Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфемика. Орфография. Культура речи
Буквы А - О в корне -раст- - -рос-

Проверочные работы

1. Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните свой выбор графически.

Цветы подр..сли, чудесное р..стение, выр..щенный на грядке, маленький р..сток, зар..сли малины, отр..сль древнего рода, морские водор..сли, взр..стить сады, взр..щённые таланты.

Ответ

Цветы подросли, чудесное растение, выращенный на грядке, маленький росток, заросли малины, отрасль древнего рода, морские водоросли, взрастить сады, взращённые таланты.

2. Запишите, объясняя правописание слов.

Сберегли р..сточек, выр..щенный урожай, написал изл..жение на отлично, предл..гают выр..стить рассаду, распол..жились в зар..слях черёмухи, немножко подр..сти, разр..стаются цветы в палисаднике.

Ответ

Сберегли росточек, выращенный урожай, написал изложение на отлично, предлагают вырастить рассаду, расположились в зарослях черёмухи, немножко подрасти, разрастаются цветы в палисаднике.

3. Запишите пословицы, объясняя правописание букв а — о в корне -раст- — -рос-.

1) Из одного зерна два ростка не выр..стут. (Бенгальская) 2) Выпустишь с воробышка, а выр..стет с коровушку. (Русская) 3) Выше лба уши не р..стут. (Русская) 4) Из песчинок скала выр..стает. (Японская) 5) Подр..сти-подр..сла, а ума не вынесла. (Русская) 6) На одном месте и камень мохом обр..стает. (Русская) 7) Дерево погубить в пять минут, а выр..стить его — годы пройдут. (Русская)

Ответ

1) Из одного зерна два ростка не вырастут. (Бенгальская) 2) Выпустишь с воробышка, а вырастет с коровушку. (Русская) 3) Выше лба уши не растут. (Русская) 4) Из песчинок скала вырастает. (Японская) 5) Подрасти-подросла, а ума не вынесла. (Русская) 6) На одном месте и камень мохом обрастает. (Русская) 7) Дерево погубить в пять минут, а вырастить его — годы пройдут. (Русская)

4. Запишите предложения, объясняя правописание гласных а — о в корне -раст- — -рос-.

1) На лесных просторах деревья выр..стают очень высокими и могучими. (Е. В. Симонова) 2) Гриша заметил, что маленькая туча выр..сла и надвинулась на солнце. (Г. Семёнов) 3) Липа очень быстро р..стёт и живёт долго. (Н. Коростелёв) 4) У заборов, вся в кольцах белых цветов и бутонов, разр..слась глухая крапива. (Н. Павлова) 5) Р..стения пустыни привыкли к жаркому солнцу и сухому ветру. (Е. В. Симонова) 6) Подр..стают в буйной силе молодые деревца. (Л. Ошанин)

• Разберите синтаксически предложение 2.

Ответ

1) На лесных просторах деревья вырастают очень высокими и могучими. (Е. В. Симонова) 2) Гриша заметил, что маленькая туча выросла и надвинулась на солнце. (Г. Семёнов) 3) Липа очень быстро растёт и живёт долго. (Н. Коростелёв) 4) У заборов, вся в кольцах белых цветов и бутонов, разрослась глухая крапива. (Н. Павлова) 5) Растения пустыни привыкли к жаркому солнцу и сухому ветру. (Е. В. Симонова) 6) Подрастают в буйной силе молодые деревца. (Л. Ошанин)

5. Запишите, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните правописание слов с чередующимися гласными в корне.

1) Если сл..жить все оши..ки умного, получит..ся гора. (Пословица) 2) Где сосна взр..сла, там она и красна. (Пословица) 3) Старинные книги в гр..мадных шкафах возбуждали мысль и расп..л..гали к работе. (А. С. Новиков-Прибой) 4) Не сиди сл..жа руки, так и не буд..т скуки. (Пословица) 5) Пока трава подр..стёт, много воды ут..чёт. (Пословица)

• ТР. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы: «Если сложить все ошибки умного, получится гора».

Ответ

1) Если сложить все ошибки умного, получится гора. (Пословица) 2) Где сосна взросла, там она и красна. (Пословица) 3) Старинные книги в громадных шкафах возбуждали мысль и располагали к работе. (А. С. Новиков-Прибой) 4) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. (Пословица) 5) Пока трава подрастёт, много воды утечёт. (Пословица)

6. Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропусками.

