Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфемика. Орфография. Культура речи
Буквы а - о в корне -лаг- - -лож-

Проверочные работы

1. Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните свой выбор графически.

Имя прил..гательное, классное изл..жение, сл..гать гимны, распол..жился в комнате, пол..жил в шкаф, возл..гать надежды, предл..жил помощь, дол..жил директору, сделал предпол..жение, изл..гать просьбу.

Ответ

Имя прилагательное, классное изложение, слагать гимны, расположился в комнате, положил в шкаф, возлагать надежды, предложил помощь, доложил директору, сделал предположение, излагать просьбу.

2. Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? Запишите, обозначая орфограмму «Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-».

1) От верного друга не отлучайся, на него пол..гайся. (Русская) 2) Из одного полена костра не сл..жить. (Осетинская) 3) Если нет помощи от друга, тогда пол..жи свою тюбетейку на землю и советуйся с ней. (Узбекская) 4) Только тот друг, на кого можно пол..житься в беде. (Хинди)

Ответ

1) От верного друга не отлучайся, на него полагайся. (Русская) 2) Из одного полена костра не сложить. (Осетинская) 3) Если нет помощи от друга, тогда положи свою тюбетейку на землю и советуйся с ней. (Узбекская) 4) Только тот друг, на кого можно положиться в беде. (Хинди)

3. Запишите предложения, объясняя правописание букв а — о в корне -лаг- — -лож.

1) Одна из песен всех других светлей — её сл..гает мать над колыбелью. (Р. Г. Гамзатов) 2) Пол..гайся на друзей! (Питтак) 3) Знанию всегда предшествует предпол..жение. (А. Гумбольдт) 4) Что хорошо понятно, то легко и свободно изл..гается. (В. Г. Белинский) 5) Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу. (Пословица)

Ответ

1) Одна из песен всех других светлей — её слагает мать над колыбелью. (Р. Г. Гамзатов) 2) Полагайся на друзей! (Питтак) 3) Знанию всегда предшествует предположение. (А. Гумбольдт) 4) Что хорошо понятно, то легко и свободно излагается. (В. Г. Белинский) 5) Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

4. Запишите предложения, объясняя правописание слов с пропусками.

1) Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу, и мы ра..пол..жились на ночлег. (К. Г. Паустовский) 2) Маша день ото дня отл..гала решительное об..яснение. (А. С. Пушкин) 3) Настоящую песню скворца нужно слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними сквореч..ники, которые всегда ра..пол..гаются отверстием на восток. (А. Куприн) 4) Ноч.. уже л..жилась на горы, и туман бр..дил по ущелью. (М. Ю. Лермонтов)

• Произведите синтаксический разбор предложения 4.

• Разберите по составу слова с чередующимися гласными в корне.

Ответ

1) Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу, и мы расположились на ночлег. (К. Г. Паустовский) 2) Маша день ото дня отлагала решительное объяснение. (А. С. Пушкин) 3) Настоящую песню скворца нужно слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. (А. Куприн) 4) Ночь уже ложилась на горы, и туман бродил по ущелью. (М. Ю. Лермонтов)

5. Запишите поэтические строки К. Симонова. Объясните правописание слов с пропусками.

* * *

Дружба настоящая не старит..ся,

За небо ветвями не ц..пляет..ся, —

Если уж приходит срок, то валит..ся

С грохотом, как дубу пол..гается.

От ветров при ж..зни не кач..ет..ся.

• Разберите по составу слово с чередующейся гласной в корне.

Ответ

Дружба настоящая не старится,

За небо ветвями не цепляется, —

Если уж приходит срок, то валится

С грохотом, как дубу полагается.

От ветров при жизни не качается.

Творческие проверочные работы

1. Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их, объясняя правописание букв а — о в корне с чередованием.

1) Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какая? какой? какие? 2) грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль; 3) то, что изложено, передано устной или письменной речью; 4) догадка, предварительная мысль; 5) число, которое складывается с другим при сложении; 6) арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе; 7) хорошее отношение, симпатия к кому-нибудь.

• Разберите записанные слова по составу.

Ответ

1) прилагательное; 2) предложение; 3) изложение; 4) предположение; 5) слагаемое; 6) сложение; 7) расположение.

2. Найдите «лишнее»:

1) Предл..гать, предл..жить, изл..жить, распол..житься.

2) Предл..жение, сл..жение, усл..жнить, предпол..жить.

Ответ

1) предлагать; 2) усложнить — это слово с орфограммой «Проверяемая гласная в корне».