Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфология. Орфография
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Проверочные работы

1. Запишите, объясняя выбор гласной буквы после шипящих и ц.

Открыть ключ..м, светлым плащ..м, красивым полотенц..м, горящей свеч..й, острым меч..м, тихим плач..м, круглым мяч..м, тёмной туч..й, искусным скрипач..м, надёжным плеч..м.

Ответ

Открыть ключом, светлым плащом, красивым полотенцем, горящей свечой, острым мечом, тихим плачем, круглым мячом, тёмной тучей, искусным скрипачом, надёжным плечом.

2. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками.

Красивый душ..й, плащ с капюш..ном, присутствовать на конференц..и, с умным товарищ..м, высоким камыш..м, на форзац.. учебника, с луч..м солнца, гладкая ш..рстка, над тяж..лой задач..й, чёрствым калач..м, мудрым врач..м.

Ответ

Красивый душой, плащ с капюшоном, присутствовать на конференции, с умным товарищем, высоким камышом, на форзаце учебника, с лучом солнца, гладкая шерстка, над тяжелой задачей, чёрствым калачом, мудрым врачом.

3. Запишите предложения, объясняя правописание букв о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1) Гуще зелень берёз; солнце знойным луч..м золотит их стволы серебристые. (К. Р.) 2) Кто к людям с душ..й, у того много друзей. (Пословица) 3) Долохов рассказал, что он с товарищ..м догонял свой полк. (Л. Н. Толстой) 4) Павлуня видел, как отец химическим карандаш..м нарисовал на доске круж..к и начал его выдалбливать. (В. Белов) 5) Прошло несколько дней, а скворц..в не было. (В. Белов) 6) Под самой крыш..й свили гнездо ласточки. 7) «Другим конц..м отверните мост от царской избы и опустите в соседнюю деревню», — говорит Семён. 8) Ночью Семён переметнул кольц.. с одной руки на другую, вызвал молодц..в и велел им построить к утру хрустальный мост. (А. Платонов)

Ответ

1) Гуще зелень берёз; солнце знойным лучом золотит их стволы серебристые. (К. Р.) 2) Кто к людям с душой, у того много друзей. (Пословица) 3) Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк. (Л. Н. Толстой) 4) Павлуня видел, как отец химическим карандашом нарисовал на доске кружок и начал его выдалбливать. (В. Белов) 5) Прошло несколько дней, а скворцов не было. (В. Белов) 6) Под самой крышей свили гнездо ласточки. 7) «Другим концом отверните мост от царской избы и опустите в соседнюю деревню», — говорит Семён. 8) Ночью Семён переметнул кольцо с одной руки на другую, вызвал молодцов и велел им построить к утру хрустальный мост. (А. Платонов)

4. Запишите предложения, выделяя графически орфограмму «Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

1) Осенний мир осмысленно устроен и населён. Войди в него и будь душ..й спокоен, как этот клён. (Н. Заболоцкий) 2) Куст заденешь плеч..м, — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) 3) Приветствую душ..й и песнью первый снег. (П. Вяземский) 4) Вставай с луч..м солнца, — многое успеешь. 5) С умным товарищ..м и самый трудный путь легко преодолеешь. 6) Оплела мне глаза бессонница теневым венц..м. (М. Цветаева) 7) Я клавиш..й стаю кормил с руки под хлопанье крыльев. (Б. Пастернак)

• ТР. Напишите небольшое сочинение, взяв за основу строку Н. Заболоцкого: «Осенний мир осмысленно устроен и населён...»

Текст какого стиля речи у вас получился?

Ответ

1) Осенний мир осмысленно устроен и населён. Войди в него и будь душой спокоен, как этот клён. (Н. Заболоцкий) 2) Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) 3) Приветствую душой и песнью первый снег. (П. Вяземский) 4) Вставай с лучом солнца, — многое успеешь. 5) С умным товарищем и самый трудный путь легко преодолеешь. 6) Оплела мне глаза бессонница теневым венцом. (М. Цветаева) 7) Я клавишей стаю кормил с руки под хлопанье крыльев. (Б. Пастернак)

5. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их правописание.

1) Июль — согнут над белой страниц..й, — что сердце диктует, пиши; пусть небо зажж..тся денниц..й, — всю ночь выводи верениц..й заветные мысли души! (В. Брюсов) 2) Пароходик, отмахивающий три-четыре километра в час, постоянно садится на мель: дрожит, трётся деревянным днищ..м о песок. (Ф. Абрамов) 3) Как из чудного царства воскового, из душистой келейки медовой вылетела первая пч..лка... (А. Пушкин) 4) ...У косогора средь травы сяду слушать тихий ш..рох опадающей листвы. (Ш. Петёфи) 5) Приветствую душ..й и песнью первый снег. (П. Вяземский)

Ответ

1) Июль — согнут над белой страницей, — что сердце диктует, пиши; пусть небо зажжется денницей, — всю ночь выводи вереницей заветные мысли души! (В. Брюсов) 2) Пароходик, отмахивающий три-четыре километра в час, постоянно садится на мель: дрожит, трётся деревянным днищем о песок. (Ф. Абрамов) 3) Как из чудного царства воскового, из душистой келейки медовой вылетела первая пчелка... (А. Пушкин) 4) ...У косогора средь травы сяду слушать тихий шорох опадающей листвы. (Ш. Петёфи) 5) Приветствую душой и песнью первый снег. (П. Вяземский)

Творческие проверочные работы

1. Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их в столбик.

1) Человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т. п.; 2) лёгкое, обычно непромокаемое пальто; 3) небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением; 4) палочка из жирового вещества с фитилём внутри, служащая примитивным источником освещения; 5) неширокий и длинный кусок ткани для вытирания чего-нибудь; 6) сообщение о местных событиях, о событиях дня в периодическую печать, информация; 7) лицо с высшим медицинским образованием.

• Запишите во 2-м столбике эти же слова в творительном падеже, выделите окончания, объясните правописание гласной в окончании.

Ответ

1) товарищ; 2) плащ; 3) скворец; 4) свеча; 5) полотенце; 6) репортаж; 7) врач.

2. Допишите:

1) шалашом задачей

калачом = ?

2) чертежей певцов

юношей = ?

Ответ

Контрольные работы

I

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

(1)Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири. (2)Он приехал в Москву в своё геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денёчки провести в деревне.

(3)В рюкзаке у него лежали все вещи: брюки, тапочки, рубашка, садовый нож, папка с фотографиями. (4)Интересно было рассматривать фотографии и слушать рассказы геолога, объездившего всю страну.

(5)Владимир Сергеевич показал корень женьшеня. (6)Это был маленький ветвистый корешок жёлтого цвета. (7)Он был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками.

(По И. Дику)

Задания

1. Выпишите из 1-го абзаца существительные во множественном числе.

2. Выпишите из 2-го абзаца существительное, которое не имеет формы единственного числа.

3. Выпишите из последнего предложения текста существительное в единственном числе, в винительном падеже.

4. Выпишите из текста имена существительные собственные.

5. Выпишите из предложения 1 слова, которые иллюстрируют орфограмму «Падежные окончания существительных в единственном числе».

6. Выпишите из последнего абзаца существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом, начертите его схему. Произведите полный синтаксический разбор предложения.

8. Выпишите из предложения 4 словосочетание сущ. + сущ.

9. Укажите номер предложения, строение которого соответствует схеме:

10. Выпишите из 2-го абзаца существительные, строение которых соответствует схеме: корень, суффикс, окончание.

Ответ

II

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 8.

Однажды веч..ром я с..дел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверное, зад..ржалась в инст..туте или в м..газине или, может быть, долго ст..яла на автобусной ост..новке.

В это время во двор вышел Мишка. Он прот..нул мне к..робоч..ку от спичек.

Я открыл к..робоч..ку и увидел маленький светло-зелёный ог..нёк.

Что это Мишка? спросил я ш..потом.

Это светляч..к.

Мишка бери мой самосвал! Навсегда бери, насовсем! А мне дай эту звёздоч..ку...

И Мишка схв..тил мой самосвал и п..бежал домой. А я остался со своим светляч..ком. Какой он з..лёный, словно в ска..ке. Вот он, на ладони, а светит, словно изд..лека...

Потом пришла мама и мы п..шли домой. Мы п..гасили свет и стали вдвоём см..треть на бледно-зелёную звёздоч..ку.

Да, это волшебство! сказала мама.

Я так долго ждал тебя, и мне было скуч..но. А этот светляч..к луч..ше любого самосвала на свете. Ведь он ж..вой! И светит..ся!.

(По В. Ю. Драгунскому)

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Определите стиль текста и запишите свой ответ.

3. Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Свой выбор объясните графически.

4. Определите части речи в выделенном предложении.

5. Произведите морфологический разбор слова: (на) ладони.

6. Выпишите из текста словосочетание глаг. + сущ., определите падеж существительного.

7. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам: а) корень, суффикс, окончание; б) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, постфикс; в) корень, окончание. Определите часть речи записанных слов.

8. Начертите схему выделенного предложения. Объясните в схеме пунктуационное оформление предложения.

Ответ

1. Светлячок

3.

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверное, задержалась в институте или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке.

В это время во двор вышел Мишка. Он протянул мне коробочку от спичек.

Я открыл коробочку и увидел маленький светло-зелёный огонёк.

Что это Мишка? спросил я шепотом.

— Это светлячок.

— Мишка, бери мой самосвал! Навсегда бери, насовсем! А мне дай эту звёздочку...

