Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфология. Орфография
Имя существительное - Большая буква и кавычки в именах собственных
Проверочные работы
1. Запишите, подчеркните имена собственные.
I. Журнал «Мурзилка», поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», собака Жучка, картина Шишкина «Рожь», Куликовская битва, Московская область, город Сергиев Посад, стихотворение Лермонтова «Парус», в газете «Комсомольская правда».
II. Конституция России, Великая Отечественная война, Северный Ледовитый океан, на Крайнем Севере, Московский Кремль, Государственный Эрмитаж, День Победы, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина, Нобелевская премия, Международная премия мира.
Ответ
2. Прочитайте. Какая тема объединяет данные высказывания? Запишите, раскрывая скобки. Подчеркните имена собственные.
1) Матушка (В, в)олга и широка и долга. 2) И (П, п)ензенцы в (М, м)оскве свою ворону узнали. 3) Дон, (Д, д)он, а лучше дом. Хорош (П, п)ариж, а живёт и (К, к)урмыш. (Пословицы) 4) Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым (О, о)течества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов)
Ответ
1) Матушка Волга и широка, и долга. 2) И пензенцы в Москве свою ворону узнали. 3) Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живёт и Курмыш. (Пословицы) 4) Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов)
3. Запишите пословицы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена собственные.
1) Всемером пойдут, так и (С, с)ибирь возьмут. 2) Доброму (С, с)авве добрая слава. 3) Язык до (К, к)иева дов..дёт. 4) На бедного (М, м)акара все ш..шки вал..тся. 5) Для(Р, р)одины своей ни сил, ни ж..зни не ж..лей.
Ответ
1) Всемером пойдут, так и Сибирь возьмут. 2) Доброму Савве, добрая слава. 3) Язык до Киева доведёт. 4) На бедного Макара все шишки валятся. 5) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
4. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».
1) Высшее поч..тное звание в нашей стр..не — звание (Г, г)ероя (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерац..и. Оно присваивает..ся за заслуги перед государством и народом, связанные с героическим поступком. 2) Детство писателя (Б, б)унина прошло на хуторе (Б, б)утырки (О, о)рловской губернии. 3) Извес..ный поэт (Б, б)альмонт об..ездил весь мир, но всегда тосковал по (Р, р)одине. 4) Стихотворение (Е, е)сенина Черёмуха рисует приход весны. 5) В детском журнале Мурзилка много интересных ра(с,сс)казов об истории (Р, р)оссии.
• Какие имена собственные вы написали не только с большой буквы, но и заключили в кавычки?
Ответ
1) Высшее почетное звание в нашей стране — звание Героя Российской Федерации. Оно присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с героическим поступком. 2) Детство писателя Бунина прошло на хуторе Бутырки Орловской губернии. 3) Известный поэт Бальмонт объездил весь мир, но всегда тосковал по родине. 4) Стихотворение Есенина «Черёмуха» рисует приход весны. 5) В детском журнале Мурзилка много интересных рассказов об истории России.
5. Запишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами. Подчеркните имена собственные.
Наша Земля прекрас..на. К..смонавты говорят что из космоса она выгл..дит как драгоценный камень. Но главная особенность Земли её ун..кальность сост..ит в том что только на ней из всех пл..нет Солнеч..ной системы есть ж..знь.
(А. А. Плешаков)
• Подчеркните грамматические основы предложений.
• Почему слово Земля пишется в данном тексте с большой буквы?
• Составьте и запишите предложение, в котором слово земля будет нарицательным.
Ответ
Наша Земля прекрасна. Космонавты говорят, что из космоса она выглядит как драгоценный камень. Но главная особенность Земли её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.
6. Прочитайте текст. Укажите в нём все имена собственные, запомните их правописание. Объясните роль тире в 1-м предложении, запятых — во 2-м предложении.
Глава государства
Президент Российской Федерации — это глава нашего государства и Главнокомандующий Вооружёнными силами страны. Он защищает Конституцию, назначает главу Правительства России, контролирует его работу, утверждает законы, от имени России общается с главами других государств.
(По Е. В. Симоновой)
• Запишите текст под диктовку. Подчеркните имена собственные.
• Подчеркните однородные члены во 2-м предложении.
• Выделите орфограмму «Проверяемая безударная гласная корня».
• Устно подберите проверочные слова.
Ответ
7. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните правописание слов с пропусками и со скобками. Имена собственные подчеркните.
Московский Кремль
В центр.. (М, м)осквы находится (К, к)ремль — «сер..це» (Р, р)оссии. Это самая древняя ч..сть (М, м)осквы. На те(р, рр)итории (К, к)ремля выс..тся старинные соборы (У, у)спенский (А, а)рхангельский и (Б, б)лаговещенский. Все цари и имп..раторы венч..лись на царство в главном храм.. (Р, р)оссии — (У, у)спенском соборе. В (К, к)ремле находится резиденц..я (П, през..дента (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации. През..дент приносит клятву на верность (Р, р)оссии в (Б, б)ольшом (К, к)ремлёвском дворце.
(Е. В. Симонова)
• Разберите синтаксически предложение с однородными членами и обобщающим словом. Начертите его схему.
• В каких предложениях есть однокоренные слова к словам из 1-го предложения? Разберите их по составу.
Ответ
Московский Кремль
В центре Москвы находится Кремль — «сердце» России. Это самая древняя часть Москвы. На территории Кремля высятся старинные соборы — Успенский, Архангельский и Благовещенский. Все цари и императоры венчались на царство в главном храме России — Успенском соборе. В Кремле находится резиденция Президента Российской Федерации. Президент приносит клятву на верность России в Большом Кремлёвском дворце.
8. Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы. Свой выбор объясните графически.
Красная площадь
Самые главные праз..ники (Р, р)оссии принято отм..чать на (К, к)расной площад.. . Она находит..ся рядом с (К, к)ремлём. Здесь устраивают..ся военные п..рады к..нцерты торжественные ше..ствия. Сюда идут все впервые приехавшие в (М, м)оскву. На (К, к)расной площад.. ра..положены извес..ные всему миру собор (В, в)асилия (Б, б)лаженного (И, и)сторический музей памятник (М, м)инину и (П, п)ожарскому.
(Е. В. Симонова)
• Произведите синтаксический разбор 3-го предложения.
• Разберите морфологически слова из 1-го предложения: России (I вариант); (на) площади (II вариант).
Ответ
Красная площадь
Самые главные праздники России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлём. Здесь устраиваются военные парады, концерты, торжественные шествия. Сюда идут все впервые приехавшие в Москву. На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия Блаженного, исторический музей, памятник Минину и Пожарскому.
Творческие проверочные работы
1. Прочитайте предложения-вопросы. Ответьте на них, используя данные предложения как основу своего высказывания. Выделите орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».
1) Чему посвящена басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»? 2) Какой порок обнажает басня И. А. Крылова «Свинья под дубом»? 3) Где написал А. С. Пушкин поэму «Руслан и Людмила»? (В селе Михайловское Псковской губернии.) 4) Кто ваш любимый поэт? 5) Когда началась Великая Отечественная война? 6) Что такое Млечный Путь? 7) Вы бывали в Москве на Красной площади? 8) Какие синонимы к слову Родина вы знаете? 9) Какие газеты и журналы вы выписываете?
Ответ
2. Прочитайте слова. Составьте и запишите предложения таким образом, чтобы одни и те же существительные были в одних предложениях собственными, в других — нарицательными. Укажите в каждом предложении синтаксическую роль данных существительных.
Роза, орёл, дружок.
Ответ