Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфемика. Орфография. Культура речи
Буквы И - Ы после Ц
Проверочные работы
1. Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните правописание.
Ц..ферблат часов, ц..рковой артист, певчие птиц.., ц..ганские песни, медиц..нский институт, нац..ональная гордость, границ.. государства, узкие улиц.., зарубежная делегац..я, научная конференц..я, ц..тата Тургенева, хорошая дикц..я.
Ответ
Циферблат часов, цирковой артист, певчие птицы, цыганские песни, медицинский институт, национальная гордость, границы государства, узкие улицы, зарубежная делегация, научная конференция, цитата Тургенева, хорошая дикция.
2. Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.
Расположиться на арене ц..рка, предчувствовать тяжёлую ситуац..ю, возродить традиц..и, сложить ц..фры, круглолиц..й малыш, жёлтые ц..плята, ц..трусовые растения, сестриц..н плащ, ц..ганский табор.
Ответ
Расположиться на арене цирка, предчувствовать тяжёлую ситуацию, возродить традиции, сложить цифры, круглолицый малыш, жёлтые цыплята, цитрусовые растения, сестрицын плащ, цыганский табор.
3. Запишите пословицы, объясняя правописание слов с орфограммой «Буквы и — ы после ц».
1) В одиночку и птиц.. в лесу не живут. (Осетинская) 2) В каждой деревне имей друга, врага не имей даже в целой провинц..и. (Арабская) 3) Ц..плят по осени считают. 4) В кулаке все пальц.. равны. 5) Без пастуха и овц.. не стадо. 6) Лучше лишиться яйца, чем куриц.. .
Ответ
1) В одиночку и птицы в лесу не живут. (Осетинская) 2) В каждой деревне имей друга, врага не имей даже в целой провинции. (Арабская) 3) Цыплят по осени считают. 4) В кулаке все пальцы равны. 5) Без пастуха и овцы не стадо. 6) Лучше лишиться яйца, чем курицы.
4. Запишите высказывания известных людей, объясняя правописание слов с пропущенными буквами.
1) Умные люди — луч..шая энц...клопедия. (И. Гёте) 2) Иску(с, сс)тво — это одежда нац..и. (О. Бальзак) 3) Часто из наших способностей рождаются сильнейшие принц..пы нашего поведения, как из ж..лудя выр..стает дуб, не боящийся бури. (Э. Булвер-Литтон) 4) Цивилизац..я не на улицах, цивилизац..я в сердце. (В. Розанов)
• ТР. Напишите, как вы понимаете смысл высказывания В. Розанова: «Цивилизация не на улицах, цивилизация в сердце».
Ответ
1) Умные люди — лучшая энциклопедия. (И. Гёте) 2) Искусство — это одежда нации. (О. Бальзак) 3) Часто из наших способностей рождаются сильнейшие принципы нашего поведения, как из желудя вырастает дуб, не боящийся бури. (Э. Булвер-Литтон) 4) Цивилизация не на улицах, цивилизация в сердце. (В. Розанов)
5. Запишите предложения, объясняя правописание слов с пропусками.
1) Никита вылез из кровати и на ц..почках прош..лся по горячим солнеч..ным кв..дратам на полу... (А. Н. Толстой) 2) И папа ..держал своё слово, он пош..л со мной в ц..рк. (В. Драгунский) 3) Р..стения теперь оканчивают свой годичный ц..кл развития. 4) В мае и июне верный барометр — ж..лтые цветки акац..и. (Д. Зуев) 5) Писатели двадцатого столетия продолжают традиц..и своих предшественников. 6) Три девиц.. под окном пряли поздно вечерком. (А. С. Пушкин) 7) Малыш видел однажды в ц..рке, как фокусник вынул из ц..линдра живого кролика. (А. Линдгрен) 8) Эти ц..фры по порядку запиши в свою тетрадку. (С. Я. Маршак)
Ответ
1) Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу... (А. Н. Толстой) 2) И папа сдержал своё слово, он пошел со мной в цирк. (В. Драгунский) 3) Растения теперь оканчивают свой годичный цикл развития. 4) В мае и июне верный барометр — желтые цветки акации. (Д. Зуев) 5) Писатели двадцатого столетия продолжают традиции своих предшественников. 6) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. С. Пушкин) 7) Малыш видел однажды в цирке, как фокусник вынул из цилиндра живого кролика. (А. Линдгрен) 8) Эти цифры по порядку запиши в свою тетрадку. (С. Я. Маршак)
6. Запишите текст, объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами. Укажите части речи слов с орфограммой «Буквы и — ы после ц». Расставьте пропущенные знаки препинания.
