Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфология. Орфография
Буквы Е - И в падежных окончаниях имён существительных

Проверочные работы

1. Запишите, выделите окончания имён существительных, объясните в них выбор гласной буквы.

На опушк.. леса, на обложк.. тетрад.., в рабочей тетрадк.., в ветхой избушк.., на большой площад.., бежать по тропинк..; ни дорожк.., ни тропинк.. не найти; с ветк.. на ветку, на ветк.. берёзы, просить о помощ.. .

Ответ

На опушке леса, на обложке тетради, в рабочей тетрадке, в ветхой избушке, на большой площади, бежать по тропинке; ни дорожки, ни тропинки не найти; с ветки на ветку, на ветке берёзы, просить о помощи.

2. Запишите, выделите окончания имён существительных, объясните в них выбор гласной буквы.

Присутствовать на лекци..., на территори.. России, заниматься в секци.. волейбола, служить в арми.., рассказать о коллекци.. картин.

Ответ

Присутствовать на лекции, на территории России, заниматься в секции волейбола, служить в армии, рассказать о коллекции картин.

3. Запишите, выделите окончания имён существительных, объясните в них выбор гласной буквы.

Побывать в планетари.., играть на виолончел.. и роял.., подготовиться к дискусси.., идти вместе по жизн.., в созвезди.. Козерога, держать на ладон.., участвовать в радиопередач.., находиться в забыть.., в постоянном движени.. .

Ответ

Побывать в планетарии, играть на виолончели и рояле, подготовиться к дискуссии, идти вместе по жизни, в созвездии Козерога, держать на ладони, участвовать в радиопередаче, находиться в забытьи, в постоянном движении.

4. Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? Запишите, выделите окончания имён существительных, объясните выбор в них гласной буквы.

1) Этикет надо соблюдать даже в дружб.. . (Японская) 2) Капля по капл.. и камень долбит. (Русская) 3) Одинокий человек как рыба в луж.. . (Корейская) 4) Будь с другом и в радост.., и в горест.. . (Русская) 5) В юрт., опора — шест, в жизн.. опора — друг. (Монгольская) 6) С миру по нитк.. — голому рубаха. (Русская) 7) Имей друга в каждом город... (Арабская) 8) Друзей в радост.. — много, а в гор.. — мало. (Курдская) 9) Знал друга в радост.., не оставляй в горест.. . (Русская)

Ответ

1) Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (Японская) 2) Капля по капле и камень долбит. (Русская) 3) Одинокий человек как рыба в луже. (Корейская) 4) Будь с другом и в радости, и в горести. (Русская) 5) В юрте опора — шест, в жизни опора — друг. (Монгольская) 6) С миру по нитке — голому рубаха. (Русская) 7) Имей друга в каждом городе. (Арабская) 8) Друзей в радости — много, а в горе — мало. (Курдская) 9) Знал друга в радости, не оставляй в горести. (Русская)

5. Запишите пословицы, выделяя орфограмму «Падежные окончания имён существительных». Графически обоснуйте свой выбор.

1) В тесноте, да не в обид.. . 2) С миру по нитк.. — голому рубаха. 3) Яблоко от яблон.. недалеко падает. 4) Сколько верёвочк.. ни виться, а конец будет. 5) Москва от копеечной свечк.. сгорела. 6) По одёжк.. встречают, по уму провожают. 7) После драк.. кулаками не машут. 8) Без букв и грамматик.. не выучишься и математик.. . 9) На чужой сторонушк.. рад своей воронушк.. . 10) Капля в мор.. не заметна.

• Объясните смысл одной из пословиц.

• Подчеркните имя существительное собственное.

• Разберите одно из существительных морфологически.

• Найдите слово: а) с оглушением, б) с озвончением. Разберите их по составу.

Ответ

1) В тесноте, да не в обиде. 2) С миру по нитке — голому рубаха. 3) Яблоко от яблони недалеко падает. 4) Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. 5) Москва от копеечной свечки сгорела. 6) По одёжке встречают, по уму провожают. 7) После драки кулаками не машут. 8) Без букв и грамматики не выучишься и математике. 9) На чужой сторонушке рад своей воронушке. 10) Капля в море не заметна.

6. Запишите скороговорки, объясняя правописание букв е, и в падежных окончаниях существительных.

1) Дали Глаш.. простокваш.., а у Глаш.. — каша. 2) Михейка на скамейк.. плетёт лапти Андрейк... Не годятся лапти Андрейк.. на ножк.., а годятся лапти на лапк.. кошк.. . 3) На опушк.. в избушк.. живут старушки-болтушки. У каждой старушк.. лукошко. В каждом лукошк.. кошка.

Ответ

1) Дали Глаше простокваши, а у Глаши — каша. 2) Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке. Не годятся лапти Андрейки на ножки, а годятся лапти на лапки кошке. 3) На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка.

7. Запишите, объясняя правописание гласных в окончаниях существительных.

Любовь к Родин.. начинается с любви к матер.. . А человек начинается с его отношения к матер.. . И всё лучшее, что есть в человек.., достаётся ему от матер.. . (В. Сухомлинский)

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по тексту В. Сухомлинского. Напишите, разделяете ли вы мнение автора текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ

Любовь к Родине начинается с любви к матеру. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери.

8. Прочитайте. Выпишите из текста: 1) имена существительные собственные вместе с теми словами, к которым они относятся (I вариант); 2) слова с орфограммой «Гласные в падежных окончаниях существительных» (II вариант).

