Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфемика. Орфография. Культура речи
Буквы Ё - О после шипящих в корне
Проверочные работы
1. Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните правописание.
Короткая ч..лка, зубная щ..тка, деш..вая вещь, крупный крыж..вник, ш..пот леса, тяж..лые ж..луди, ш..лковый платок, ш..рох листьев, жужжание пч..л, тонкая ж..рдочка, ж..лтый одуванчик, ч..рные глазки, ровный ш..в.
Ответ
Короткая челка, зубная щетка, дешевая вещь, крупный крыжовник, шепот леса, тяжелые желуди, шелковый платок, шорох листьев, жужжание пчел, тонкая жердочка, желтый одуванчик, черные глазки, ровный шов.
2. Прочитайте. Какая тема объединяет данные пословицы? Запишите, объясняя правописание слов с орфограммой «Буквы е — о после шипящих в корне».
1) Одна пч..лка не много мёду натаскает. 2) Одним ж..рновом и муки не смелешь. 3) Лучше пощ..чину от друга, чем хлеб от врага. 4) Плохие друзья, коль до ч..рного дня. 5) Одной чашкой не ч..кнешься. 6) Сч..т дружбы не портит. 7) Кто наш..л верного друга, тот наш..л сокровище.
Ответ
1) Одна пчелка не много мёду натаскает. 2) Одним жерновом и муки не смелешь. 3) Лучше пощечину от друга, чем хлеб от врага. 4) Плохие друзья, коль до черного дня. 5) Одной чашкой не чокнешься. 6) Счет дружбы не портит. 7) Кто нашел верного друга, тот нашел сокровище.
3. Запишите, объясняя правописание слов с пропусками. Обозначьте орфограмму «Буквы ё — о после шипящих в корне».
1) Дочерями красуют..ся, сыновьями в поч..те ж..вут. 2) Старый верблюд не боит..ся тяж..лой клади. 3) На хороший цв..ток и пч..лка летит. 4) Щ..голь — хвост веретеном. 5) Ра..ч..т порядок люб..т, уч..т людей не губит. 6) Уч..ного учить — только портить.
Ответ
1) Дочерями красуются, сыновьями в почете живут. 2) Старый верблюд не боится тяжелой клади. 3) На хороший цветок и пчелка летит. 4) Щеголь — хвост веретеном. 5) Расчет порядок любят, учет людей не губит. 6) Ученого учить — только портить.
4. Запишите предложения, выделите графически орфограмму «Буквы е — о после шипящих в корне». Расставьте пропущенные знаки препинания.
1) Ветер прогулялся по ж..лтой листве старых берёз и с листьев посыпался на нас град крупных капель. (А. П. Чехов) 2) Где сладкий ш..пот моих лесов? (Е. А. Баратынский) 3) Какой-то ш..рох послышался ему по направлению от те(р, рр)асы. (Н. Гарин-Михайловский) 4) Старый дуб уронил с себя ж..лудь под куст орешника. (Л. H. Толстой) 5) Я набрал большой букет разных цветов и ш..л домой. (Л. Н. Толстой) 6) С холоду щ..ки горят. (А. Майков)
• Начертите схемы предложений 1 и 5. Какова в них роль союза и?
• Найдите слова с орфограммами: 1) «Проверяемая гласная корня» (I вариант); 2) «Проверяемая согласная корня» (II вариант). Подберите к ним проверочные слова.
Ответ
1) Ветер прогулялся по желтой листве старых берёз, и с листьев посыпался на нас град крупных капель. (А. П. Чехов) 2) Где сладкий шепот моих лесов? (Е. А. Баратынский) 3) Какой-то шорох послышался ему по направлению от террасы. (Н. Гарин-Михайловский) 4) Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. (Л. H. Толстой) 5) Я набрал большой букет разных цветов и шел домой. (Л. Н. Толстой) 6) С холоду щеки горят. (А. Майков)
5. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропусками букв.
1) Я для песни з..душевной взял лесов з..лёных ш..пот. (С. Дрожжин) 2) Вд..ли на ж..лтой стё..ке по..вилась белая фигурка. (Н. Коростелёв) 3) Ж..лудь намок лопнул и уц..пился крюч..ком р..стка в землю а другой р..сток пустил кверху. (Л. Н. Толстой) 4) Только ш..рох и шелест лиственных ворохов под ногами подч..ркивает тишину опустевшего леса. (Д. Зуев)
Ответ
1) Я для песни задушевной взял лесов зелёных шепот. (С. Дрожжин) 2) Вдали на желтой стёжке появилась белая фигурка. (Н. Коростелёв) 3) Желудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху. (Л. Н. Толстой) 4) Только шорох и шелест лиственных ворохов под ногами подчеркивает тишину опустевшего леса. (Д. Зуев)
6. Прочитайте стихотворение М. Яснова. Какова роль тире в данном тексте?