Права народов, прож..вающих на те..итории России, защ..щены Конституц..ей Российской Федерац..и. Все народы сохр..няют свой родной язык древние традиц..и и народную культуру. Каждый гражданин Российской Федерац..и должен с ув..жением относит..ся к культур.. и традиц..ям других народов. В нашей стране люди разных нац..ональностей ж..вут рядом пом..гают друг другу в беде радуют..ся победам стремят..ся всегда ж..ть в мире и согласии.
(Е. В. Симонова)
Ответ
Права народов, проживающих на территории России, защищены Конституцией Российской Федерации. Все народы сохраняют свой родной язык, древние традиции и народную культуру. Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В нашей стране люди разных национальностей живут рядом, помогают друг другу в беде, радуются победам, стремятся всегда жить в мире и согласии.
7. Прочитайте. Выпишите слова с орфограммой «Буквы и — ы после ц», объясните правописание слов.
* * *
Есть слова, где ц в начале,
где — в средине, где — в конце.
Цапля ход..т по б..лоту,
ждут в гн..зде её птенц..
Ц..рк откроет..ся в су..оту,
вот пр..ехали борц.. .
В цех явились на р..боту
м..лодые кузнец.. .
В каждой строчк..буква ц,
словно камушек в кольце.
И в ц..плятах на крыльце
тоже есть две буквы ц.
(Л. Дьяконов)
• Выпишите другие слова с пропусками, объясните их правописание.
Ответ
* * *
Есть слова, где ц в начале,
где — в средине, где — в конце.
Цапля ходит по болоту,
ждут в гнезде её птенцы
Цирк откроется в субботу,
вот приехали борцы.
В цех явились на работу
молодые кузнецы.
В каждой строчке буква ц,
словно камушек в кольце.
И в цыплятах на крыльце
тоже есть две буквы ц.
8. Прочитайте. Выпишите слова, в которых есть орфограммы, изученные вами в разделе «Морфемика. Орфография», в таблицу, что находится ниже. Объясните правописание, графически выделите морфемы, в которых находится орфограмма.
Утром л..жал вчерашний снег. Потом выгл..нуло со..нце, и при северном х..лодном ветр.. весь день н..сились тяж..лые обл..ка, то о..крывая со..нце, то опять з..крывая и угр..жая...
В лесу же, в з..ветрии, как ни в чём не бывало, пр..должалась весенняя ж..знь... <...> В ранней иве выбивают..ся мел..чайшие ж..лтенькие цветоч..ки, сост..вляющие потом в целом как бы ж..лтого, только что выбившегося из яич..ной скорлупы ц..плёнка.
Стволы нестарых елей п..крылись, как шерстью, зелёными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно п..казывается новый узел новой будущей мутовки...
(По К. Г. Паустовскому)
Орфограммы в приставках |
Орфограммы в корне |
• Выпишите остальные слова с пропусками, объясните их правописание.
Ответ
Утром лежал вчерашний снег. Потом выглянуло солнце, и при северном холодном ветре весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая и угрожая...
В лесу же, в заветрии, как ни в чём не бывало, продолжалась весенняя жизнь... <...> В ранней иве выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыплёнка.
Стволы нестарых елей покрылись, как шерстью, зелёными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел новой будущей мутовки...
Творческие проверочные работы
1. Отгадайте загадки. Отгадки запишите, обозначьте орфограмму «Буквы и — ы после ц».
1) Несётся и стреляет, ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться за этой тараторкой. 2) Там слоны, лошадки скачут, там смеются, а не плачут, клоуны всех веселят, на арене — маскарад! 3) Весною трели-переливы, а летом в поле перезвон, осенью на юг собрались, чтобы весной вернуться вновь. 4) Жёлтые комочки, лёгкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? 5) Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их. Но братья эти сосчитают всё на свете. 6) Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки... И вот он — шарф для Петеньки. 7) Сговорились две ноги делать дуги-круги. 8) Летом в огороде — свежие, зелёные. А зимою — в бочке — жёлтые, солёные.
• Допишите своих три-четыре примера на данную орфограмму.
Ответ
1) мотоцикл; 2) цирк; 3) птицы; 4) цыплята; 5) цифры; 6) спицы; 7) циркуль; 8) огурцы
2. Запишите слова, толкование которых даётся в этих предложениях. Объясните правописание записанных слов.
1) Место на часах, где расположены цифры, называется ... . 2) Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста называется ... . 3) ... — это зрелищное предприятие для устройства представлений с участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных. 4) Синоним слова «парикмахер» — ... . 5) Наука о лечении называется ... . 6) Птенец курицы называется ... . 7) ... — это вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. 8) В древнегреческой мифологии одноглазого великана звали ... . 9) ... — это инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах. 10) Черепаху защищает крепкий ... . 11) Народность индийского происхождения, живущая кочевыми и полукочевыми группами в странах Европы и Азии, называется ... . 12) Значок для обозначения числа называется ... .
