Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020
Фонетика. Орфография. Культура речи
Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Проверочные работы
1. Запишите пословицы, объясните правописание слов с пропусками.
1) Нет такого дру..ка, как родная матушка. 2) У кого есть матка, у того и голо..ка гла..ка. 3) Где ла.., там и кла... 4) Человек без друзей — как у..кая ладонь. (Бурятская) 5) Куда стадо — туда и о..ца. 6) Для милого дру..ка и серё..ку из у..ка. 7) Ло..ка лучше новая, а друг — старый. (Турецкая)
• Какие две тематические группы можно выделить среди данных пословиц?
• Объясните смысл одной из пословиц.
Ответ:
1) Нет такого дружка, как родная матушка. 2) У кого есть матка, у того и головка гладка. 3) Где лад, там и клад. 4) Человек без друзей — как узкая ладонь. (Бурятская) 5) Куда стадо — туда и овца. 6) Для милого дружка и серёжку из ушка. 7) Ложка лучше новая, а друг — старый. (Турецкая)
2. Отгадайте загадки, отгадки запишите, подчёркивая букву, которая оглушается. Подберите и запишите проверочные слова.
1) А ну-ка, друзья, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? 2) Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю ... 3) Сами не едим, а людей кормим. 4) Стоит Ермошка на одной ножке. 5) Я хожу, а он остаётся. 6) Что за плуг бороздит зеркальный луг? А за плугом борозда исчезает без следа. 7) Без рук, без ног рисовать умеет. 8) Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряют косынки. И месяц, и звёзды в нём отражаются. Как зеркало это называется? 9) Красный нос в землю врос, а зелёный хвост наружу.
Ответ:
1) варежки; 2) зарядку; 3) ложки; 4) гриб; 5) след; 6) лодка; 7) мороз; 8) пруд; 9) морковь.
3. Запишите четверостишия, подчеркните слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного, подберите проверочные слова. Ко всем ли словам, в которых происходит оглушение, можно подобрать проверочные?
1) Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.
(С. Аксаков)
2) Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
(К. Д. Бальмонт)
• Начертите схему 2-го предложения. Какое оно: простое или сложное?
Ответ
4. Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака. О чём оно? Назовите, о каких особенностях гласных и согласных звуков рассказывают первые две строки стихотворения?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В с..гласных — прерывается на миг.
И только тот г..рмонии достиг,
Кому чередован..е их подвлас..но.
Звуч..т в согласных серебро и ме..ь.
А гласные даны тебе для пен..я.
И счас..лив будь, коль можеш.. ты пропеть
Иль даже продышать стихотворен..е.
• Прочитайте строки, в которых говорится о музыкальности, красоте, звучности художественной речи. Благодаря каким звукам художественная речь обладает этими качествами?
• Объясните значение подчёркнутого слова.
• Запишите текст, объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.
• Найдите три слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Какое из них наиболее интересно для фонетического разбора? Обоснуйте свою точку зрения.
• Найдите в последнем предложении слова, в которых буква е: 1) обозначает мягкость предшествующего согласного, 2) не обозначает мягкости предшествующего согласного (почему в этих словах е не обозначает мягкости предшествующего согласного?).
Ответ:
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
5. Прочитайте. Что делает интонацию этой загадки музыкальной, плавной, звонкой?
Загадка
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
• Подсчитайте, сколько в этой загадке гласных и сонорных согласных звуков? Какова их роль в тексте стихотворения? (Преобладание гласных и сонорных согласных звуков над шумными делает речь музыкальной, плавной, звонкой.)
• Запишите текст загадки, выделите все глагольные орфограммы.
• Найдите слово, в котором происходит озвончение. Как объяснить это фонетическое явление? Объясните правописание приставки.
• Отгадайте загадку, отгадку запишите. Произведите звуко-буквенной анализ данного слова. Какие фонетические особенности слова снег вы можете отметить? Какова роль буквы е в этом слове?
