Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Синтаксис. Пунктуация
Прямая речь и диалог

Проверочные работы

1. Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи. Назовите разделительные знаки препинания в этих предложениях. Что они разделяют?

1) «Золото, золото падает с неба!» — дети кричат и бегут за дождём. (А. Н. Майков) 2) А. П. Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен». 3) «Добро помни, зло забывай», — напоминает нам пословица. 4) Загадка спрашивает: «Что быстрее всего на свете?»

• Обратите внимание на знаки препинания в конце прямой речи. Почему восклицательный и вопросительный знаки ставятся перед кавычками, а точка — после кавычек? (Вопросительный и восклицательный знаки относятся только к прямой речи, а точка — ко всему предложению.)

• Запишите предложения, будьте внимательны к расстановке знаков препинания. Начертите схемы записанных предложений.

Ответ

2. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Начертите схемы записанных предложений.

1) М. Горький писал На день надо смотреть как на маленькую жизнь. 2) Доброта есть вечная высшая цель нашей жизни утверждал Л. Н. Толстой. 3) Какая водица для грамоты годится спрашивает загадка. 4) В одном из произведений Н. В. Гоголь пишет Знаете ли вы украинскую ночь?

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение: объясните, как вы понимаете смысл высказывания А. М. Горького: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь»?

Ответ:

1) М. Горький писал: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь». 2) «Доброта есть вечная высшая цель нашей жизни», — утверждал Л. Н. Толстой. 3) «Какая водица для грамоты годится?» — спрашивает загадка. 4) В одном из произведений Н. В. Гоголь пишет: «Знаете ли вы украинскую ночь?»

3. Прочитайте текст. О чём он? Как вы поняли его главную мысль?

Как-то Маяковскому на диспуте подали записку Мы с товарищами читали ваши стихи и ничего не поняли. Маяковский ответил Надо иметь умных товарищей.

Этим ответом поэта можно руководствоваться и в выборе друзей-книг. Надо иметь умных друзей. (По Н. П. Смирнову-Сокольскому)

• Запишите, расставляя нужные знаки препинания. Начертите схемы предложений с прямой речью.

Ответ:

Как-то Маяковскому на диспуте подали записку: «Мы с товарищами читали ваши стихи и ничего не поняли». Маяковский ответил: «Надо иметь умных товарищей».

Этим ответом поэта можно руководствоваться и в выборе друзей-книг. Надо иметь умных друзей. (По Н. П. Смирнову-Сокольскому)

4. Прочитайте текст святителя Николая Сербского. О чём он? Какова его главная мысль? В чём заключается мудрость поступка юноши?

Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, который пас коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же соскочил со своего слона и распростёрся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши удивились и все его слуги. А юноша сказал так Кланяюсь твоим очам которые прежде моих увидели этот свет.

• Запишите, расставляя нужные знаки препинания, графически объясните свой выбор.

• Начертите схему предложения с прямой речью.

• Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет стоять перед словами автора.

Ответ:

Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, который пас коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же соскочил со своего слона и распростёрся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. А юноша сказал так: «Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет».

5. Прочитайте поэтические строки Г. Виеру. Какова в них роль тире?

— Ива, ивушка моя!

Кто, скажи, твои друзья?

— Солнышко меня ласкает,

Ветер косы заплетает.

Запишите четверостишие под диктовку, будьте внимательнее при расстановке знаков препинания. Укажите обращение знаком О.

Ответ

6. Прочитайте текст. В каком предложении выражена главная мысль? Какой урок преподал старик мальчику?

Вечерело. По дороге шли отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил его споткнулся ушиб ногу. Кряхтя, он обошёл камень и, взяв сына за руку, пошёл дальше.

Через некоторое время отец и сын снова шли по той же дороге. До камня ещё было далеко. Отец сказал:

Смотри внимательно сын. Надо обойти камень.

Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

Дедушка вы не видели здесь камень? спросил мальчик.

Я убрал его с дороги ответил старик.

Вы тоже споткнулись и ушибли ногу Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

Почему же вы убрали камень?

Потому что я — человек.

(По В. А. Сухомлинскому)

• Как можно озаглавить текст?

• Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Ответ:

Вечерело. По дороге шли отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил его, споткнулся, ушиб ногу. Кряхтя, он обошёл камень и, взяв сына за руку, пошёл дальше.

Через некоторое время отец и сын снова шли по той же дороге. До камня ещё было далеко. Отец сказал:

— Смотри внимательно сын. Надо обойти камень.

Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

— Дедушка, вы не видели здесь камень? — спросил мальчик.

— Я убрал его с дороги, — ответил старик.

— Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — человек.

7. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с прямой речью, стоящей после слов автора; затем — предложения с прямой речью, стоящей перед словами автора.

1) Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее писал М. Горький. 2) И. А. Крылов в замечательной басне «Ворона и Лисица» пишет Уж сколько раз твердили миру что лесть гнусна вредна... 3) Старший брат второй отец учит пословица. 4) Как я счастлив что родился в России! говорил художник Кипренский. 5) В одном из произведений И. С. Тургенев спрашивает Знаете ли вы какое наслаждение выехать весной до зари? 6) Ещё наши предки говорили тем кто покупал много книг Не в библиотеку клади а в душу.

Ответ:

1) «Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее,» — писал М. Горький. 2) И. А. Крылов в замечательной басне «Ворона и Лисица» пишет: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна вредна...» 3) «Старший брат — второй отец,» — учит пословица. 4) «Как я счастлив, что родился в России!» — говорил художник Кипренский. 5) В одном из произведений И. С. Тургенев спрашивает: «Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари?» 6) Ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: «Не в библиотеку клади, а в душу».

8. Некоторые загадки построены в форме предложений с прямой речью. Запишите, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых прямая речь стоит перед словами автора; затем — те, в которых прямая речь стоит после слов автора.

1) Ежедневно в семь утра я трещу Вставать пора! 2) Василий уезжает и говорит плачущей Василисе Не плачь Василиса я осенью приеду тебя не забуду. 3) Вот так лошадка! Словно большая тетрадка в линейку! воскликнул Андрейка. 4) Это что же за дразнилка? Я зову Серёжа! А он кричит Ёжа! 5) Слаще мёда, мягче пуха. Отдохни всё шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить.

• Найдите обращение, отметьте его знаком О.

Ответ:

Ежедневно в семь утра я трещу: «Вставать пора!» (будильник). Василий уезжает и говорит плачущей Василисе: «Не плачь, Василиса, я осенью приеду, тебя не забуду». (ледоход) 3) «Вот так лошадка! Словно большая тетрадка в линейку!» — воскликнул Андрейка. (зебра)

4) Это что же за дразнилка? Я зову:

— Серёжа!

А он кричит:

— Ёжа!

(эхо)

5) «Слаще мёда, мягче пуха. Отдохни,» — всё шепчет в ухо. — «Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить.» (лень)

9. Выучите стихотворение и запишите его по памяти.

На Волге

— Вы на Волге были?

— Были.

— Что вы делали?

— Удили.

— Кто попался на крючок?

— Нам попался судачок.

— Как не верить вам, ребята, Волга рыбою богата.

       (Вл. Степанов)

• Найдите предложение с обращением. Какое оно по наличию главных членов: односоставное или двусоставное?

• Укажите все местоимения, определите их лицо. У каких местоимений нельзя определить лицо?

• Разберите последнее предложение синтаксически. Чем выражены в нём сказуемые?

Ответ:

— Как не верить вам, ребята, Волга рыбою богата. (предложение с обращением)

10. Прочитайте данные ниже предложения. Запишите одно из них (по выбору учащихся или учителя) по памяти. Объясните графически расстановку знаков препинания.

1) Великий русский педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Любовь к Родине начинается с любви к матери». 2) «Чтение — вот лучшее учение», — напоминает пословица. 3) Известный лингвист В. В. Бабайцева призывает: «Дорогие ребята, изучайте родной русский язык, его историю, законы и правила». 4) «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор», — пишет Н. А. Некрасов в стихотворении «Тишина». 5) «Прохлада древних лесов, зелень лугов, прозрачность озёр, рек, моря — бесценное богатство», — напоминают мудрецы.

• Подчеркните в словах изученные орфограммы, объясните правописание слов.

Ответ:

Творческие проверочные работы

1. Прочитайте. Найдите и исправьте пунктуационные ошибки, как можно подробнее и точнее обоснуйте свой выбор. Запишите отредактированные предложения, начертите их схемы.

1) Я видал почти все государства, я прошёл все земли и моря, чтоб сказать тебе сегодня: Здравствуй, Родина прекрасная моя! 2) «От правды отстанешь, куда пристанешь»? — спрашивает русская пословица. 3) М. Горький утверждает: «Талант — это вера в себя, в свою силу.» 4) «Хвали утро днём, а день вечером,» — советует пословица.

• Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: «Хвали утро днём, а день вечером»?

Ответ:

1) Я видал почти все государства, я прошёл все земли и моря, чтоб сказать тебе сегодня: «Здравствуй, Родина прекрасная моя!» 2) «От правды отстанешь, куда пристанешь?» — спрашивает русская пословица. 3) М. Горький утверждает: «Талант — это вера в себя, в свою силу». 4) «Хвали утро днём, а день вечером,» — советует пословица.

2. Запишите высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы, данные в материале для справок. Слова автора ставьте перед и после прямой речи. Расставьте нужные знаки препинания.

1) Умей чувствовать рядом с собой человека. (В. А. Сухомлинский) 2) Говори, да не проговаривайся! (Пословица) 3) Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней! (М. Горький) 4) Кто в году четыре раза переодевается? (Загадка) 5) Добро помни, зло забывай. (Пословица) 6) Человек должен быть интеллигентным! (Д. С. Лихачёв) 7) Слово — великое орудие жизни. (В. Г. Короленко)

Материал для справок: писать, размышлять, рассуждать, вопрошать, убеждать, внушать, говорить, просить, призывать, спрашивать, провозглашать, пояснять, помнить, считать, утверждать и т. д.

• ТР. Поразмышляйте в небольшой творческой работе над смыслом строк В. А. Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека».

(Уметь чувствовать рядом с собой человека — это значит постараться понять духовную жизнь, мир чувств и интересов другого человека, уважать его. Таким образом можно почувствовать всю глубину и прелесть общения, по словам Сент-Экзюпери, единственную роскошь, достойную человека.)

Ответ

3. Прочитайте четверостишие П. Воронько. Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

• Запишите это четверостишие в форме диалога. Как изменится пунктуация?

Ответ

4. Прочитайте. Как оформлен текст? Сколько реплик в этом разговоре? Как оформляется на письме речь каждого персонажа?

— Кондратьич, а Кондратьич! Чай будешь пить? Я самовар вскипятила, — сказала хозяйка.

— Потом, потом, хозяюшка. Не до того мне сейчас! Грачи прилетели! — весело отозвался художник.

    (О. Туберовская)

• Запишите этот диалог в виде предложений с прямой речью. Изменится ли пунктуационное оформление предложений? Будьте внимательны при расстановке знаков препинания. Вспомните правила расстановки отделительных знаков препинания в конце прямой речи. Какой знак вы будете ставить перед кавычками, а какой — после кавычек?

Ответ:

5. Прочитайте отрывок из романа Ивана Афанасьевича Васильева — разговор двух журналистов, пытающихся вскрыть смысл, который стоит за словом тропинка.

— Как ты думаешь, почему стёжку называют тропинкой?..

— От слова «тропить», прокладывать путь...

— Неверно. Надо говорить «торопинка». От слова «торопиться».

— Ты гляди... Резонно: кто торопится, тот выбирает путь покороче.

• ТР. Каждое слово несёт в себе смысл, вызывает определённые образы, ассоциации. «Путешествие в слово» очень увлекательно. Попробуйте пробудить у своих товарищей интерес к какому-нибудь слову, порассуждав о его смысле в диалоге с воображаемым собеседником (по аналогии с диалогом, приведённым выше). Запишите диалог, следите за правильной расстановкой знаков препинания.

Ответ

Контрольные работы

I

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 7.

(1)И сегодня у стен Московского Кремля можно видеть красивые голубые ели. (2)А привезли их из-под Козельска. (3)В здешних лесах встречается даже редкий в средней полосе России красавец кедр.

(4)Козельск — старинный русский город. (5)Когда возник Козельск, никому не ведомо. (6)В летописи он впервые упоминается в 1146 году. (7)Козельцы шутят: «Невелик наш городок, да старше Москвы на годок».   (По В. Соловьёву)

1. Какое предложение соответствует характеристике: «Сложное, союзное»?

1) 1  2) 3  3) 4  4) 5

Ответ: предложение 5

2. Укажите предложение с прямой речью.

1) 3  2) 4  3) 6  4) 7

Ответ: предложение 7

3. В каком варианте ответа простые предложения — односоставные (с одним главным членом)?

1) 1, 6 2) 2, 3  3) 1, 2  4) 2, 6

Ответ: предложение 3

4. В каком предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже?

1) 3  2) 4  3) 5  4) 6

Ответ: предложение 4

5. В каком варианте ответа правильно указана грамматическая основа?

