Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Синтаксис. Пунктуация
Простые и сложные предложения

Проверочные работы

1. Прочитайте высказывания известных людей. Какие это предложения по своему строению: простые или сложные? Докажите.

Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

1) Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки. (Л. Н. Толстой) 2) Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д. Писарев) 3) Мудрые люди обдумывают свои мысли а глупые провозглашают их. (Г. Гейне) 4) На то человек родился чтобы жить своим умом. (Л. Н. Толстой) 5) Где не погибло слово там и дело ещё не погибло. (А. Герцен) 6) Великий человек лишь скромен на делах и думает свою он думу без шуму. (И. А. Крылов)

• Какая тема объединяет данные высказывания?

• Как вы понимаете смысл слов И. А. Крылова (см. предложение 6)?

• Какие виды сложных предложений вы записали?

Ответ:

1) Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. (Л. Н. Толстой) 2) Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д. Писарев) 3) Мудрые люди обдумывают свои мысли, а глупые провозглашают их. (Г. Гейне) 4) На то человек родился, чтобы жить своим умом. (Л. Н. Толстой) 5) Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло. (А. Герцен) 6) Великий человек лишь скромен на делах, и думает свою он думу без шуму. (И. А. Крылов)

2. Запишите пословицы, расставляя, где нужно, знаки препинания. Свой выбор объясните графически: подчеркните однородные члены или грамматические основы.

1) Гора с горою не сойдётся а человек с человеком сойдётся. 2) Один собирает другой зевает. 3) Кто пахать не ленится у того и хлеб родится. 4) Птица радуется весне а мать радуется деткам. 5) Не бойся работы, пусть она тебя боится. (Чувашская) 6) Дружба крепка правдой и честью.

Ответ:

1) Гора с горою не сойдётся, а человек с человеком сойдётся. 2) Один собирает, другой зевает. 3) Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. 4) Птица радуется весне, а мать радуется деткам. 5) Не бойся работы, пусть она тебя боится. (Чувашская) 6) Дружба крепка правдой и честью.

3. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Графически объясните свой выбор.

1) Ученье свет а неученье тьма. (Пословица) 2) Каждая книжка результат большого коллективного труда и этот труд надо беречь. (Н. К. Крупская) 3) Книги это окна через которые человек смотрит на мир. (Вильсон) 4) Чужбина калина родина малина. (Пословица) 5) Точность вежливость королей и долг всех добрых людей. (Людовик XVIII) 6) Хлеб батюшка вода матушка. (Пословица)

• Какие виды сложных предложений вы встретили в этом задании? Подтвердите ответ примерами записанных предложений.

• Назовите простое предложение с однородными членами.

• Чем выражены подлежащее и сказуемое в данных предложениях? Какой знак препинания должен разделять подлежащее и сказуемое в данных предложениях?

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Вильсона: «Книги — это окна, через которые человек смотрит на мир».

Ответ:

1) Ученье — свет, а неученье — тьма. (Пословица) 2) Каждая книжка — результат большого коллективного труда и этот труд надо беречь. (Н. К. Крупская) 3) Книги — это окна, через которые человек смотрит на мир. (Вильсон) 4) Чужбина — калина, родина — малина. (Пословица) 5) Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей. (Людовик XVIII) 6) Хлеб — батюшка, вода — матушка. (Пословица)

4. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, графически объясните свой выбор.

1) С полей с лугов с вод подн..лись туманы и растаяли в небесной лазури но в лесу туманы застряли надолго. (М. Пришвин) 2) Большой и спокойный ручей замёрз а маленький быстрик всё ещё б..ётся. (М. Пришвин) 3) День был жаркий и солнечный и с наступлением в..черней прохлады семейство отправилось на прогулку. (О. Уайльд) 4) Они [синицы] в..сели вниз гол..вами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. (К. Паустовский) 5) На четвёртый день пути путники должны были переменить почтовых лош..дей на долгих и свернуть с б..льшой дороги на просёлочную. (К. Ушинский) 6) Тускло л..ётся свет лампады буря плач..т у окна. (И. Бунин) 7) Обл..чко обр..тилось в белую туч.. которая т..жело подымалась росла и постепенно облегала небо. (А. Пушкин)

Ответ:

1) С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. (М. Пришвин) 2) Большой и спокойный ручей замёрз, а маленький быстрик всё ещё бьётся. (М. Пришвин) 3) День был жаркий и солнечный, и с наступлением вечерней прохлады семейство отправилось на прогулку. (О. Уайльд) 4) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. (К. Паустовский) 5) На четвёртый день пути путники должны были переменить почтовых лошадей на долгих и свернуть с большой дороги на просёлочную. (К. Ушинский) 6) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна. (И. Бунин) 7) Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (А. Пушкин)

5. Прочитайте текст стихотворения. Подумайте, какие это предложения по наличию грамматических основ.

