Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Морфемика. Орфография. Культура речи
Буквы 3, С на конце приставок
Проверочные работы
1. Запишите, объясняя правописание согласной в приставках.
Ра..цвет таланта, ра..жигать костёр, бе..водное пространство, и..пытать радость, бе..чувственный человек, во..ход солнца, ра..платиться у кассы, ни..вергаться с высоты, небе..конечное терпение, и..бежать опасности, и..править ошибку.
Ответ
Расцвет таланта, разжигать костёр, безводное пространство, испытать радость, бесчувственный человек, восход солнца, расплатиться у кассы, низвергаться с высоты, не бесконечное терпение, избежать опасности, исправить ошибку.
2. Запишите, объясняя правописание согласной в приставках.
..дать экзамен, нера..крытая тетрадь, ра..вивать способности, и..пугаться темноты, ..беречь здоровье, отдать ра..писание, бе..крайняя степь, бе..вестный герой, ..делать на..рез, во..парить над суетой, ра..пределить обязанности.
Ответ
Сдать экзамен, нераскрытая тетрадь, развивать способности, испугаться темноты, сберечь здоровье, отдать расписание, бескрайняя степь, безвестный герой, сделать надрез, воспарить над суетой, распределить обязанности.
3. Прочитайте пословицы и высказывания известных людей. Какой теме они посвящены? Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами. Выделите приставки.
1) Книга для ума что тёплый дождик для в..ходов. (Пословица) 2) Чтобы во..питаться, нужны бе..прерывный дневной и ноч..ной труд, веч..ное чтение. (А. П. Чехов) 3) Нет более п..хвальной траты ..бережений или даже их ра..точения, как траты на умные книги. В них мы ищ..м убежища блаженства души чес..ти нравственной чистоты п..учения и бе..смертной славы. (Клеман) 4) Учитесь и читайте. Читайте книги сер..ёзные. Ж..знь ..делает остальное. (Ф. М. Достоевский)
• Выделите слова с приставками, оканчивающимися на -з (-с). Какие это приставки? Запишите примеры с приставками, антонимичными данным, выделите орфограмму.
• Подчеркните слова с неизменяемыми приставками одной чертой.
• ТР. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы: «Книга для ума что тёплый дождик для всходов».
Ответ
1) Книга для ума, что тёплый дождик для всходов. (Пословица) 2) Чтобы воспитаться, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (А. П. Чехов) 3) Нет более похвальной траты сбережений или даже их расточения, как траты на умные книги. В них мы ищем убежища, блаженства души, чести, нравственной чистоты, поучения и бессмертной славы. (Клеман) 4) Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)
4. Запишите высказывания известных людей. Выделите орфограмму «Буквы -з (-с) на конце приставок».
1) Любовь к отечеству должна и..ходить из любви к человечеству. (В. Г. Белинский) 2) Всего несноснее — ж..ть в свете бе..полезно. (Н. М. Карамзин) 3) Человек при помощи науки в состоянии и..править несовершенство своей природы. (И. Мечников) 4) С помощью письма луч..ше всего пр..никать в человека... Чёрные слова на белой бумаг.. — это душа нара..пашку. (Г. Мопассан) 5) 3..слуги отца на сына не ра..пространяют..ся. (М. Сервантес)
• Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского: «Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству»?
• Назовите, какие приставки вы выделили. Образуйте с приставками, антонимичными данным, слова и запишите, объясняя правописание согласных букв на конце приставок.
• Найдите в записанных предложениях слова с неизменяемыми приставками. Подчеркните эти слова одной чертой, приставки выделите.
Ответ
1) Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству. (В. Г. Белинский) 2) Всего несноснее — жить в свете бесполезно. (Н. М. Карамзин) 3) Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы. (И. Мечников) 4) С помощью письма лучше всего проникать в человека... Чёрные слова на белой бумаге — это душа нараспашку. (Г. Мопассан) 5) 3аслуги отца на сына не распространяются. (М. Сервантес)
5. Прочитайте. Какая тема объединяет данные пословицы? Запишите, выделите приставки в словах, объясните их правописание. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1) Враг украдёт твою тайну друг и..правит твою оши..ку. (Узбекская) 2) Ра..бить железо можно ..плавить ра..битую дружбу нельзя. (Телугу) 3) Одинокий человек что бе..крылая птица: не улетит. (Курдская) 4) Дружная семья гору ..двинет. (Болгарская) 5) Из одной шелковинки не ..делаеш.. нитки. (Китайская) 6) Вдвоём и горе пополам ра..горюеш.. (Русская) 7) Луч..ше заботливый друг, чем бе..заботный родственник. (Узбекская)
• Разберите по составу глаголы с неизменяемыми приставками.