Ответ: отгадка — снег…
6. Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
1) На ловца и зверь бежит. 2) Без костей рыбки не бывает. 3) Ягодку с земли и ту пополам. 4) Широка дорожка Брошке. 5) Пустили козла в огород. 6) У нашего Прошки задрожали ножки. 7) Хвост голове не указка. 8) Одинокая овца — волку корысть. 9) Красна ягодка, да на вкус горька. 10) Хорошенького понемножку. 11) И редко шагает, да твёрдо ступает.
Ответ
7. Прочитайте загадки. Выпишите в столбик слова, в которых происходит оглушение согласного. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
1) Проложу неземную дорожку, насыплю горошку, положу хлеба краюшку. (Небо, звёзды, месяц) 2) За нашим двором висит ватрушка с творогом. (Луна) 3) Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий — в море. (Река) 4) Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица? А всего-то косточка да красненькая кофточка». (Вишня) 5) В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб) 6) Не книжка, а с листами. (Капуста) 7) В сенокос горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Рябина) 8) В роще у берёзки повстречались тёзки. (Подберёзовики) 9) Жаль озябшего бедняжку — всем ветрам и ветеркам он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес) 10) Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. На земле лежат листки — маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг, лечит ранки
ног и рук. (Подорожник) 11) Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубки? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибки? (Белка) 12) Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь) 13) На узкой дорожке — голова да рожки. (Улитка) 14) Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)
• Начертите схему предложения с прямой речью.
Ответ
8. Прочитайте. Выпишите три слова, в которых на конце происходит оглушение звонкого согласного. Какие парные глухие звуки слышатся в этих словах? Запишите их в транскрипции. Подберите к данным словам проверочные.
Наш герб
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
(Вл. Степанов)
• В какой ещё позиции может происходить оглушение звонкого согласного? Запишите примеры таких слов, объясните их правописание.
• Приведите примеры слов, в которых происходит озвончение согласного.
• Разберите фонетически слово орёл.
Ответ
9. Прочитайте стихотворение В. Суслова. Какой выразительный фонетический приём лежит в основе стихотворения? Какова его роль?
* * *
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
— Что мне волны! Самый полный! —
Не сдаётся рулевой.
— Я на Волгу поплыву!
По каналу — и в Москву!
Только ливень всё сильнее.
Только капли всё крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее...
Лягушонок в лужу —
Плюх!
И на землю,
Под лопух.
• Какие звуки речи, повторяющиеся в стихотворении, помогают услышать звуки ливня, плеск волн?
• Выпишите слово, в котором происходит озвончение глухого согласного. Разберите его фонетически.
• Выпишите слова с выделенными буквами, укажите, какие звуки обозначаются выделенными буквами.
• Произведите фонетический разбор слов: всё, льёт.
• Начертите схему предложения с прямой речью. Укажите в этом предложении наречие.
Ответ
10. Прочитайте стихотворение.
* * *
Был мышонок очень сер,
Важный, как английский сэр.
Задирая важно нос,
Он кусочек сыра нёс.
Был мышонок очень рад,
Песню пел про всё подряд:
Про зелёный вкусный лук,
Про железный круглый люк
И про то, как мышка Мила
Утром в речке Мишку мыла.
(Из журнала «Золотой ключик»)
• На мягкость согласных на письме указывают некоторые буквы. Какие? Назовите их.
• Обратите внимание на выделенные в стихотворении слова. Выпишите те, в которых гласный указывает на мягкость предыдущего согласного звука. Запишите эти слова в транскрипции.
• Какой ещё звуковой закон иллюстрируют выделенные слова? (Смыслоразличительная функция звуков: от замены одного согласного звука меняется смысл слова.)
• Выпишите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. В какой позиции происходит оглушение?
• В какой ещё позиции в слове может происходить оглушение? Озвончение? Приведите свои примеры.
Ответ
11. Прочитайте. Выпишите из текста стихотворения все слова, в которых встречается звук [ш]. Сколько звуков [ш] в стихотворении?
Звуковая эстафета
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
(В. Приходько)
• Выпишите подчёркнутые слова, объясните в них правописание окончаний. Какие морфологические признаки этих слов нужно обязательно указать?
Ответ
12. Прочитайте текст сказки, вставляя на месте пропусков названия животных и насекомых. Как называется выразительное языковое средство, которое помогло вам определить, какие животные и насекомые ведут разговор?