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком. Какой он зелёный, словно в сказке. Вот он, на ладони, а светит, словно издалека...

Потом пришла мама и мы пошли домой. Мы погасили свет и стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

— Да, это волшебство! — сказала мама.

— Я так долго ждал тебя, и мне было скучно. А этот светлячок лучше любого самосвала на свете. Ведь он живой! И светится!

Контрольные диктанты

I

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверное, задержалась в институте или в магазине или, может быть, долго стояла на автобусной остановке.

В это время во двор вышел Мишка. Он протянул мне коробочку от спичек.

Я открыл коробочку и увидел маленький светло-зелёный огонёк.

— Что это, Мишка? — спросил я шёпотом.

— Это светлячок.

— Мишка, бери мой самосвал! Навсегда бери, насовсем! А мне дай эту звёздочку...

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком. Какой он зелёный, словно в сказке. Вот он, на ладони, а светит, словно издалека...

Потом пришла мама, и мы пошли домой. Мы погасили свет и стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

— Да, это волшебство! — сказала мама.

— Я так долго ждал тебя, и мне было скучно. А этот светлячок лучше любого самосвала на свете. Ведь он живой! И светится!..

(По В. Ю. Драгунскому)

Задания:

1. Произведите морфологический разбор существительных: (на) ладони (I вариант); (в) институте (II вариант).

2. Разберите слова по составу: задержалась, автобусной, остановке (I вариант); открыл, коробочку, маленький (II вариант).

3. Выпишите словосочетание глаг. + сущ., определите падеж существительного.

Ответ

II

Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.

Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Вероятно, тебе приходилось слышать гимн России, когда наши спортсмены побеждали на Олимпиаде или других международных соревнованиях. И наверняка, когда слушал торжественную музыку и видел, как поднимается на флагштоке бело-сине-красное полотнище, ты испытывал чувство гордости за нашу страну!

Мы любим Родину, потому что в России всё для нас своё, родное, всё нам близко и дорого. И это чувство любви к Отчизне, гордости за её державную мощь прекрасно передали авторы гимна: композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков.

(По Р. Данковой)

Задания:

1. Начертите схему последнего предложения.

2. Укажите части речи в последнем предложении.

3. Разберите морфологически слова: (любим) Родину (I вариант); (в) России (II вариант).

4. Выпишите три слова: существительное, прилагательное, глагол. Разберите их по составу.

Ответ

III

Мышонок Пик бежал всю ночь, а к утру забрался под большой куст и лёг спать.

Его разбудила громкая песня. Пик выглянул из-под корней и увидел у себя над головой красивую птичку с розовой грудкой, серой головкой и красно-коричневой спинкой. Мышонку очень понравилась её весёлая песня.

Не знал мышонок, что это был сорокопут-жулан, что эта птица промышляет разбоем.

Пик и опомниться не успел, как его больно ударили крючковатым клювом в спину.

От сильного удара Пик кубарем полетел с ветки. Он упал в мягкую траву и шмыгнул под корни.

Хитрый «соловей-разбойник» уселся под куст и стал ждать, не выглянет ли Пик из-под корней.

Целый день жулан сторожил Пика. Но когда зашло солнце, разбойник забрался в чащу спать. Тогда мышонок тихонько вылез из-под куста и убежал.

(По В. В. Бианки)

Примечание. Выписать на доску слова: сорокопут-жулан, «соловей- разбойник».

Задания:

1. Разберите морфологически слова: (из-под) корней (I вариант); (ударили) клювом (II вариант).

2. Разберите по составу: сильного, полетел, ветки (I вариант); хитрый, выглянет, мышонок (II вариант).

3. Укажите падеж существительных в 3-м предложении.

4. Начертите схему 3-го предложения.

Ответ

IV

У высокой муравьиной кучи на лесной светлой полянке ковром рассыпались знакомые лесные цветы.

Бегают по земле, под цветами, шустрые муравьи, тащат в свой общий дом сухие еловые хвоинки, мёртвых комаров и жучков. Приглядитесь хорошенько! Множество больших и малых дорог, троп и тропинок протоптано в высокой траве, под цветами трудолюбивыми муравьями.

Почти всё лето цветут жёлтые цветки под лиловыми листьями. Поставьте на стол скромный букетик, и вы вспомните зелёную опушку, муравьиную высокую кучу и хлопотливых муравьёв.

Я очень люблю это скромное растеньице. Оно напоминает мне счастливое далёкое детство.

(По И. Соколову Микитову)

Задания:

1. Произведите морфологический разбор слов: (на) полянке (I вариант); (под) цветами (II вариант).

2. Выпишите из 3-го абзаца существительные во множественном числе, укажите их падеж.

3. Выпишите из текста три слова: существительное, прилагательное, глагол. Разберите их по составу.

4. Начертите схему 2-го предложения из 3-го абзаца.

Ответ