Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Фонетика. Орфография. Культура речи
Употребление и неупотребление Ь для обозначения мягкости согласных. Разделительный Ь

Проверочные работы

Чк, чн, нщ, чт, рщ; другие случаи неупотребления ь для обозначения мягкости согласных

1. Запишите, решая орфографические задачи. Подчеркните сочетания букв, в которых ь для обозначения мягкости согласных не пишется.

Устно объясните, почему в данных сочетаниях ь для обозначения мягкости согласных писать не нужно.

Искусный печ..ник, занимайся луч..ше, мудрая жен..щина, аккуратный камен..щик, изящ..ная вещь, ноч..ная бабочка, глубокая реч..ка, тёмная ноч..ка, уточ..ните задание, славный помощ..ник, жирная точ..ка.

Ответ

Искусный печник, занимайся лучше, мудрая женщина, аккуратный каменщик, изящная вещь, ночная бабочка, глубокая речка, тёмная ночка, уточните задание, славный помощник, жирная точка.

2. Запишите, решая орфографические задачи. Подчеркните сочетания букв, в которых ь для обозначения мягкости согласных не пишется. Устно объясните свой выбор.

Бас..ня Крылова, мос..тик через реч..ку, радостная вес..ть, меч..тать о новом бан..тике, спрятаться за кус..тик, неисправимый лен..тяй, железный вин..тик, час..ть речи.

Ответ

Басня Крылова, мостик через речку, радостная весть, мечтать о новом бантике, спрятаться за кустик, неисправимый лентяй, железный винтик, часть речи.

3. Запишите, решая орфографические задачи, свой выбор объясните графически.

Сел..ский фел..дшер, вос..мой год, в усад..бе Тургенева, сер..ёзный разговор, дружная сем..я, нал..ю компот, активный болел..щик, л..ётся с крыши, крупная сел..д.. .

Ответ

Сельский фельдшер, восьмой год, в усадьбе Тургенева, серьёзный разговор, дружная семья, налью компот, активный болельщик, льётся с крыши, крупная сельдь.

Обобщающая словарная работа

4. Вставьте пропущенные буквы. Свой выбор объясните графически.

Мален..кий гвоз..дик, тон..ше былиноч..ки, пушистый одуван..чик, прос..ба почтал..она, с помощ..ю внуч..ки, мален..кое облач..ко, бол..ше не спор..те, учиться улуч..шать, изящ..ная вещ.., избавиться от грус..ти, беречь здоров..е, зон..тик не раскрывается.

Ответ

Маленький гвоздик, тоньше былиночки, пушистый одуванчик, просьба почтальона, с помощью внучки, маленькое облачко, больше не спорьте, учиться улучшать, изящная вещь, избавиться от грусти, беречь здоровье, зонтик не раскрывается.

5. Прочитайте пословицы. Какой теме они посвящены? Запишите, расставляя знаки препинания и объясняя правописание слов с орфограммой «Употребление и неупотребление для обозначения мягкости согласных».

1) Дружба в делах помощ..ница. 2) Вместе тесно а вроз.. скуч..но. 3) Доброе братство луч..ше богатства. 4) Мален..кие потоки образуют бол..шие реки. (Немецкая) 5) Не всякий встреч..ный наш друг сердеч..ный. 6) Одна ласточ..ка весны не делает. 7) В одиноч..ку только с кашей воевать. (Карельская) 8) От л..стивого друга жди коварных поступков. 9) Один кон.. на скач..ках не скакун. (Горская) 10) Старый друг луч..ше новых двух.

• Подчеркните грамматическую основу в предложении 1. Какой знак препинания разделяет в этом предложении подлежащее и сказуемое? Обоснуйте свой ответ.

Ответ

1) Дружба в делах помощница. 2) Вместе тесно, а врозь скучно. 3) Доброе братство лучше богатства. 4) Маленькие потоки образуют большие реки. (Немецкая) 5) Не всякий встречный наш друг сердечный. 6) Одна ласточка весны не делает. 7) В одиночку только с кашей воевать. (Карельская) 8) От льстивого друга жди коварных поступков. 9) Один конь на скачках не скакун. (Горская) 10) Старый друг лучше новых двух.

6. Запишите предложения, объясняя правописание слов с орфограммой «Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных». Расставьте, где необходимо, знаки препинания, объясните свой выбор графически.