Чиж.. и чеч..тка
Говорит чеч..тке чиж..:
— Ты когда на юг летиш..?
— За чижами наш черё.., черё.., черё.. .
Вот!
• Сколько в тексте реплик? Кто разговаривает?
• Запишите, вставляя пропущенные орфограммы.
Ответ
Чиж и чечетка
Говорит чечетке чиж:
— Ты когда на юг летишь?
— За чижами наш черёд, черёд, черёд.
Вот!
7. Прочитайте «Весёлые стихи» Г. Сапгира. Какую пунктограмму иллюстрирует текст?
Весёлые стихи
Жук жужж..т:
— Я ш..л и ш..л,
Ж..лтый камешек наш..л.
— Это ж..лудь! Ты не прав, —
Говорит жуку ж..раф.
— Что ж, повесь его на сук, —
Говорит ж..рафу жук.
• Объясните расстановку знаков препинания при диалоге. Какие знаки препинания разделяют реплики диалога и слова автора?
• Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически.
Ответ
Весёлые стихи
Жук жужжит:
— Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
— Это желудь! Ты не прав, —
Говорит жуку жираф.
— Что ж, повесь его на сук, —
Говорит жирафу жук.
8. Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, расставляя пропущенные знаки препинания. Свой выбор объясните графически.
Тяж..лая промышленность названа так не зря — она действительно занимается огромными тяжестями. Это производство строительных м..териалов древ..сины машиностроение. На мета..ур- гических з..водах в больших ра..калённых печах плав..т руду. Из неё получается мета.. . Жи..кий ра..калённый мета.. разл..вают по формам. Он остывает и ст..новится твёрдым. Потом мета..ические заготовки отпр..вляют на другие з..воды. Там из них делают маш..ны кор..бли самолёты станки рельсы для поездов. Мета..ические предметы нужны повсюду. Даже ложки и вилки ..деланы из мета..а.
(Е. В. Симонова)
• Выделите две группы однокоренных слов в данном тексте. Укажите в них корень.
• Найдите два сложных слова — существительных, разберите их по составу.
Ответ
Тяжелая промышленность названа так не зря — она действительно занимается огромными тяжестями. Это производство строительных материалов, древесины, машиностроение. На металлургических заводах в больших раскалённых печах плавят руду. Из неё получается металл. Жидкий раскалённый металл разливают по формам. Он остывает и становится твёрдым. Потом металлические заготовки отправляют на другие заводы. Там из них делают машины, корабли, самолёты, станки, рельсы для поездов. Металлические предметы нужны повсюду. Даже ложки и вилки сделаны из металла.
9. Запишите текст, объясняя правописание слов с пропусками орфограмм.
Приш..л месяц февраль. Он, словно волшебник-ж..нглёр, разыгрался2 с метелями. 3..сыпал ш..ссе, так что ш..фёры с трудом пр..бираются сквозь з..носы. П..крыл реш..тки б..лконов ин..ем. Ж..лтое со..нце не corp..вает щ..ки1. Т..ж..лые сугробы ст..ят, как снеговики2. А иногда снег идёт тихо-тихо и ш..потом жалуется на ж..сткий2 февраль.
(А. Иллюминарская)
• Найдите сложное предложение. Как разделяются в нём части?
• Найдите предложение со сравнительным оборотом, обратите внимание на пунктуацию при нём.
• Выполните указанные виды разборов.
Ответ
Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник-жонглёр, разыгрался2 с метелями. 3асыпал шоссе, так что шофёры с трудом прибираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не coгpевает щеки1. Тяжелые сугробы стоят, как снеговики2. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий2 февраль.
10. Прочитайте загадки. Выпишите из предложений слова с орфограммой «Буквы ё — о после шипящих в корне» в два столбика: 1) с ё в корне; 2) с о в корне.
1) Ч..рная шапка — огоньков охапка. (Небо и звёзды) 2) Рыжий усатый в щ..лку глядит, усами шевелит и ничего не говорит. (Таракан) 3) Поле синее, овцы ж..лтые, пастух рогатый. (Небо, звёзды, месяц) 4) Вот какой обж..ра есть: всё на свете может съесть. А когда воды попьёт — обязательно уснёт. (Огонь) 5) Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам. Если он уже вош..л — значит, день уже приш..л. (Солнечный луч) 6) Ношу их много лет, а сч..ту не знаю. (Волосы)
Ответ
1) Черная шапка — огоньков охапка. (Небо и звёзды) 2) Рыжий усатый в щелку глядит, усами шевелит и ничего не говорит. (Таракан) 3) Поле синее, овцы желтые, пастух рогатый. (Небо, звёзды, месяц) 4) Вот какой обжора есть: всё на свете может съесть. А когда воды попьёт — обязательно уснёт. (Огонь) 5) Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам. Если он уже вошел — значит, день уже пришел. (Солнечный луч) 6) Ношу их много лет, а счету не знаю. (Волосы)
11. Прочитайте скороговорки. Выпишите сначала предложения, в которых в корне слова после шипящей пишется буква ё. Затем запишите предложения, в которых в корне слова после шипящей пишется о. Корни выделите, шипящие подчеркните.