* * *

Ещё земли печ..лен вид

А воздух уж весною дыш..т

И мёртвый в поле стебль колыш..т

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не пр..снулась

Но сквозь редеющего сна

Весну п..слышала она

И ей невольно улыбнулась...

    (Ф. Тютчев)

• Проследите роль союза и в каждом случае в предложениях текста: что он соединяет — однородные члены или простые предложения в составе сложного?

• Какие ещё союзы вы встретили в предложениях текста? Какова их роль?

• Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор графически.

• Произведите синтаксический разбор первого предложения, начертите его схему.

• Укажите в первом предложении наречия, запишите их в транскрипции.

Ответ

* * *

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

6. Прочитайте размышления философа Монтеня. Какова роль книги в жизни Монтеня?

Книги сопровождают меня на прот..жении всего моего ж..зненного пути и я общ..юсь с ними всегда и везде. Они утешают меня и пом..гают. Чтобы стр..хнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточ..но взят..ся за чтение.

• Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропуском букв.

• Начертите схемы предложений: 1) сложносочинённого; 2) простого с однородными членами.

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни».

Ответ:

Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня и помогают. Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение.

7. Прочитайте размышления английского астронома У. Гершеля. Согласны ли вы с мнением, что «человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек»? Что значит «уметь читать»?

Приучите человека к чтению и вы его осч..стливите. Вы введёте его в общество мудрецов и остроумцев. Его друзьями станут самые нежные чистые и мужественные люди, какие были укр..шением человечества во все времена его истории. Вы сделаете его гражданином всех наций и современником всех эпох.

• Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор графически.

• Какие виды предложений по структуре есть в тексте?

• Какова роль союза и в предложениях текста?

• Составьте и запишите два предложения, в которых союз сбудет соединять: а) однородные члены, б) части сложного предложения.

Ответ:

Приучите человека к чтению, и вы его осчастливите. Вы введёте его в общество мудрецов и остроумцев. Его друзьями станут самые нежные, чистые и мужественные люди, какие были украшением человечества во все времена его истории. Вы сделаете его гражданином всех наций и современником всех эпох.

8. Прочитайте высказывания известных людей. Запишите сначала те предложения, в которых союз и соединяет части сложного предложения; подчеркните подлежащее и сказуемое.

Затем запишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены; укажите синтаксическую роль однородных членов. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

1) Любовь к Отечеству даст тебе силу и всё остальное без труда совершишь. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство и свои кровные связи с Отечеством. (В. Белинский) 3) Жизнь каждого принадлежит отечеству и только истинная храбрость приносит ему пользу. (П. Нахимов) 4) Желание служить общему благу процветанию отечества должно быть потребностью души и условием личного счастья. (А. П. Чехов) 5) Дым отечества приятнее всех благоуханий в мире и голос родины утешительнее всех сладчайших гласов пернатых и певиц. (Ф. Глинка)

• Какое предложение вы выписали дважды? Почему? (Предложение 5. В нём первый союз и соединяет части сложносочинённого предложения, а второй союз и соединяет два однородных члена.)

• Начертите схемы предложений 3 и 4.

Ответ:

1) Любовь к Отечеству даст тебе силу, и всё остальное без труда совершишь. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство и свои кровные связи с Отечеством. (В. Белинский) 3) Жизнь каждого принадлежит отечеству, и только истинная храбрость приносит ему пользу. (П. Нахимов) 4) Желание служить общему благу, процветанию отечества должно быть потребностью души и условием личного счастья. (А. П. Чехов) 5) Дым отечества приятнее всех благоуханий в мире, и голос родины утешительнее всех сладчайших гласов пернатых и певиц. (Ф. Глинка)

9. Прочитайте схемы. Какие по структуре предложения в них отражены? Вспомните и проговорите пунктуационные правила, которые отражают данные схемы:

1) [ ], и [ ]. 2) [О и О].