1) Уважайте в себе и других человеческую лич..ность. (Д. Писарев) 2) Поч..ти всегда скромнос..ть прямо пропорциональна талантливос..ти. (Г. Плеханов) 3) Не тот поэт, кто рифмы плес..ть умеет. (А. С. Пушкин) 4) Фантастическое составляет сущ..ность действительности. (Ф. Достоевский) 5) Сейте разумное доброе веч..ное!.. (Н. Некрасов) 6) Дело луч..ше слов бесплодных ... луч..ше действовать, чем хвастать. (Г. Лонгфелло)

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания А. С. Пушкина: «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет».

Ответ

1) Уважайте в себе и других человеческую личность. (Д. Писарев) 2) Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости. (Г. Плеханов) 3) Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет. (А. С. Пушкин) 4) Фантастическое составляет сущность действительности. (Ф. Достоевский) 5) Сейте разумное, доброе, вечное!.. (Н. Некрасов) 6) Дело лучше слов бесплодных, лучше действовать, чем хвастать. (Г. Лонгфелло)

7. Запишите предложения, объясняя правописание слов с пропусками.

1) Серп луны под туч..кой длинной л..ёт полноч..ный слабый свет. (И. А. Бунин) 2) Из многих таких ручейков сост..вляются реч..ки. (С. Аксаков) 3) В лесу распускают..ся розоватые цветоч..ки брус..ники. (Н. Плавильщиков) 4) По дорог.. зимней, скуч..ной тройка борзая бежит. Колокол..чик однозвуч..ный утомител..но звенит. (А. С. Пушкин) 5) Степи голые, немые, всё же вам и пес..нь и чес..ть! Все вы — матушка Россия, какова она ни ес..ть. (П. А. Вяземский)

• Укажите предложение с обращением.

Ответ

1) Серп луны под тучкой длинной льёт полночный слабый свет. (И. А. Бунин) 2) Из многих таких ручейков составляются речки. (С. Аксаков) 3) В лесу распускаются розоватые цветочки брусники. (Н. Плавильщиков) 4) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный утомительно звенит. (А. С. Пушкин) 5) Степи голые, немые, всё же вам и песнь, и честь! Все вы — матушка Россия, какова она ни есть. (П. А. Вяземский)

8. Запишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя графически правописание слов.

* * *

Бесконеч..ная Россия

Словно веч..ность на земле!

Едеш.., едеш.., едеш.., едеш..,

Дни и вёрсты нипочём!

Тонут время и пространство

В необ..ятности твоей...

    (П. А. Вяземский)

• Рассмотрите таблицу, заполните её примерами слов из текста стихотворения.

Буква Е обозначает

[Й’Э]

[Э]

1. ...

1. ...

2. ...

2. ...


3. ...


4. ...

• Приведите два примера своих слов, в которых буква Я будет обозначать: а) один звук; б) два звука.

• Какова роль союза И в последнем предложении?

Ответ

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и вёрсты нипочём!

Тонут время и пространство

В необъятности твоей...

9. Прочитайте. Какие интонации звучат в стихотворении? Запишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание слов.

Б..регите Землю!

Б..регите

Жаворонка в голубом зените,

Бабоч..ку на стеблях повилики,

На тр..пинк.. солнеч..ные блики,

На к..мнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Яс..ный месяц над реч..ным покоем,

Ласточ..ку, мел..кающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите...

     (М. Дудин)

• Найдите слова, в которых ударные буквы Е, Я обозначают один звук. Обозначьте этот звук над буквами в квадратных скобках.

• Подчеркните в предложениях все дополнения, укажите часть речи и падеж.

Ответ

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите! ...

10. Запишите, вставляя пропущенные орфограммы и объясняя правописание слов.

* * *

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грус..ную,

В белёном сарафан..чик..,

С платоч..ками в карман..чиках,

С кр..сивыми застё..ками,

С зелёными серё..ками.

    (А. Прокофьев)

Ответ

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

11. Прочитайте. Озаглавьте текст таким образом, чтобы заголовок отражал главную мысль. Объясните правописание указанных орфограмм.

• Какие предложения по количеству грамматических основ имеются в тексте: простые? сложные? Как связаны части сложных предложений друг с другом? Какими знаками препинания разделяются?

• Найдите в тексте слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного. Разберите это слово фонетически.

• Укажите слова, в которых ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

• В каком слове для обозначения мягкости согласного не пишется? Разберите это слово по составу.