Лесной карнавал
Летят над лесом ..., звенят над каждым кустом:
— 3-звери, нас-секомые! 3-завтра на з-закате праз-здник!
— Что за ш-шутки? — шуршит по траве ... . — Вы что, ш-шалуны, расш-шумелись?
— 3-знаем, з-знаем, тётенька ..., вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке ... нравится эта з-затея. Верно, дяденька ...?
— Вот это ж-жизнь! — жужжит ... . — Ж-жаль, ... , что ты не пойдёшь. Потом пож-жалеешь. Пож-желтеешь от ж-жадности.
Летит мимо...:
— О чём р-разговор? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар- русель будет? Ур-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
— Обяз-зательно приходите! — звенят ... . — Не з-забывайте, не з-запаз-здывайте!
(Слова для справок: комары, змея, уж, жук, ворона.)
• Текст представляет собой разговор героев. Как называется такая форма общения?
• Определите стиль текста и тип речи.
• Выделите все обращения.
• Выпишите однородные члены вместе с теми словами, к которым они относятся. Укажите синтаксическую роль и способ выражения однородных членов.
• Найдите слово с непроизносимой согласной, подсчитайте в нём соотношение букв и звуков.
• Найдите в выделенном фрагменте текста слова-синонимы.
• Выпишите из текста: 1) предлоги, 2) частицы.
Ответ
Творческие проверочные работы
13. Из каких звуков состоят данные слова? Прочитайте эти звуки в обратном порядке, справа налево. Какие слова у вас получились? Запишите эти слова.
лог |
[ ] |
[ ] |
[ ] |
|
лей |
[ ] |
[ ] |
[ ] |
|
лоб |
[ ] |
[ ] |
[ ] |
|
люк |
[ ] |
[ ] |
[ ] |
Ответ:
Кол, ель, пол, куль.
14. Прочитайте. Какие звуки повторяются в поэтических строках С. А. Есенина? Какие звуковые образы они создают?
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шёлковом шелесте снежного шума...
• Придумайте небольшой текст (поэтический или прозаический), в котором повторение определённых гласных звуков будет создавать какие- либо образы: например, шум метели, бег паровоза, звуки ливня, др.
Ответ:
Повторяющиеся [щ’], [ж], [ш] передают шум ветра, шелест сухого снега, создают звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит.
15. Прочитайте скороговорку. Какие звуки часто повторяются в словах? Какова роль скороговорок? (Помогают исправлять дефекты звукопроизношения.) Запишите скороговорку по памяти.
Соломы воз возница вёз.
• Подчеркните слова, в которых согласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию.
• Возьмите в овал слова, в которых гласный указывает на мягкость предыдущего согласного звука.
• Сколько раз встречается звук [с] в словах данной скороговорки?
Ответ
16. Прочитайте скороговорку. Какой звук часто повторяется в словах? Сколько раз? Какими буквами обозначается этот звук в словах скороговорки?
У Маришки и Серёжки
Есть коврижки и лепёшки.
• Как называется фонетический процесс, который иллюстрируют слова Серёжки, коврижки?
• Запишите скороговорку по памяти. Объясните правописание слов с орфограммой «Проверяемая согласная в корне».
• Обозначьте над словами в квадратных скобках звуки, которые обозначают подчёркнутые буквы. Какова роль этих букв в словах? (Указывают на мягкость предыдущего звука.)
Ответ
17. Проговорите текст скороговорки, отчётливо произносите каждый звук. Чёткое произношение какого звука помогает отрабатывать данная скороговорка?
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
— Грабь граблями гравий, краб!
• Подсчитайте: сколько раз звук [р] встречается в тексте скороговорки? (Проверьте: 9 раз. В слове подарил — [р´].
• Запишите скороговорку по памяти.
• Какие пунктуационные правила иллюстрирует текст скороговорки? (Однородные члены, обращение, диалог.) Выделите графически синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения.
• Какие предложения по цели высказывания есть в тексте скороговорки?
• Заполните таблицу примерами из текста скороговорки.
Оглушение |
Озвончение |
1 |
1 |
2 |
|
3 |
Ответ