1) можно видеть ели (П 1)

2) привезли их (П 2)

3) возник Козельск (П 5)

4) красавец кедр (П 3)

6. В каком варианте приведённые слова не будут являться словосочетанием?

1) он упоминается

2) наш городок

3) красивые ели

4) упоминается впервые

Ответ: предложение 1

7. В каком варианте ответа указаны предложения, в составе которых есть союзы?

1) 1, 3 2) 3, 5  3) 5, 6  4) 5, 7

II

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 11.

Лев и лисица

(1)Лев состарился, не мог уже добывать еду силой и решил это делать хитростью. (2)Он забрался в пещеру, залёг там и притворился больным. (3)Звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал. (4)Много зверей уже погибло. (5)Наконец, лисица догадалась о его хитрости, подошла, встала поодаль от пещеры и спросила, как он поживает. (6)«Плохо!» — ответил лев. (7)А потом спросил: «Почему же ты, лиса, не входишь?» (8)А лисица в ответ: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведёт много, а из пещеры — ни одного».        (Эзоп)

Задания

1. Прочитайте. Определите жанр текста.

2. Напишите, какова мораль басни.

3. Начертите схемы предложений с прямой речью.

4. Найдите простые предложения с однородными членами. Каково их пунктуационное оформление? Начертите схемы.

5. Докажите, что предложения 3 и 5 — сложные. Как связаны части в этих сложных предложениях?

6. Укажите номер предложения с обращением.

7. Выделите в словах текста все приставки.

8. Найдите слово(-а), которое(-ые) иллюстрирует(-ют) орфограмму: «Буквы и, у, а после шипящих в корне».

9. Найдите противопоставление в последнем предложении текста.

10. Перечитайте предложения 3 и 5, найдите в них однокоренные слова. Произведите их морфемный анализ.

11. Укажите формы одного и того же слова в последнем предложении.

Ответ

III

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 11.

(1)Учитель заметил что почти все его уч..ники пишут слово «с..бака» через «а». (2)Придя в кла(с,сс), он спросил

(3)Кто (из) вас мож..т ск..зать чем слав..тся с..баки?

(4)С..бака друг чел..века ск..зал один.

(5)С..бака служ..т (на) гр..нице ск..зал другой.

(6)С..бака ст..рож..т дом!

(7)С..бака ход..т (на) охоту (с) чел..веком!

(8)Много ещё г..в..рили р..бята но когда они зам..лч..ли учитель спр..сил

(9)А чем ещё знаменита с..бака?

(10)Никто (не) знал.

(11)Тогда я ск..жу вам сам. (12)С..бака зн..менита тем, что пиш..тся через букву «о».

(13) Учитель взял мел и нап..сал на доске больш..ми буквами с..бака.

(14) С тех пор ни один уч..ник (в) кла(с,сс)е (не) делал в этом слове оши..ки.

(А. Вознесенский)

Задания

1. Текст представляет собой по преимуществу разговор героев. Запишите, как называется такая форма общения.

2. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Номера предложений не проставляйте.)

3. Укажите номер предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

4. В каком предложении нельзя выделить словосочетание? Дайте письменное объяснение.

1) 5  2) 6  3) 10  4) 11

5. Укажите сложное предложение.

1) 4  2) 13  3) 3  4) 2

6. Выпишите из предложения 13 три словосочетания, выделите в них главное и зависимое слова.

7. Выпишите грамматические основы из предложения 8, укажите, чем они выражены.

8. Укажите номер предложения, в котором есть однородные члены. Выпишите однородные члены вместе с тем словом, к которому они относятся, подчеркните однородные члены как члены предложения.

9. Выпишите из предложения 9 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.

10. Из предложений 13 — 14 выпишите слово с орфограммой «Проверяемая согласная в корне». Укажите морфологические признаки этого слова.

11. Выпишите из предложения 3 слово, в котором есть звук [ц]. Разберите это слово по составу.

Ответ

Контрольные диктанты

I

Красные шишки

Росы холодные, и свежий ветер днём умеряет летний жар.

В свежее солнечное утро иду я в лес. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрывали венчиков. Шевелятся только листы осины, с гладкой верхней стороны листы уже обсохли, на нижней бархатной роса держится мелким бисером.

— Здравствуйте, знакомые ёлочки, как поживаете? Что нового?

И они отвечают, что всё благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины.

Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке. По пути в глуши встречается ландыш. Он ещё сохранил свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

(По М. М. Пришвину)

Задания:

1. Произведите синтаксический разбор предложений: 1-го (I вариант); 3-го (II вариант).

2. Выпишите из предложения, которое разбирали синтаксически, все словосочетания, укажите в них главное и зависимое слова.

3. Начертите схему последнего предложения.

4. Найдите предложение с обращением. Над обращением надпишите букву О.

Ответ

II

Козельск

На калужской земле среди лесов и речных долин, холмов и оврагов уютно устроился городок Козельск. Встарь своими деревенскими улицами, густыми садами и заливаемыми в весеннее половодье лугами он больше походил на село, чем на город. Веками тут были глушь и тишь. Ловили в серебристой речке Жиздре стерлядь. А в окрестных озёрах ловили окуней да карасей. Про Жиздру, на которой стоит Козельск, из давних времён дошла такая легенда. Жили некогда на разных берегах реки два лодочника. Они промышляли перевозом. Тот из них, кто первый просыпался, кричал другому: «Жив?» И слышал в ответ: «Здрав!» Из этой переклички будто бы и сложилось название Жиздра.

А имя города, вероятно, появилось из-за диких коз, великое множество которых водилось в ближних лесах.

(По В. Соловьёву)

Задания:

1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения. Начертите его схему.

2. Начертите схемы предложений с прямой речью.

3. Составьте и запишите словосочетания: суш,. + прилаг.; сущ. + мест.; сущ. + глагол. Укажите главное и зависимое слова в каждом словосочетании.

4. Выделите орфограммы в словах: 1) глушь, окрестных, лодочника (I вариант); 2) тишь, жив, в речке (II вариант).

Ответ

III

Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учёбой.

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.

(По Ю. Яковлеву)

Задания:

1. Начертите схему предложений: 1-го из первого абзаца (I вариант); 1-го из последнего абзаца (II вариант).

2. Разбейте 2-е предложение на словосочетания; обозначьте главные и зависимые слова.

3. Разберите синтаксически последнее предложение. Укажите в нём части речи.

Ответ

IV

Среднерусская родная природа была моим первым учителем. Мне пришлось в жизни сдавать самые разные экзамены: и по чистописанию, и по латыни, и по анатомии. Я был участником многих конкурсов. Но только великий учитель — природа до сих пор не поставила мне никакой отметки. Она учит меня и сегодня.

С годами, живя в городе, мы забываем о земле, о травах и семенах. Многие довольствуются только тем, что видят кусок неба в оконной раме и слушают бесстрастные «сводки погоды».

А как дивно, когда ты сам сможешь и по закату, и по гомону, и по полёту птиц угадать погоду.

Я всегда стремлюсь из города на простор.

Горе тому, кто слеп и глух к природе, к лесу, к утренним зорям. Надо быть зорким. Видеть не только то, что «на поверхности».

(По С. Конёнкову)

Примечание. Сказать о постановке тире в четвёртом предложении и о постановке кавычек в седьмом и в последнем.

Задания:

1. Обозначьте орфограммы в словах, объясните их правописание: 1) участником, о земле, сможешь (I вариант); 2) бесстрастные, сводки, сдавать (II вариант).

2. Выполните морфологический разбор слов: (из) города (I вариант); (к) утренним (II вариант).

3. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения. Начертите его схему.

Ответ

V

Наступили трудные дни. Петя и Бунька не расставались. Ребята видели, как Петя медленно и упорно объяснял что-то своему подшефному.

Терпению Пети удивлялся весь класс. Даже Волков говорил товарищам:

— Если б на меня, я бы не выдержал! Он ему одно, а тот другое! Однажды ребята подошли к Пете и спросили:

— Ну как? Подвигается дело?

— Подвигается, — сказал Петя и смущённо улыбнулся.

Бунька похудел, толстые щёки его побледнели, только уши были красными от волнения.

Андрей Александрович потирал руки и чему-то радовался про себя. После уроков он приходил к ребятам, рассказывал о своих школьных годах и однажды, глядя на Петю, сказал:

— Школа даёт человеку знания и учит жить в коллективе.

(По В. А. Осеевой)

Задания:

1. Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.

2. Произведите синтаксический разбор 3-го предложения.

3. Разберите по составу слова: побледнели, волнения, подшефному (I вариант); рассказывал, школьных, знания (II вариант).

4. Разберите морфологически слова: (потирал) руки (I вариант); (после) уроков (II вариант).

Ответ