• Какие ещё буквы, кроме ь, могут указывать на мягкость предыдущего согласного? Найдите примеры таких слов во 2-м предложении.

• Приведите из текста примеры слов, когда буквы е, ё, ю, я обозначают: а) один звук; б) два звука.

Ответ

12. Запишите текст, решая орфографические задачи, расставляя недостающие знаки препинания.

Мы должны быть вн..мательны к звуковой ст..роне языка. Звуки речи позв..ляют нам на слух разл..чать слова. Они могут ещё нес..ти особую службу, вступая в тайный ..говор с поэтами, песенниками чтецами. По их ж..ланию тот или иной звук в слове вдруг ре..ко выделит..ся стан..т очень з..метным.

Что вы услыш..те, например, в таком предложении: «Барабан..щик сильно занят, барабан..щик барабан..т»? Какими звуками перед..ётся барабанная дро..ь?

Если в словах повт..ряется ч..сто один и тот же звук, то можно услышать, как поёт ветер шурш..т камыш.. б..ются о берег волны крич..т птицы и многое другое.

(По И. Б. Голуб)

• Найдите в 1-м предложении слова с мягким знаком. Какую функцию выполняет ь в этом слове? Какую ещё функцию может выполнять ь? Подтвердите свои суждения примером из последнего предложения текста.

• Разберите фонетически слова: ещё, очень, резко.

• Выпишите из последнего предложения слово, в котором происходит изменение согласного в середине слова. Как называется данный процесс? Объясните правописание слова.

• Попробуйте составить по тексту задания в тестовом варианте.

Ответ

Мы должны быть внимательны к звуковой стороне языка. Звуки речи позволяют нам на слух различать слова. Они могут ещё нести особую службу, вступая в тайный сговор с поэтами, песенниками, чтецами. По их желанию тот или иной звук в слове вдруг резко выделиться, станет очень заметным.

Что вы услышите, например, в таком предложении: «Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит»? Какими звуками передаётся барабанная дробь?

Если в словах повторяется часто один и тот же звук, то можно услышать, как поёт ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое.

13. Запишите текст, объясняя правописание указанных слов, расставляя пропущенные знаки препинания.

Май

Ч..дес..ные красные ден..ки. Светлые волокна обл..ч..ков плывут по чистому небу и без сл..да та..т в прозрач..ной синеве. Голые дубравы наскво..ь просвечивают..ся со..нцем. Нежно лиловеют взлохмаченные серё..ками осиновые верш..ны.

Зелене..т цв..тёт зв..нит и вес..лится всё в природе. Только безлистые б..рёзы плач..т. Л..скает их со..нце играючи наш..птывает что-то тихо веющий ветер. Ро..кое дер..во ждёт надёжного тепла. Опас..но обол..щат..ся ч..рами обман..щика мая: «Май обман..т, да и в лес уйдёт». Никогда б..рёза не торопит..ся распускаться. Не вер..т она ни кукушкам ни солов..ям ни ласточ..кам. (Д. Зуев)

• Укажите слова, в которых происходит оглушение.

• Назовите слова, в которых ь для обозначения мягкости не пишется.

• Найдите примеры слов, в которых буквы е, ё, ю, я, и: 1) обозначают мягкость предшествующего согласного; 2) не обозначают мягкость предшествующего согласного.

• Найдите предложения, строение которых соответствует схемам: 1) [О и О ]; 2) [ ], [ ].

Ответ

Май

Чудесные красные деньки. Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и без следа тает в прозрачной синеве. Голые дубравы насквозь просвечиваются солнцем. Нежно лиловеют взлохмаченные серёжками осиновые вершины.

Зеленеет цветёт звенит и веселится всё в природе. Только безлистые берёзы плачут. Ласкает их солнце, играючи нашептывает что-то тихо веющий ветер. Робкое дерево ждёт надёжного тепла. Опасно обольщаться чарами обманщика мая: «Май обманет, да и в лес уйдёт». Никогда берёза не торопится распускаться. Не верит она ни кукушкам, ни соловьям, ни ласточкам. (Д. Зуев)

14. Прочитайте пословицы. Выпишите слова с орфограммой «Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных» в два столбика: 1) ь пишется; 2) ь не пишется. Орфограмму выделите графически.