1) Жалобно щенок пищит, тащит он тяж..лый щит. 2) Этой щ..ткой чищу зубы, этой щ..ткой — башмаки, этой щ..ткой чищу брюки, все три щ..тки мне нужны. 3) В ночной тиши чуть слышен ш..рох камыша. 4) Шла Саша по ш..ссе. 5) Ш..лковое полотенце висит за дверцей. 6) Пош..л Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат.
Ответ
1) Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит. 2) Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой — башмаки, этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 3) В ночной тиши чуть слышен шорох камыша. 4) Шла Саша по шоссе. 5) Шелковое полотенце висит за дверцей. 6) Пошел Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат.
12. Прочитайте. Выпишите в два столбика слова с орфограммой «Буквы ё — о после шипящих в корне»: 1) с ё в корне; 2) с о в корне.
1) Ж..нглёра пожалел обж..ра:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(В. Берестов)
2) Щ..голь щ..тку уважает,
Щ..ткой щ..голь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Не в чем будет щеголять.
(В. Берестов)
3) Шептал щегол и щ..лкал,
Раздувал, как шарик, щ..ки.
(А. Пудваль)
• Допишите в каждый столбик три-четыре своих примера.
Ответ
1) Жонглёра пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(В. Берестов)
2) Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Не в чем будет щеголять.
(В. Берестов)
3) Шептал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
(А. Пудваль)
13. Прочитайте чистоговорки, чётко проговаривая звуки, несколько раз. С каждым разом проговаривайте всё быстрее. Чёткое произношение каких звуков помогает отрабатывать каждая чистоговорка?
1) Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
2) Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
• Запишите чистоговорки по памяти. Выделите орфограммы, изученные в разделе «Морфемика. Орфография».
Ответ
Творческие проверочные работы
1. Отгадайте загадки. Отгадки запишите, выделяя орфограмму «Буквы е — о после шипящей в корне».
1) Висит на ветке бочонок в беретке. 2) Зубов много, а ничего не ест. 3) Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень. 4) В тесной избушке ткут холсты старушки. 5) Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвёшь — всю руку обдерёшь. 6) По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только слышно: стук да стук. 7) Костяная спинка, жёсткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит.
• Допишите своих три-четыре примера на данную орфограмму.
Ответ
1) жёлудь; 2) расчёска; 3) шоссе; 4) пчёлы; 5) крыжовник; 6) счёты; 7) зубная щётка.
2. Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их в два столбика: 1) с ё после шипящей в корне; 2) с о после шипящей в корне.
1) Цвета песка, золота; 2) мельничный каменный круг для перетирания, размола зёрен в муку; 3) плод дуба; 4) откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды; 5) место соединения сшитых кусков ткани, кожи; 6) род коротких брюк; 7) род конфет — застывшая масса какао с сахаром; 8) глухой звук от трения, лёгкого соприкосновения чего-нибудь с чем-нибудь; 9) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок; 10) нити, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда; 11) прядь гривы, падающая на лоб; 12) чрезмерно строгий в поведении, в соблюдении приличий; 13) гребёнка для расчёсывания волос; 14) вид проверочного испытания, а также отметка, удостоверяющая прохождение таких испытаний; 15) странствующий певец и музыкант, который принимал участие в рыцарских турнирах, увеселяя участников.
Ответ
1) жёлтый; 2) жёрнов; 3) жёлудь; 4) капюшон; 5) шов; 6) шорты; 7) шоколад; 8) шорох; 9) шёпот; 10) шёлк; 11) чёлка; 12) чопорный; 13) расчёска; 14) зачёт; 15) жонглёр.
3. Решите примеры: подсчитайте общее количество слов и отнимите «лишнее». Свой ответ обоснуйте.
1. Поч..т, реш..тка, ш..пот, ж..рдочка, тяж..лый, щ..чки, щ..лкать, сч..тчик, ш..рох (? - ? = 8).
2. Ж..лудь, ш..лковый, деш..вый, ож..г (рукй), ож..г (руку), ж..лтый, крыж..вник, ж..сткий, ч..лка (? - ? = 7).
3. Пч..лы, ж..нглёр, ч..рствый, ш..в, щ..тка, ч..ткий, беч..вка, дириж..р (? - ? = 6).
Ответ