Крайние точки

Если ра(с, сс)матривать наше г..сударство на карт.., можно назвать его крайние точ..ки: на север.., юг.., запад.. и восток.. . Самая северная точ..ка (Р, р)оссии — это мыс (Ч, ч)елюскин на полуостров.. (Т, т)аймыр. Мыс назван так по фамил.. путешественника, который открыл его в 1742 году. Самая южная точ.. ка нашего г..сударства ра..положена на те(р, рр)итор.. (Д, д)агестана, на границ.. с (А, а)зербайджаном. Крайняя западная точ.. ка (Р, р)оссии находит..ся на песчаной (Б, б)алтийской косе (Г, г)даньского залива (Б, б)алтийского моря. Здесь (Р, р)оссия граничит с (П, п)ольшей. На восток.. крайней точ..кой явл..ет..ся мыс (Д, д)ежнёва, ра..положенный на полуостров.. (Ч, ч)укотка. Мимо него в 1648 году впервые пр..плыл русский путешественник (С, с)емён (Д, д)ежнёв.

(По Е. В.Симоновой)

• Выпишите остальные слова с пропусками, объясните их правописание.

Ответ

Крайние точки

Если рассматривать наше государство на карте, можно назвать его крайние точки: на севере, юге, западе и востоке. Самая северная точка России — это мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Мыс назван так по фамилии путешественника, который открыл его в 1742 году. Самая южная точка нашего государства расположена на территории Дагестана, на границе с Азербайджаном. Крайняя западная точка России находится на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря. Здесь Россия граничит с Польшей. На востоке крайней точкой является мыс Дежнёва, расположенный на полуострове Чукотка. Мимо него в 1648 году впервые проплыл русский путешественник Семён Дежнёв.

9. Выпишите существительные вместе с теми словами, к которым они относятся, в два столбика: 1) с е в окончании; 2) с и в окончании.

1) Долохов слез с лошад.., подошёл к Пет.. и дрожащими руками повернул к себе уже побледневшее лицо Пет.. . 2) У одной избушк.. столпились казаки, что-то делая. 3) Пехота, шлёпая сотней ног, прошла вперёд по дорог.. и быстро скрылась между деревьев в предрассветном туман.. . 4) Он был в волшебном царств.., в котором ничего не было похоже на действительность. 5) Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездк.. . 6) Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в пол.., а вдоль по деревн.. . 7) Денисов в волнени.., беспокойств.. и досад.. на себя, что отпустил Петю, ожидал его. 8) Солдат в колпаке и синей шинел.., стоя на коленях, мешал в котелке шомполом. 9) Долохов поехал по дорог.. к мосту. 10) Петя в арми.. слышал много рассказов про необычайную храбрость Долохова. (Л. Н. Толстой)

Ответ

1) Долохов слез с лошади, подошёл к Пете и дрожащими руками повернул к себе уже побледневшее лицо Пети. 2) У одной избушки столпились казаки, что-то делая. 3) Пехота, шлёпая сотней ног, прошла вперёд по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. 4) Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похоже на действительность. 5) Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки. 6) Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. 7) Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его. 8) Солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, мешал в котелке шомполом. 9) Долохов поехал по дороге к мосту. 10) Петя в армии слышал много рассказов про необычайную храбрость Долохова. (Л. Н. Толстой)

10. Прочитайте стихотворение русской поэтессы В. Г. Сааковой. Какой теме оно посвящено? Какова его главная мысль?

* * *

Солдат читал в землянке Пушкина.

Мела железная метель,

В полкилометре, на опушке,

Гремела эхом артдуэль...

Пусть рядом были смерть и стоны,

Снаряды с грохотом рвались —

А здесь

Стихи звучат влюблённо,

И, значит, торжествует жизнь!

• Запишите ту часть стихотворения, которая иллюстрирует орфографическое правило «Правописание е, и в падежных окончаниях существительных».

Ответ

11. Запишите по памяти. Выделите орфограмму «Падежные окончания существительных».

* * *

В каждом параграф..,

В каждом рассказ..,

В сказк.. и песн.., даже во фраз.. —

Ты только вдумайся, только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

     (Г. Г. Граник)

• Разберите морфологически слова: (в) рассказе (\ вариант); (в) песне (II вариант).

Ответ

12. Прочитайте чистоговорку. Чёткое произношение каких звуков она помогает отрабатывать?

* * *

Возле грядки — две лопатки,

Возле кадки — два ведра.

После утренней зарядки

Мы работали на грядке —

И посадки все в порядке,

Их теперь полить пора.

• Запишите чистоговорку по памяти. Объясните правописание падежных окончаний существительных.

• Выделите орфограмму «Правописание проверяемой согласной в корне», устно подберите проверочные слова.

Ответ

Творческая проверочная работа

Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их в столбик, рядом запишите эти слова в родительном падеже единственного числа. Выделите окончания.

1) Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения; 2) пункт, место остановки на железных дорогах и некоторых других путях сообщения; 3) собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций; 4) подразделение в составе какого-нибудь учреждения, организации; 5) род деревьев и кустарников семейства бобовых; 6) ценная бумага, свидетельствующая о взносе определённого пая в предприятие, дающая её владельцу право собственности и участия в выборах.

• Подчеркните одной чертой однозначные слова.

• Подчеркните двумя чертами слово, имеющее омоним.

Ответ

1) лекция; 2) станция; 3) конференция; 4) секция; 5) акация; 6) акция.