1) Подал..ше от кузни, помен..ше копоти. 2) Птич..ку за крылья не хвалят. 3) Мален..кое дело луч..ше бол..шого бездел..я. 4) Хорошие вес..ти не лежат на мес..те. 5) От тысячи сует пол..зы делу нет. (Туркменская) 6) Хоть три дня ес..ть, а с печи не слез..ть. 7) Радос..ть не веч..на, печал.. не бесконеч..на. 8) Белые руч..ки чужие труды любят. 9) Худой мир луч..ше доброй ссоры. 10) Ран..ше нач..нёшь, ран..ше поспеешь. 11) Мел..ник богат шумом. 12) Хрен ред..ки не слаще. 13) Гор..кое слово друга полез..ней, чем похвала врага. (Татарская) 14) Всякая птич..ка свои песенки поёт.

• Найдите слова, в которых ь не обозначает мягкость предшествующего согласного. Объясните устно, почему в этих словах пишется ь.

• Какую ещё функцию может выполнять ь в словах, кроме обозначения мягкости предыдущего согласного? (Разделяет гласный и согласный.) Приведите примеры таких слов из данных предложений.

• На мягкость предыдущего согласного может указывать не только ь, но и некоторые буквы. Какие? Приведите в качестве доказательства примеры из данных предложений.

• Приведите примеры слов из данных предложений, где буквы е, ё, ю, я не обозначают мягкость предыдущего согласного. Объясните почему. (Например: подальше — [ш] всегда твёрдый.)

Ответ

1) Подальше от кузни, поменьше копоти. 2) Птичку за крылья не хвалят. 3) Маленькое дело лучше большого безделья. 4) Хорошие вести не лежат на месте. 5) От тысячи сует пользы делу нет. (Туркменская) 6) Хоть три дня есть, а с печи не слезть. 7) Радость не вечна, печаль не бесконечна. 8) Белые ручки чужие труды любят. 9) Худой мир лучше доброй ссоры. 10) Раньше начнёшь, раньше поспеешь. 11) Мельник богат шумом. 12) Хрен редьки не слаще. 13) Горькое слово друга полезней, чем похвала врага. (Татарская) 14) Всякая птичка свои песенки поёт.

15. Прочитайте скороговорки. Выпишите слова, в которых ь для обозначения мягкости согласных не пишется.

1) Неделю Емеле короб кудели, а Емелиной дочке прясть одну ночку. 2) Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток. 3) Пустили щуку в речку, пирог спустили в печку. 4) В огороде рос горох, а за речкой — гречка. 5) ...Ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели. (М. Ясное)

• Выпишите слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного, подберите проверочное слово.

• Выучите одну из скороговорок и произнесите её вслух, чётко проговаривая звуки.

Ответ

16. Прочитайте загадки. Выпишите слова, в которых ь для обозначения мягкости согласных не пишется.

1) У меня за окошком светлячки в лукошке. (Звёзды) 2) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце и небо) 3) Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд) 4) Чёрная, но не ночь; хищная, но не тигр; гибкая, но не кошка. (Пантера) 5) Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса) 6) Белые овечки бегают по свечке. (Верба) 7) Во лугах сестрички — жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки) 8) В птичник ходит, рыжим хвостом заметает следы. (Лиса) 9) Полежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёжик)

Ответ

17. Прочитайте. О каком времени года рассказывают поэтические строки О. Высоцкой? Как вы догадались? Запишите четверостишие по памяти.

* * *

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзы, и осинки

Скучные стоят.

• Чем осложнено последнее предложение?

• Какие звуки произносятся на месте выделенных букв в слове скучные?

Ответ

18. Прочитайте скороговорку, чётко проговаривая звуки. Подумайте, как скороговорки связаны с фонетикой?

— Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

• В какой форме организован текст скороговорки? Сколько реплик в этом разговоре? Как выделяется на письме речь каждого лица?

• Запишите по памяти. Подчеркните слово, в котором есть орфограмма, изученная в разделе «Фонетика», устно объясните его правописание.

• В каких ещё сочетаниях букв мягкий знак для обозначения мягкости согласных не пишется? Запишите несколько таких примеров.

• Подчеркните в тексте скороговорки слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Устно объясните причину такого несоответствия.

Ответ

Тест

19. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 8.

(1) Я слушал чужую речь и пленялся ею. (2)Действительно, что за соединение жёсткого, сухого, прокатистого и удивительно мягкого... (3)«Джур» — вода журчит в камнях, «шог» — жара над этими камнями, «чандж» — муха звенит в этой жаре. (4)И вдруг среди всего этого «лолик» — помидор.

