Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Морфемика. Орфография. Культура речи
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -3 -С

Проверочные работы

1. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Приставки выделите и графически объясните их правописание.

На..пись на плакате, ..делать замечание, п..бежал по дорожке, по..шутить над братом, ..дать зачёт, п..чувствовать голод, честно з..работать, ..жимать ладонь, ..беречь здоровье.

Ответ

Надпись на плакате, сделать замечание, побежал по дорожке, подшутить над братом, сдать зачёт, почувствовать голод, честно заработать, сжимать ладонь, сберечь здоровье.

2. Прочитайте пословицы. Какая тема объединяет их? Запишите, выделите в словах неизменяемые приставки.

1) Один подснежник весны не делает. (Грузинская) 2) Сделай врага другом, но не делай друга врагом. (Осетинская) 3) Похвалы вредят дружбе. (Польская) 4) Собрались два друга: дуга да подпруга. (Русская) 5) Щедрого друга должно предпочесть нещедрому. (Ригведа) 6) Старых друзей забывают, да при горе вспоминают. (Русская) 7) Сам пропадай, а товарища выручай. (Русская)

• Найдите слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного. Укажите его часть речи и разберите по составу. Почему в данном слове происходит оглушение? В какой ещё позиции может происходить такой процесс? Приведите пример.

• Выпишите слово, в котором происходит озвончение. Почему возникает такой процесс в данном слове? В какой морфеме? Может ли быть озвончение в корне? Приведите пример.

• В каких предложениях есть антонимы? Какими частями речи они выражены?

Ответ

3. Запишите пословицы, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите неизменяемые приставки.

1) Н..звался груздем, п..лезай в кузов. 2) П..дал руч..ку, да по..ставил но..ку. 3) Добрый скорее (с, з)делает, чем сердитый. 4) У лодыря Егорки всегда о..говорки. 5) Над кем п..словица не (с, з)бывается?

Ответ

1) Назвался груздем, полезай в кузов. 2) Подал ручку, да подставил ножку. 3) Добрый скорее сделает, чем сердитый. 4) У лодыря Егорки всегда отговорки. 5) Над кем пословица не сбывается?

4. Запишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы. Неизменяемые приставки выделите.

1) Мне в душу п..веяло ж..знью и волей. (А. Н. Майков) 2) В шапке золота литого старый русский в..ликан по..жидал к себе другого из д..лёких ч..ждых стран. (М. Ю. Лермонтов) 3) И п..меряться главами з..хотелось им хоть раз. (М. Ю. Лермонтов) 4) Тени вечера ..гущаются, воздух влажен и душист. (С. Д. Дрожжин) 5) Ч..ть мерцая, засветились по деревне огоньки. (С. Д. Дрожжин) 6) Скоро осень пр..снётся и з.плач..т спросонья. (К. Д. Бальмонт) 7) Мороз-воевода дозором о..ходит владенья свои. (Н. А. Некрасов) 8) Прейдёт зима холодная, н..станут дни весенние. (С. Д. Дрожжин) 9) Ласточ..ка день н..чинает весенний, летнюю ноч.. з..вершит соловей. (К. Д. Бальмонт) 10) За ноч.. больные мои от..грелись, высохли, высп..лись, плотно н..елись. (Н. А. Некрасов) 11) Внук тихонько бороздою за лошадкою п..ш..л. (С. Д. Дрожжин)

• Найдите: 1) сложные бессоюзные предложения; 2) простые предложения с однородными членами (начертите их схемы).

• Найдите среди предложений 1 — 4 слово с озвончением согласного. Разберите его по составу.

• На основе иллюстративного материала предложений 10 — 11 расскажите о роли ь в словах.

• ТР. Напишите сочинение, взяв за основу строку Н. А. Некрасова: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».

Ответ

1) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Н. Майков) 2) В шапке золота литого старый русский великан поджидал к себе другого из далёких чуждых стран. (М. Ю. Лермонтов) 3) И померяться главами захотелось им хоть раз. (М. Ю. Лермонтов) 4) Тени вечера сгущаются, воздух влажен и душист. (С. Д. Дрожжин) 5) Чуть мерцая, засветились по деревне огоньки. (С. Д. Дрожжин) 6) Скоро осень проснётся и заплачет спросонья. (К. Д. Бальмонт) 7) Мороз-воевода дозором отходит владенья свои. (Н. А. Некрасов) 8) Прейдёт зима холодная, настанут дни весенние. (С. Д. Дрожжин) 9) Ласточка день начинает весенний, летнюю ночь завершит соловей. (К. Д. Бальмонт) 10) За ночь больные мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись. (Н. А. Некрасов) 11) Внук тихонько бороздою за лошадкою пошел. (С. Д. Дрожжин)

5. Прочитайте. Из какого произведения взяты эти строки? Выпишите слова с пропусками, выделите в них приставки и объясните правописание.