Ответ
1) циферблат; 2) цитата; 3) цирк; 4) цирюльник; 5) медицина; 6) цыплёнок; 7) циклон; 8) циклоп; 9) циркуль; 10) панцирь; 11) цыгане; 12) цифра.
Контрольные работы
I
Тест
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) сл..гать, подр..сла, р..стение
2) выр..щенный, предл..гать, изл..жение
3) предл..жение, выр..сла, р..сток
Ответ: 3
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ц..ферблат, ц..ркуль, медиц..на
2) р..стительный, Р..стислав, р..стовщик
3) прил..гательное, р..сла, отр..сль
Ответ: 1
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ц..тата, лекц..я, белолиц..й
2) ш..пот, деш..вый, ш..рох
3) объед..нить, ц..ркач, изв..нение
Ответ: 3
4. В каком ряду все слова — с чередующейся гласной в корне?
1) р..сток, р..стение, р..са
2) сл..жение, сл..гаемое, взр..щённый
3) ж..нглёр, расч..ска, сч..ты
Ответ: 2
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) не..гибаемый, и..бежать, ра..писка
2) ни..падать, ..делать, и..чез
3) во..ход, бе..печный, ра..ведать
Ответ: 2
II
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
(1)Родиной человек н..зывает то место где он р..дился. (2)У каждого есть своя р..дная стр..на. (3)Она всегда каж..тся самой бли..кой и самой луч..шей в мире. (4)Наша Родина это Россия. (5)Россиян об..ед..няет русский язык история нашей стр..ны общие тр..диц..и и праз..ники.
(6)Слово «родина» прои..ходит от слова «род». (7)От него произошли и другие извес..ные слова родственники р..дной народ. (8)Эти слова озн..чают бли..ких людей, д..вно связанных друг с другом. (9)Действительно, на родине обыч..но ж..вут наши мама и папа бабушки и дедушки друзья детства. (10)Все они разг..варивают на одном языке понимают друг друга з..ботят..ся друг о друге. (11)Куда бы человек ни п..ехал, он м..чтает вернут..ся домой, на родину, где его всегда ждут и люб..т. (12)3десь даже деревья тр..ва цв..ты кажут..ся особенными родными.
(Е. В. Симонова)
Задания
1. Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Свой выбор объясните графически.
3. Определите стиль текста.
1) разговорный
2) публицистический
3) художественный
4) научный
4. Определите тип текста.
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) повествование с элементами описания
5. Рассмотрите таблицу и заполните её примерами из текста.
Родина |
|
однокоренные слова |
формы слова |
1) |
1) |
2) |
2) |
3) |
3) |
4) |
|
5) |
6. В каком варианте ответа слово неверно разобрано по составу?
1) произошли — приставки про-, изо-, корень -ш-, суффикс -л-, окончание-и;
2) означают — приставка о-, корень -знач-, суффикс -а-, окончание -ют;
3) кажутся — корень каж-, окончание -ут-, постфикс -ся;
4) заботятся — приставка за-, корень -бот-, окончание -ят-, постфикс -ся.
7. В каком предложении есть слово с неизменяемой приставкой?
1) 11 2) 2 3) 9 4) 12
8. Выпишите из первого абзаца слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного. Разберите его по составу. Запишите два-три своих примера на данную орфограмму.
9. В каком варианте ответа оба предложения имеют слово с непроизносимой согласной?
1) 7, 5 2) 1, 5 3) 7, 12 4) 2, 6
10. В каком варианте ответа оба предложения простые, осложнённые однородными членами?
1) 1, 2 2) 11, 12 3) 10, 12 4) 5, 1
Ответ
2.
(1)Родиной человек называет то место, где он родился. (2)У каждого есть своя родная страна. (3)Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. (4)Наша Родина — это Россия. (5)Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники.
(6)Слово «родина» происходит от слова «род». (7)От него произошли и другие известные слова родственники — родной народ. (8)Эти слова означают близких людей, давно связанных друг с другом. (9)Действительно, на родине обычно живут наши мама и папа, бабушки и дедушки, друзья детства. (10)Все они разговаривают на одном языке, понимают друг друга, заботятся друг о друге. (11)Куда бы человек ни поехал, он мечтает вернуться домой, на родину, где его всегда ждут и любят. (12)3десь даже деревья, трава, цветы кажутся особенными родными.