— (5)Андрей, что лучше: «журавль» или «крунк»? (6)И действительно, что лучше? (7)Подумать только, «журавль»! (8)И не подозревал, что это красиво. (9)Или — «крунк»... 10)До чего хорошо!

(11) Я влюблялся в слова: в армянские благодаря русским и в русские благодаря армянским...

(По А. Битову)

Задания

1. В каком предложении раскрывается главная мысль текста?

1) 1  2) 3  3) 8  4) 11

2. Выпишите из предложения 4 слово(-а), в котором(-ых) происходит оглушение звонкого согласного.

3. Из предложения 1 выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

4. Выпишите из текста четыре слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного.

5. Выпишите из текста два слова, в которых буквы е, ё, ю, я не обозначают мягкость предшествующего согласного.

6. Из предложения 11 выпишите слова, в которых все согласные звуки — звонкие.

7. Из предложения 2 выпишите слово, в котором все согласные звуки — глухие.

Ответ

Творческие проверочные работы

1. Отгадайте загадки. Отгадки запишите. Какая орфограмма объединяет все записанные вами слова? Выделите её графически.

1) Грамоты не знаю, а весь век пишу. 2) В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки. 3) Белым шариком душистым я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок — и остался стебелёк. 4) Таять может, да не лёд. Не фонарь, а свет даёт. 5) Не птичка, а с крыльями. 6) Стоит толстуха — деревянное брюхо, железный поясок. 7) Золотистые толстушки, очень дружные подружки. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. 8) Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт. 9) Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный. Лепит домик под окном из травы и глины.

• Составьте два словосочетания с любыми из записанных слов, обозначьте главное и зависимое слова.

Ответ

Отгадки: 1) ручка; 2) строчки; 3) одуванчик; 4) свечка; 5) бабочка; 6) бочка; 7) лисички; 8) кошечка; 9) ласточка.)

2. Отгадайте загадки. Отгадки запишите в два столбика: 1) ь для обозначения мягкости согласных пишется; 2) ь для обозначения мягкости согласных не пишется.

1) В лесу вырезана, гладко вытесана, поёт-заливается. Как называется? 2) Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара паровозова сестричка. Кто такая? 3) Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. 4) Бьют Ермилку по затылку, а он не плачет, только носик прячет. 5) Кто на все руки мастер? 6) Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него — и не будет ничего. 7) Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? 8) В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки — раздают всем огоньки. 9) Между веток новый дом, нету двери в доме том, только круглое окошко, не пролезет даже кошка. 10) На карнизе нашем в ряд грабли острые висят. Солнце выглянет, — и грабли на асфальт роняют капли. 11) Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. 12) Сами верхом, а ноги за ушами.

• Прочитайте слово-отгадку к предложению 9. В чём особенность произношения этого слова? Какой звук произносится на месте буквы ч?

Ответ

Отгадки: 1) дудочка; 2) электричка; 3) письмо; 4) гвоздик; 5) перчаточник; 6) одуванчик; 7) коньки; 8)спички; 9)скворечник; 10)сосульки; 11)кисточка; 12) очки.

3. Прочитайте загадки, отгадки запишите. С помощью какой буквы одно слово «превратилось» в другое?

1) То, на чём стоят журналы, книжки, —

Танец, что танцуют ребятишки, —

2) То, в чём все соленья хранятся, —

То, в чём очень хорошо купаться, —

• Какова роль ь в записанных словах?

• В каких сочетаниях ь для обозначения мягкости не пишется? Приведите свои примеры таких слов.

• Какую ещё функцию может выполнять ь в словах? Запишите несколько таких слов.

Ответ

Отгадки: 1) полка — полька; 2) банка — банька.

4. Прочитайте шуточное стихотворение Л. Яковлева. Выпишите слова с пропусками, объясните их правописание.

Очень и не очень

Очень любят мал..чики

Дуть на одуван..чики.

Очень любят девоч..ки

Прыгать, словно белоч..ки.

Но не очень мал..чики,

Но не очень девоч..ки

Любят мыть стакан..чики,

Ложеч..ки, тарелоч..ки.

• ТР. Попробуйте составить с записанными словами своё стихотворение, в котором будет звучать мысль: мальчики и девочки — трудолюбивые.