На опушк.. леса р..сла одна особенно могучая сосна. Она была старой и мудрой потому что пр..жила на свет., больше ста лет и многое пов..дала многое узнала. Молодая пор..сль вокруг любила п..слушать таинственный шум её в..твей, в котором было так много ра..сказов и сказок.

Старую сосну ув..жали все лесные ж..тели и она отв..чала им добром. (Н. Сидоров)

• Разберите по составу слова с чередующимися гласными в корне.

• Подберите однокоренные слова к слову росла.

Ответ

На опушке леса росла одна особенно могучая сосна. Она была старой и мудрой, потому что прожила на свете больше ста лет и многое повидала, многое узнала. Молодая поросль вокруг любила послушать таинственный шум её ветвей, в котором было так много рассказов и сказок.

Старую сосну уважали все лесные жители и она отвечала им добром. (Н. Сидоров)

7. Прочитайте загадки. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне в два столбика: 1) с чередующейся гласной о; 2) с чередующейся гласной а.

1) Кто только зимой р..стёт? (Сугроб) 2) Безрукий, безногий старик через реку мост прол..жил. (Мороз) 3) Летом выр..стают, а осенью опадают. (Листья) 4) Р..сла зелёной, маленькой, затем стала аленькой. (Клюква) 5) И зелен, и густ на грядке выр..с куст. (Зелёный лук) 6) Один семерых пол..жил. (Паук) 7) Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся р..стения. Его и песни, и полёт вошли в стихотворения. (Жаворонок)

• Дополните записи в колонках трёмя-пятью своими примерами.

Ответ

1) с чередующейся гласной о: проложил, росла, вырос, положил

2) с чередующейся гласной а: растёт, вырастают, растения.

8. Прочитайте, выпишите предложения, в которых есть слова с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне». Объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.

1) На краю поляны сохр..нились зар..сли малины. (Г. Снегирёв) 2) Вместе с р..сой падает алый блеск на п..ляны. (И. С. Тургенев) 3) Цветов р..сло там много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик. (И. С. Тургенев) 4) Степные места бывают ч..дно хорош.. весною своей р..скошной свежей р..стительностью. (С.71. Аксаков) 5) Р..скошная южная природа радовала глаз. 6) Семена пустили р..стки.

• Какие предложения вы не выписали? Почему?

Ответ

1) На краю поляны сохранились заросли малины. (Г. Снегирёв) 2) Вместе с росой падает алый блеск на поляны. (И. С. Тургенев) 3) Цветов росло там много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик. (И. С. Тургенев) 4) Степные места бывают чудно хороши весною своей роскошной свежей растительностью. (С.71. Аксаков) 5) Роскошная южная природа радовала глаз. 6) Семена пустили ростки.

9. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Малышко «Современная баллада» о матери, у которой сын погиб на войне. Какие чувства выражает автор в данных строках?

* * *

...И мать на Украине

Под окнами взр..стила семена,

Что выр..сли из сер..ца её сына,

Из глаз его зелёных.

На з..ре

Мать гов..рит с цв..тами во дворе,

Сама прозрач..ной утренней порою

В сиянье светлом схожая с з..рёю.

• Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, объясните их правописание.

• Выпишите другие слова с пропусками, объясните их правописание.

Ответ

* * *

...И мать на Украине

Под окнами взрастила семена,

Что выросли из сердца её сына,

Из глаз его зелёных.

На заре

Мать говорит с цветами во дворе,

Сама прозрачной утренней порою

В сиянье светлом схожая с зарёю.

Творческие проверочные работы

1. Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их в две колонки: 1) с проверяемой ударением безударной гласной в корне; 2) с чередующейся гласной в корне.

1) Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха; 2) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 3) атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями; 4) тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты; 5) отличающийся богатством чего-нибудь; 6) положить вместе в известном порядке; 7) сочинять что-либо, придумывать.

• Добавьте в каждый столбик по три-четыре своих примера.

Ответ

1) растение; 2) росток; 3) роса; 4) ростовщик; 5) роскошный; 6) сложить; 7) слагать.

2. Решите примеры: подсчитайте общее количество слов и отнимите «лишнее». Свой выбор обоснуйте.

1. Подр..сли, р..сточек, выр..стет, произр..стать, р..сла, пор..сль, выр..щенный, отр..сль (? - ? = 6).

2. Р..стение, взр..щённый, водор..сли, произр..стать, отр..сль, р..сти, р..щу (? - ? = 6).

3. Зар..сли, выр..сла, подр..сла, р..стительный, р..сту, р..са (? - ? = 5).

Ответ