-зелёный.

2. Прочитайте. Найдите имена прилагательные. Какое прилагательное выполняет особую выразительную роль в одном из предложений данного текста? Какой троп оно образует?

Картина В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт»

На картине Васнецова — ковёр-самолёт.

Высоко поднялся Иванушка на волшебном ковре. Летит над полями, над морями, над лесами. Вокруг видно далеко.

Когда человек мечтает, он словно поднимается ввысь на ковре- самолёте. Он хочет быть правдивым, умным, сильным, храбрым, умелым. Он хочет делать людям добро. Совершать подвиги. Он хочет жить так, чтобы скорей наступила на всей земле счастливая жизнь.

Когда человек мечтает — он далеко видит.

(В. И. Порудоминскии)

• Какой тип речи преобладает в тексте?

• Составьте и запишите текст-описание по картине Васнецова «Ковёр- самолёт». Имена прилагательные подчеркните как члены предложения.

Ответ