Ответ

5*. Распределите приведённые ниже слова на три группы:

1) слова, в которых произносятся и твёрдые, и мягкие согласные;

2) слова, в которых произносятся только твёрдые согласные;

3) слова, в которых произносятся только мягкие согласные.

Перебежчики, ложится, жюри, цапля, термос, речью, шалашик, съесть, ёлка, шьют.

Ответ

Контрольная работа

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 9.

Была стр..да. Отмол..тились в тот день рано потому что зах..дил дождь. Ребятишки рады были отд..хнуть а бриг..дир дядя Ермолай нед..вольно поглядывал на тучу и (не) сп..шил.

С..нева наползла но д..ждя (не) было. Нал..тел сильный ветер поднялась пыль. Во тьме треп..тно вспыхивали молнии гр..мел гром. Ветер рвал н..сил а д..ждя (не) было.

Но вдруг гр..за разыгралась вовсю: вспыхивало и гр..мело со всех ст..рон! Прил..тали ре..кие капли и больно били по л..цу. Пахло пылью.

Всё как будто на миг пов..сало (в) воздухе скирды д..ревья снопы неподвижные кони. Потом тьма проглатывала всё. (С) верху гр..мело гулко как будто огромные капли срывались (с) г..ры (в) проп..сть.

(По В. Шукшину)

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Свой выбор объясните графически.

3. Найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Начертите его схему. Произведите полный синтаксический разбор этого предложения.

4. Выпишите из текста по одному словосочетанию: сущ. + прилаг.; сущ. + местоим; сущ. + глаг.; глаг. + нареч. Обозначьте главное и зависимое слова.

5. Подберите антонимы к словам:

рано — ...

вспыхивали — ...

редкие — ...

сверху — ...

6. Выпишите из текста по одному слову, в которых: а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв; в) количество букв и звуков совпадает.

7. Выпишите из 3-го абзаца слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

8. Выпишите из 3-го абзаца слово с орфограммой «Проверяемая согласная в корне». Разберите его по составу.

9. Из последнего абзаца выпишите слово с разделительным мягким знаком. Укажите его морфологические признаки.

Ответ

1. Ненастье

2.

Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Ребятишки рады были отдохнуть, а бригадир дядя Ермолай недовольно поглядывал на тучу и не спешил.

Синева наползла, но дождя не было. Налетел сильный ветер, поднялась пыль. Во тьме трепетно вспыхивали молнии, гремел гром. Ветер рвал, носил, а дождя не было.

Но вдруг гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали резкие капли и больно били по лицу. Пахло пылью.

Всё как будто на миг повисало в воздухе: скирды, деревья, снопы, неподвижные кони. Потом тьма проглатывала всё. Сверху гремело гулко: как будто огромные капли срывались с горы в пропасть.

5. Антонимы к словам:

рано — поздно

вспыхивали — угасать, потухать

редкие — нередкий, частый

сверху — снизу, внизу.


Контрольные диктанты

I

Люди с древности стремились облегчить свою жизнь. Так появились первые изобретения: колесо, лук и стрелы, гончарный круг. Талантливые и умные люди изучали наш мир и делали открытия. А их дети пользовались этими знаниями и придумывали что-то новое.

Важные открытия совершают учёные из разных стран. Среди российских учёных тоже есть первооткрыватели. Например, Павел Николаевич Яблочков изобрёл электрическую лампочку. Сегодня такие лампочки освещают наши дома и улицы. Александр Степанович Попов создал первый в мире радиоприёмник. Этот аппарат мог передавать сообщения на расстояние без проводов. При помощи радиоприёмника Попова в 1900 году были спасены рыбаки в Финском заливе.

Николай Иванович Пирогов впервые применил наркоз во время операции. А ещё он придумал использовать для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Иван Петрович Павлов изучал работу мозга и реакции живого организма на разные действия. Илья Ильич Мечников сумел выяснить, как микробы влияют на человеческий организм, как бороться с опасными болезнями.

(По Е. В. Симоновой)

Примечание. Сказать о правописании слова что-то и числительного в 1900 году.

Задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте и подчеркните слова: 1) с разделительным ь (I вариант); 2) с ь, который обозначает мягкость предыдущего согласного.