1) Комар з..снул под широким листом. 2) П..летел Комар Комарович обратно к своим комарам и трубит на всё болото: «Ловко я н..пугал мохнатого Мишку...» 3) 3..пищали комары, з..жужжали. 4) Как н..летит Комар Комарович, как в..пьётся своим длинным носом прямо в чёрный медвежий нос. 5) О..ступили комары и ждут. 6) О..бивался, о..бивался Миша, пр..глотил нечаянно штук сто комариного войска, з..кашлялся.7) Пер..валился медведь на другой бок, з..крыл морду лапой и з..храпел.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

• Найдите предложения с однородными членами.

• Начертите схему предложения с прямой речью. Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет стоять перед словами автора.

• Выпишите одно существительное, одно прилагательное, один глагол и разберите их по составу.

Ответ

1) Комар заснул под широким листом. 2) Полетел Комар Комарович обратно к своим комарам и трубит на всё болото: «Ловко я напугал мохнатого Мишку...» 3) 3апищали комары, зажужжали. 4) Как налетит Комар Комарович, как вопьётся своим длинным носом прямо в чёрный медвежий нос. 5) Отступили комары и ждут. 6) Отбивался, отбивался Миша, проглотил нечаянно штук сто комариного войска, закашлялся.7) Перевалился медведь на другой бок, закрыл морду лапой и захрапел.

6. Прочитайте стихотворение. Выпишите предложения, в составе которых есть слова с неизменяемыми приставками. Приставки выделите.

Синий вечер

Вечер зимний

в небе синем

звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют

синий иней

на подсиненный снежок.

За ветвями

дом синеет,

крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

сеткой синеватою.

Красит синькою мороз

в окнах незабудки.

И зевает синий пёс

возле синей будки.

    (В. Фетисов)

• Выпишите из стихотворений однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы образуют новые слова?

Ответ

Творческие проверочные работы

1. Ниже даны толкования некоторых слов. Какие это слова? Запишите их, выделяя приставки.

1) Сделать густым, гуще; 2) двигая, переместить; 3) короткий текст (на обложке, на поверхности чего-нибудь); 4) взять, зацепить снизу; 5) владеющий собой, умеющий сдержаться, ровный, без резкостей; 6) расположенный над строкой; 7) подставка для свечи; 8) сорная луговая, обычно придорожная, трава с мелкими цветками, собранными в колос; 9) предположение, основанное на сомнении в правильности, законности чьих-то поступков, в справедливости чьих-то слов, в честности чьих-то намерений; 10) ожидание чего-нибудь назревающего, предстоящего или неизвестного; 11) отметить что-нибудь чем-нибудь; 12) стать банкротом; 13) выбелить, сделать белым, подвергая специальной обработке.

• Составьте и запишите 3 — 4 словосочетания с любыми записанными словами, обозначьте главное и зависимое слова.

• Разберите по составу слова: подорожник, подозрение, обозначить, обанкротиться.

Ответ

1) сгущать; 2) сдвинуть; 3) надпись; 4) подцепить; 5) сдержанный; 6) надстрочный; 7) подсвечник; 8) подорожник; 9) подозрение; 10) предчувствие; 11) обозначить; 12) обанкротиться; 13) отбелить.

2. Найдите «лишнее».

1) о..стругать, о..тесать, о..садить, о..ременить.

2) ..дание, ..десь, ..делать, ..доровье.

3) ..боры, ..жечь, ..тирать, ..дешний.

Ответ

1) обременить — приставка о-, в остальных словах — приставка об-; 2) сделать; 3) здешний.

3. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значение одним словом. Выделите графически орфограмму, которая объединяет записанные слова. Устно объясните правописание слов.

Сбить с толку; брать на карандаш; красный петух; чувство локтя; перемывать косточки.

Ответ

Запутать; записывать; поджог; поддержка; обсуждать.