Ответ
1) Враг украдёт твою тайну, друг исправит твою ошибку. (Узбекская) 2) Разбить железо можно, сплавить разбитую дружбу нельзя. (Телугу) 3) Одинокий человек, что бескрылая птица: не улетит. (Курдская) 4) Дружная семья гору сдвинет. (Болгарская) 5) Из одной шелковинки не сделаешь нитки. (Китайская) 6) Вдвоём и горе пополам разгорюешь (Русская) 7) Лучше заботливый друг, чем беззаботный родственник. (Узбекская)
6. Запишите пословицы. Выделите в словах приставки, объясните их правописание.
1) Всякое решение люб..т ра..суждение. 2) С похвал гол..ва в..кружилась. 3) Бездельник придёт, от работы от..рвёт. 4) Что батюшка лопаточ..кой ..гребал, то сынок тросточ..кой расшвырял. 5) Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто в..кормил, в..поил да добру н..учил. 6) Портной и..портит, утюг з..гладит.
• Разберите синтаксически предложение 6.
• ТР. Порассуждайте в небольшой творческой работе над глубиной содержания пословицы: «Всякое решение любит рассуждение».
Ответ
1) Всякое решение любит рассуждение. 2) С похвал голова вскружилась. 3) Бездельник придёт, от работы оторвёт. 4) Что батюшка лопаточкой сгребал, то сынок тросточкой расшвырял. 5) Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вскормил, вспоил да добру научил. 6) Портной испортит, утюг загладит.
7. Прочитайте стихотворение. О чём оно? Как вы поняли его главную мысль?
* * *
Вчера я ра..творил темницу
В..здушной пленницы моей;
Я рощам во..вр..тил певицу,
Я во..вр..тил свободу ей.
Она и..чезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так з..пела, улетая,
Как бы молилась за меня.
(Ф. Туманский)
• Запишите, объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами.
Ответ
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей;
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
8. Запишите текст, объясняя правописание слов с пропущенными орфограммами, расставляя знаки препинания. Выделите приставки в словах.
Бал на реке
Ж..лтые3 лилии ра..крыты с самого во..хода со..нца белые ра..крываются2 ч..сов1 в десять. Когда все белые ра..пустятся на реке начинается бал. (М. М. Пришвин)
• Какие виды предложений встретились в тексте: простые или сложные?
• Выполните указанные виды разборов.
Ответ
Желтые3 лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются2 часов1 в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. (М. М. Пришвин)
9. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Запишите, выделяя в словах приставки, объясните их правописание. Расставьте недостающие знаки препинания.
Два плуга
Из одного и того же куска железа в мастерской были ..деланы два плуга. Один попал в руки земледельца и п..шёл в работу. Другой бе..полезно пр..валялся в ла..ке купца.
Однажды оба плуга вс..третились. Плуг земледельца блестел, как сер..бро. Другой плуг п..темнел и п..крылся ржавчиной.
3..ржавевший плуг спросил у своего старого знакомца:
Скажи пожалуйста отчего ты так блестиш..?
От труда мой милый друг ответил плуг.
(По К. Д. Ушинскому)
Ответ
Два плуга
Из одного и того же куска железа в мастерской были сделаны два плуга. Один попал в руки земледельца и пошёл в работу. Другой бесполезно провалялся в лавке купца.
Однажды оба плуга встретились. Плуг земледельца блестел, как серебро. Другой плуг потемнел и покрылся ржавчиной.
3аржавевший плуг спросил у своего старого знакомца:
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?
— От труда, мой милый друг, — ответил плуг.
10. Запишите текст, выделяя орфограммы: 1) «Неизменяемые приставки» (I вариант); 2) «Буквы -з (-с) на конце приставок» (II вариант). Расставьте пропущенные знаки препинания.
П..слушайте милые дети я ра..скажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрас..ных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь кр..сивыми строениями, где вы так вес..ло бегаете в тени пр..хладных садов, некогда были непр..ходимые леса топкие болота и дымные избёшки. Местами были и города, но вовсе не такие о..ширные, как в наше время. В них ж..ли люди, кр..сивые лицом и станом, гордые славными делами предков чес..ные и добрые. Их называли славянами.
Они были так чес..ны, что в об..щаниях своих говорили только Если я не ..держу своего слова, да буд..т мне стыдно! И они всегда и..полняли обещанное.