3. Найдите в тексте слова с ошибкоопасными сочетаниями согласных букв, между которыми ь для обозначения мягкости не пишется: 1) в первом и третьем абзацах (I вариант); 2) во втором абзаце (II вариант). Подчеркните эти сочетания букв двумя чертами. Запишите три своих примера на данное правило, используя и другие сочетания букв, в которых ь для обозначения мягкости согласных не пишется.

4. Найдите в тексте 4 слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают: 1) один звук (I вариант); 2) два звука (II вариант). Вверху над указанными буквами напишите звуки, которые эти буквы обозначают.

Ответ

II

Картина И. И. Шишкина «Рожь»

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, раскинулась золотая рожь. Стоят среди равнины высокие старые сосны. И от этого ещё шире раздолье хлебного поля.

Ярко светит солнце. Тёплый ветер колышет колосья. Исчезает во ржи, зовёт за собой дорога.

Ширь необъятная!

Но живописец приметил и скромный полевой цветок на обочине дороги. И двух ласточек, стремительно скользящих над самой землёй.

Конечно, Иван Иванович Шишкин старался не только верно изобразить летний солнечный день, колосья, сосны, дорогу. Он мечтал, чтобы возле его картины люди чувствовали, как велика, богата и ласкова родная земля — Родина. Не случайно на одном из своих рисунков он пометил: «Раздолье. Простор. Рожь... Русское богатство».

(По В. И. Порудоминскому)

Примечание. Сказать о постановке тире; запятой, выделяющей причастный оборот.

Задания:

1. Произведите синтаксический разбор предложений: 2-го (I вариант); 6-го (II вариант).

2. Разберите фонетически слова: рожь (I вариант); ещё (II вариант).

3. Начертите схему последнего предложения.

Ответ

III

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

Высыпал я на стол много грибов. Ещё у меня была в кармане ягодка костяника, голубая черника, красная брусника.

Принёс я для Зиночки и разных чудесных трав: кукушкины слёзки, валерьянку, заячью капусту. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба.

— Откуда в лесу взялся хлеб?

— Что тут удивительного? Ведь есть же там капуста...

— Заячья...

— А хлеб Лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть.

— Хороший лисичкин хлеб.

И съела весь мой чёрный хлеб. Так и пошло у нас: Зиночка часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

(По М. М. Пришвину)

Примечание. Сказать о постановке тире; о правописании слова белый-то.

Задания:

1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения второго абзаца.

2. В первом предложении 3-го абзаца найдите слова, в которых ь для обозначения мягкости согласных не пишется. Подчеркните в них нужные сочетания букв. Запишите свои пять примеров на данную орфограмму.

3. Произведите фонетический разбор слов: слёзки (\ вариант); ягодка (II вариант).

Ответ

IV

Мягкий свет льётся в окно. Юный художник пишет портрет девочки. Художник совсем мальчик. Ему лет четырнадцать. Или даже меньше. Но он уже умелый мастер.

А живопись — дело трудное. Надо много учиться и много работать, чтобы глаз был точный. И чтобы рука была точная.

И ещё надо очень любить своё трудное дело. Иначе и учиться надоест, и трудиться терпения не хватит. И всё хорошее, красивое вокруг покажется скучным.

Перед юным живописцем стоит мольберт. В левой руке у него кисти и палитра. В правой руке одна, нужная сейчас для работы кисть. Он пишет портрет девочки. Лицо у девочки доброе, весёлое. А в глазах любопытство. Интересно, что там получается у маленького художника? Девочка послушно сложила руки, поставила ноги на скамеечку. Но так хочется вскочить, спрыгнуть со скамеечки, посмотреть картины, поиграть. Нет, нельзя. Мама крепко обняла за плечи. Да ещё пальцем грозит: не смей!

Мы не знаем, как зовут девочку, кто она. Не знаем ничего и про юного художника. Но с этих пор, когда встретим картину И. И. Фирсова про юного живописца и весёлую девочку, мы скажем им, как старым знакомым: «Здравствуйте!»

(По В. И. Порудоминскому)

Задания:

1. Произведите фонетический разбор слов: льётся (I вариант); совсем (II вариант).

2. Напишите в скобках, какие звуки обозначают выделенные буквы в словах: мягкий, учиться, скучным, юным (I вариант); ещё, всё, льётся, сейчас (II вариант).

3. Разберите по составу слова: льётся, красивое, художник (I вариант); трудиться, маленьким, девочка (II вариант).

4. Составьте и запишите предложение с прямой речью.

Ответ