Контрольные диктанты
I
...Глухой сумрак прошёл внезапной волной по листве. Золото меркло. Воздух тускнел. Далёкий грозный ропот прокатился от края лесов и замер где-то над горами.
— Гроза заходит! — крикнул Ваня.
Гром расколол небо, вздрогнула чёрная вода, но в лесах ещё бродили последние отблески солнца.
Спиной Берг чувствовал, что сзади идёт дикая тьма, пыль. Уже листья летели ливнем, и, спасаясь от грозы, низко неслись над мелколесьем испуганные птицы.
Чёрный дым падал на озеро. Леса качались. За ними свинцовой стеной шумел ливень, изрезанный трещинами молний. Первая тяжёлая капля щёлкнула по руке.
В лицо ударила водяная пыль. Метелью закружились и ударили в глаза мокрые листья.
Молния расколола сосну. Ливень обрушился с низкого неба.
(По К. Г. Паустовскому)
Примечание. Сказать о постановке запятых, выделяющих деепричастный оборот.
Задания:
1. Выполните синтаксический разбор предложений: «Далёкий грозный ропот прокатился от края лесов и замер где-то над горами» (I вариант); «Метелью закружились и ударили в глаза мокрые листья» (II вариант). Начертите схемы предложений.
2. Выпишите слова с орфограммой «Буквы ё — о после шипящих в корне». Разберите их по составу.
3. Выделите приставки: 1) в словах третьего абзаца (I вариант); 2) в словах четвёртого абзаца (II вариант).
Ответ
II
Макушкой лета зовут июль. Но, пожалуй, каждый второй месяц любого времени года можно назвать его макушкой, вершиной. Январь — макушка зимы. Апрель — макушка весны. А сейчас, в октябре, подошла к своей вершине и осень.
Прошёл дождь, и стали грязными дороги. После ночных заморозков обильно посыпались на землю осенние листья. И ни у одного другого месяца нет такой богатой красками палитры, как у октября. Присмотритесь внимательно! Как преобразились все растения! У каждого из деревьев теперь свой собственный цвет. Берёзы и орешник стали золотыми. Осины — оранжевыми, а листья бересклета — фиолетовыми. В красные ажурные одежды облачились рябины и кусты калины, медью отливают листья дуба. А вот ольха и бузина так и остались зелёными. Листья у них лишь чуть побурели, и такими они и опадут глубокой осенью.
Искрится, играет разными красками октябрь.
(По Т. Горовой)
Примечание. Сказать о постановке тире в неполном предложении.
Задания:
1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
2. Выпишите одно существительное, одно прилагательное, один глагол. Разберите по составу.
3. Подберите синонимы к словам: красный, прошли (дожди) (I вариант); зелёный, ажурные (II вариант).
Ответ
III
Ольха
He все люди любят ольху. Неприглядные тёмно-зелёные заросли молодой ольхи принято называть сорняками. Молодой ольхою зарастают заброшенные луга и поля, почва под ольхой заболачивается, разводятся несметные комары и другие вредные насекомые.
Но есть и в ольхе что-то прелестное, когда растёт она на свободе. Особый вид ольхи, растущей на сырых местах вблизи рек и лесных ручьёв, называют чёрной ольхою. Из толстых стройных стволов чёрной ольхи пилили широкие доски, а искусные столяры делали из этих досок изящную мебель. Теперь чёрной ольхи осталось в лесах очень мало.
Большие пространства зарастают серой мелкой ольхою. Такая ольха годится лишь на хворост и дрова. Ольховые дрова хорошо горят в печах, ими можно топить всю долгую зиму.
Нередко в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника.
(По И. Соколову-Микитову)
Примечание. Сказать о правописании слова что-то.
Задание:
1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне: из 1-го и 2-го абзацев (I вариант); из 3-го и 4-го абзацев (II вариант).
3. Выпишите три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне», подберите проверочные слова.
4. Выпишите один глагол, одно прилагательное, одно существительное. Разберите по составу.
Ответ
IV
Была полночь. Шёл снег. Мохнатый снег падал снаружи на подоконники, светился магическим огнём — отблеском уличных фонарей. Мерно и далеко били часы на Спасской башне. В соседней квартире кто-то играл на рояле музыку Грига. Мелодия росла, завораживала...
Берг долго сидел, улыбаясь.
Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов. Почему? Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник. И что любовь к родине сделала его жизнь во сто крат более прекрасной.
(По К. Г. Паустовскому)
Примечание. Сказать о постановке тире в 3-м предложении; о правописании слова кто-то.
Задания:
1. Подберите однокоренные слова к словам: сердце (I вариант); родина (II вариант).
2. Выпишите слова с непроизносимой согласной, разберите их по составу. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Разберите синтаксически 4-е предложение.
Ответ