Прочитайте данные ниже предложения и запишите сначала те из них, строение которых соответствует первой схеме; затем запишите предложения, строение которых соответствует второй схеме. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз и.

1) Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз. (М. Пришвин) 2) Река бежала быстро и едва слышно урчала около свай купальни. (А. П. Чехов) 3) По воде пробежали тусклые блики и гребни волн опять стали белыми. (Ж. Верн) 4) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. (М. Пришвин) 5) Тропинка обогнула куст боярышника и лес сразу раздался в стороны. (Ю. Нагибин) 6) В коридоре было тихо и через крышу сеялся свет. (М. Булгаков) 7) В одиннадцать вечера семья удалилась на покой и полчаса спустя в доме погасили свет. (О. Уайльд) 8) Намокшие дрова горели плохо и сильно дымили. (В. Арсеньев) 9) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (М. Ю. Лермонтов)

• В чём состоит трудность определения грамматической основы (подлежащего) в предложении 9?

Ответ:

1) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. (М. Пришвин) 2) Река бежала быстро и едва слышно урчала около свай купальни. (А. П. Чехов) 3) По воде пробежали тусклые блики, и гребни волн опять стали белыми. (Ж. Верн) 4) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. (М. Пришвин) 5) Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны. (Ю. Нагибин) 6) В коридоре было тихо, и через крышу сеялся свет. (М. Булгаков) 7) В одиннадцать вечера семья удалилась на покой, и полчаса спустя в доме погасили свет. (О. Уайльд) 8) Намокшие дрова горели плохо и сильно дымили. (В. Арсеньев) 9) Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит. (М. Ю. Лермонтов)

10*. Прочитайте пословицы. Запишите их в такой последовательности: 1) простые предложения с однородными членами; 2) сложносочинённые предложения; 3) сложноподчинённые предложения; 4) сложные бессоюзные предложения. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и однородные члены.

1) Дружба созидает вражда разрушает. (Немецкая) 2) Плачет хлебушко когда ест его лентяй. (Литовская) 3) Если люди объединятся они могут связать льва. (Эфиопская) 4) Труд человека кормит а лень портит. (Русская) 5) Не с деньгами жить а с добрыми людьми. (Русская) 6) Дружба заботой и подмогой крепка. (Русская) 7) Дождь портит шубу насмешки портят дружбу. (Монгольская) 8) Дорогу указывает свет который сияет впереди. (Китайская)

Ответ

11. Начертите схемы предложений, указывая графически расстановку знаков препинания.

1) Солнце село но долго ещё не тухнет закат. (Н. Плавильщиков) 2) Родился ландыш в майский день и лес его хранит. (Е. Серова) 3) На территории России не водятся слоны львы жирафы и бегемоты. (Е. В. Симонова) 4) На востоке разгорается заря и вода кажется розовой. (И. С. Соколов-Микитов) 5) Росистым утром и смолою пахнет в густом лесу. (И. С. Соколов-Микитов)

• Произведите полный синтаксический разбор предложения 5.

Ответ:

1) Солнце село, но долго ещё не тухнет закат. (Н. Плавильщиков) 2) Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. (Е. Серова) 3) На территории России не водятся слоны, львы, жирафы и бегемоты. (Е. В. Симонова) 4) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (И. С. Соколов-Микитов) 5) Росистым утром и смолою пахнет в густом лесу. (И. С. Соколов-Микитов)

12. Начертите схемы предложений, указывая графически расстановку знаков препинания.

1) Перо пишет а ум водит. 2) Лодырь хочет прожить не трудом а языком. 3) Жатва поспела и серп изострён. 4) Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. 5) Не в деньгах счастье а в полном согласии. 6) Глупый осудит а умный рассудит. 7) Скорость нужна а поспешность вредна. 8) Кто за спиной корит а друг в глаза говорит. 9) Буквы кривые да смысл прямой.

Ответ:

1) Перо пишет, а ум водит. 2) Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. 3) Жатва поспела, и серп изострён. 4) Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. 5) Не в деньгах счастье, а в полном согласии. 6) Глупый осудит, а умный рассудит. 7) Скорость нужна, а поспешность вредна. 8) Кто за спиной корит, а друг в глаза говорит. 9) Буквы кривые, да смысл прямой.