(По А. О. Ишимовой)
• Начертите схему предложения с прямой речью. Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет находиться перед словами автора.
• Разберите синтаксически предложение с обращением.
• Выпишите слово с непроизносимым согласным. Определите его часть речи, разберите по составу.
Ответ
Послушайте, милые дети, я расскажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки. Местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные и добрые. Их называли славянами.
Они были так честны, что в обещаниях своих говорили только: «Если я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно!» И они всегда исполняли обещанное.
11. Прочитайте загадки. Выпишите слова с приставками в два столбика: 1) с приставками на -с; 2) с приставками на -з.
1) Над головой — бе..крайний шар голубой. (Небо) 2) Кто входит в окно, не ра..крывая его? (Свет) 3) Ра..валились в бе..порядке на своей перине-грядке сто зелёных медвежат, с сосками во рту лежат, бе..прерывно сок сосут и растут. (Огурцы) 4) Зубастый крокодил всё поле и..бороздил. (Плуг) 5) В воде и..купался, а сух остался. (Гусь) 6) Его звук во..носится к небесам по долинам, горам, по лесам — и приносит радость нам. (Орган)
Ответ
1) с приставками на -с: бескрайний, раскрывая, беспорядке, беспрерывно, искупался
2) с приставками на -з: развалились, избороздил, возносится.
12. Прочитайте загадки. Выпишите слова с приставками в два столбика: 1) с неизменяемыми приставками; 2) с приставками на -з (-с). Объясните правописание приставок.
1) Если день н..хмурится, если дождь п..йдёт, выйдет он на улицу, над тобой в..порхнёт. (Зонт) 2) Ра..калённая стрела дуб свалила у села. (Молния) 3) Что за дворник удалой снег ..гребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Бульдозер) 4) На большой цветной ковёр села эскадрилья. То ра..кроет, то з..кроет ра..писные крылья. (Бабочки) 5) В по..полье лежит пирог, хочется есть, да не хочется лезть. (Рыба под водой) 6) Белый столб стоит на крыше и растёт всё выше, выше. Вот д..рос он до небес — и и..чез. (Дым) 7) Всем нужен, а не всякий ..делает. (Хлеб) 8) Летит орлица по синему небу, крылья ра..пластала, солнышко з..стлала. (Туча) 9) Что на сковороду н..ливают да вчетверо ..гибают? (Тесто и блины) 10) От меня зимой, как летом, ра..цвело всё белым цветом. (Снег) 11) Будто снежный шар бела, по весне она цвела, нежный з..пах и..точала. А когда пора настала, разом ..делалась она вся от ягоды черна. (Черёмуха) 12) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы и..пекли, ели да хвалили? (Картофель)
Ответ
1) Если день нахмурится, если дождь пойдёт, выйдет он на улицу, над тобой вспорхнёт. (Зонт) 2) Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния) 3) Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Бульдозер) 4) На большой цветной ковёр села эскадрилья. То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки) 5) В подполье лежит пирог, хочется есть, да не хочется лезть. (Рыба под водой) 6) Белый столб стоит на крыше и растёт всё выше, выше. Вот дорос он до небес — и исчез. (Дым) 7) Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб) 8) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча) 9) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Тесто и блины) 10) От меня зимой, как летом, расцвело всё белым цветом. (Снег) 11) Будто снежный шар бела, по весне она цвела, нежный запах источала. А когда пора настала, разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черёмуха) 12) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
13. Прочитайте. Запишите сначала предложения, в которых есть слова с приставками на -з (-с); затем — предложения, в которых есть слова с неизменяемыми приставками. Приставки выделите, объясните их правописание.
1) Дубовый куст ра..кинул над водою свои лапчатые листья. (И. С. Тургенев) 2) Егорушка ..бросил с себя рогожу, взял узелок и поспешил с воза. (А. П. Чехов) 3) К вечеру облака и..чезают. (И. С. Тургенев) 4) Батон, буханку, баранку пекарь и..пёк спозаранку. (Скороговорка) 5) У осени своё рабочее ра..писание. (В. Бианки) 6) В душном воздухе молчанье, как пре..чувствие грозы... (Ф. И. Тютчев)
Ответ
1) Дубовый куст раскинул над водою свои лапчатые листья. (И. С. Тургенев) 2) Егорушка сбросил с себя рогожу, взял узелок и поспешил с воза. (А. П. Чехов) 3) К вечеру облака исчезают. (И. С. Тургенев) 4) Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку. (Скороговорка) 5) У осени своё рабочее расписание. (В. Бианки) 6) В душном воздухе молчанье, как предчувствие грозы... (Ф. И. Тютчев)
14. Прочитайте загадку. Выпишите слова с приставками в два столбика: 1) с неизменяемой приставкой; 2) с приставкой на -з(-с).
Загадка
Хоть бе..крылый, а летает2,
Бе..голосый, а свистит,
Хоть бе..рукий, но, бывает,
Груши с веток2 он ..бивает,
Сосны с корнем2 вырывает —
Так порою он сердит!
Только что он был везде1, —
Миг — и нет его нигде.
(Ветер)
• Выполните указанные виды разборов.
• Подберите к слову безголосый однокоренные слова.
Ответ
Загадка
Хоть бескрылый, а летает2,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток2 он сбивает,
Сосны с корнем2 вырывает —
Так порою он сердит!
Только что он был везде1, —
Миг — и нет его нигде.
15. Запишите по памяти. Выделите графически орфограммы, изученные в разделе «Морфемика. Орфография».
* * *
Притихший лес одежду сбросил,
Прошёл сквозь чащу бурелом.
Что делать? Всех задела осень
Своим безжалостным крылом.
(П. Бровка)
Ответ
Творческие проверочные работы
1. Отгадайте загадки. Отгадки запишите. Объясните правописание приставок.
1) Белая кошка лезет в окошко. 2) Зубов много, а ничего не ест. 3) Золотое решето чёрных домиков полно. 4) Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает.
• Какие орфограммы в приставках иллюстрируют данные слова?
• Запишите 5 — 6 своих примеров с данными орфограммами, приставки выделите.
Ответ
Отгадки: 1) рассвет; 2) расчёска; 3) подсолнух; 4) подснежник.
2. Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их, выделите приставки, объясните их правописание.
1) Никому не известный; 2) не имеющий вкуса, пресный; 3) не подверженный страстям, спокойный; 4) не приносящий пользы, напрасный; 5) фуражка без козырька; 6) установленный порядок в каком-нибудь деле; 7) раскрыть сжатое; 8) устранить неисправность; 9) узнать на опыте; 10) появление и время (а также место)
появления светила над горизонтом; 11) подъём после периода упадка, разрушения; 12) вырастить, воспитать с любовью, лелея; 13) вырастить, воспитать.
Ответ
1) безвестный; 2) безвкусный; 3) бесстрастный; 4) бесполезный; 5) бескозырка; 6) распорядок; 7) разжать; 8) исправить; 9) изведать; 10) восход; 11) восстановление; 12) взлелеять; 13) вскормить.
3. Прочитайте стихотворение. Вспомните и проговорите единственное в русском языке правило, которое основано на фонетическом принципе «как слышим, так и пишем» и о котором идёт речь в стихотворении.
* * *
Знают взрослые и дети,
Что приставки есть на свете:
Без- и через-, вз- и воз-,
Из- и низ-, и раз-, и роз-.
Звук глухой когда встречают, —
Он их сразу «оглушает»,
Заменяя им в конце
Звонкий [з] на парный [с],
Превращая в бес- и вос-,
Черес-, вс-, ис-, нис-, рас-, рос-!
Чтобы не было проблем —
3 иль С? — запомнить всем:
Как приставки слышатся,
Так они и пишутся!
(Из журнала «Золотой ключик»)
• В стихотворении указаны приставки. Составьте и запишите слова с каждой приставкой, упоминающейся в тексте стихотворения. Объясните их правописание.
Ответ
4. Найдите «четвёртое лишнее»:
1) В..лушаться, в..кормить, в..колыхнуть, в..крикнуть.
2) Бе..покойный, во..петь (подвиг), и..портить, бе..вкусный.
3) По..бежал, и..морозь, во..ход, ра..жимать.
Ответ
1) вслушаться — в этом слове приставка в-, в остальных словах — приставка вс-; 2) безвкусный — на конце приставки пишется з, в остальных словах на конце приставки пишется с; 3) подбежал — слово с неизменяемой приставкой, в остальных словах — изменяемые приставки.
5*. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значение одним словом. Какая орфограмма объединяет записанные слова? Выделите орфограмму, объясните правописание слов.
Огнём и мечом; денно и нощно; кисейная барышня; вкривь и вкось; тепличное растение; бить баклуши; как без рук; вавилонское столпотворение; болеть душой; душа не на месте.
Ответ
Безжалостно (бесчеловечно); беспрерывно; изнеженный; беспорядочно; избалованный; бездельничать; беспомощный; беспорядок; беспокоиться; взволнованный.