Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Синтаксис. Пунктуация
Предложения с обращениями

Проверочные работы

1. Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Над обращениями надпишите букву О.

1) Мели Емеля твоя неделя. 2) Вот тебе бабушка и Юрьев день. 3) Терпи казак атаманом будешь. 4) Ешь корова солому поминай лето. 5) Не суйся середа прежде четверга. 6) Ерёма Ерёма Сидел бы ты дома да точил веретёна. 7) Поспей яблочко да и в рот упади. 8) Ты гроза грозись а мы — друг за друга держись. 9) Идущий на свадьбу гость дома оставь свою злость. (Каракалпакская).

• В каком предложении обращение можно выделить не запятой, а восклицательным знаком?

• Укажите обращения: 1) нераспространённые, 2) распространённые.

• Объясните, в чём заключается глубокая мудрость пословицы: «Идущий на свадьбу гость, дома оставь свою злость».

Ответ:

1) Мели, Емеля, твоя неделя. 2) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 3) Терпи, казак, атаманом будешь. 4) Ешь, корова, солому, поминай лето. 5) Не суйся, середа, прежде четверга. 6) Ерёма, Ерёма! Сидел бы ты дома да точил веретёна. 7) Поспей, яблочко, да и в рот упади. 8) Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись. 9) Идущий на свадьбу гость, дома оставь свою злость. (Каракалпакская).

2. Запишите поэтические строки, расставьте знаки препинания. Обращения выделите.

1) И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слёз. К лицу тебе русые пряди твоих ненаглядных берёз. (Л. Татьяничева) 2) А солнце с неба жарко льёт свои лучи, в выси сверкая... Привет тебе родной народ! Привет тебе страна родная! (И. Бунин) 3) Край родной любимая сторонка всё сказать — не хватит нежных слов. (Н. Рыленков) 4) Здравствуй наша родина! Здравствуй отчий край! Белыми цветами звонких птиц встречай. (Вл. Степанов) 5) Люблю твою Россия старину твои леса погосты и молитвы. (Н. Рубцов) 6) Тихая моя родина ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (В. Белов)

• Обобщите: какова может быть позиция обращения в предложении? Какие обращения бывают по своему составу?

Ответ:

1) И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слёз. К лицу тебе русые пряди твоих ненаглядных берёз. (Л. Татьяничева) 2) А солнце с неба жарко льёт свои лучи, в выси сверкая... Привет тебе, родной народ! Привет тебе, страна родная! (И. Бунин) 3) Край родной, любимая сторонка, всё сказать — не хватит нежных слов. (Н. Рыленков) 4) Здравствуй, наша родина! Здравствуй, отчий край! Белыми цветами звонких птиц встречай. (Вл. Степанов) 5) Люблю твою, Россия, старину, твои леса, погосты и молитвы. (Н. Рубцов) 6) Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (В. Белов)

3. Запишите предложения, расставляя, где необходимо, знаки препинания. Обращения выделите.

1) Здравствуй милая мама. Шлю родная привет. (А. Твардовский) 2) И пока я живу мама имя твоё я несу через жизнь как святыню. (С. Островой) 3) Матушка голубушка солнышко моё! Пожалей родимая... (Ниркомский) 4) Милая добрая старая нежная с грустными думами ты не дружись. (С. А. Есенин) 5) Я берегу тебя родная не бойся, очень берегу. (О. Берггольц) 6) И пусть между нами сейчас километры — ты здесь ты со мною родная моя. (Э. Асадов)

• Как обращаются авторы данных строк к самому близкому в жизни человеку? С какими словами?

• Часто ли вы обращаетесь к маме с ласковыми словами? Как выражаете свою любовь и благодарность главному человеку в вашей жизни?

• Как вы понимаете смысл предложения 5: «Я берегу тебя, родная...»? В чём глубина и мудрость слов О. Берггольц?

• Напишите письмо маме. Подумайте, с какими словами обратитесь к маме, что ей расскажете, о чём спросите, за что, может быть, попросите прощения, в чём покаетесь, чем порадуете.

• Подчеркните обращения.

Ответ:

1) Здравствуй, милая мама. Шлю, родная, привет. (А. Твардовский) 2) И пока я живу, мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню. (С. Островой) 3) Матушка, голубушка, солнышко моё! Пожалей, родимая... (Ниркомский) 4) Милая, добрая, старая, нежная, с грустными думами ты не дружись. (С. А. Есенин) 5) Я берегу тебя, родная, не бойся, очень берегу. (О. Берггольц) 6) И пусть между нами сейчас километры — ты здесь, ты со мною, родная моя. (Э. Асадов)

4. Прочитайте стихотворение Вл. Степанова. Найдите обращения. Какими знаками препинания они оформлены на письме?

Мама моя

Мама моя, ты подарила мне зарю,

Сказочный мир и песню нежную свою.

Мама моя, с тобою радость входит в дом,

Пасмурный день ты сможешь сделать ясным днём.

Пусть для тебя цветы распустятся в мороз,

Пусть никогда в твоих глазах не будет слёз,

Мама моя...

• Укажите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы. Как связаны в них части?

• Найдите простое предложение. Чем, кроме обращения, оно осложнено?

• Запишите текст стихотворения под диктовку, расставьте знаки препинания. Обращения выделите знаком О. Подчеркните грамматические основы предложений. Есть ли среди записанных предложений односоставные (с одним главным членом)?

• Произведите синтаксический разбор простого предложения.

Ответ

5. Прочитайте текст русской народной песни. Отметьте особенности интонации.

Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите обращения, дайте им характеристику: распространённое или нераспространённое, простое или риторическое.

Берёза моя берёзонька

Берёза моя белая

Берёза кудрявая

Стоишь ты берёзонька

Посередь долинушки,

На тебе берёзонька листья зелёные;

Под тобой берёзонька травка шелковая...

Примечание. Риторическое обращение — это обращение к неживым предметам, явлениям природы.

Ответ:

Берёза моя, берёзонька

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки,

На тебе, берёзонька, листья зелёные;

Под тобой, берёзонька, травка шелковая...

6. Прочитайте. Выпишите предложения с обращениями. Расставьте знаки препинания.

1) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. А. Крылов) 2) Петушок взлетел на забор и заорал во всё горло: «Ку-ка-ре-ку!» 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою? (Ф. И. Тютчев) 4) Ивушка зелёная что грустишь родная? 5) Ивушка зелёная над рекой склонилась. 6) Под окном расцвела черёмуха душистая. 7) Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу. (С. А. Есенин)

Ответ:

1) Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! (И. А. Крылов) 2) Петушок взлетел на забор и заорал во всё горло: «Ку-ка-ре-ку!» 3) Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (Ф. И. Тютчев) 4) Ивушка зелёная, что грустишь родная? 5) Ивушка зелёная над рекой склонилась. 6) Под окном расцвела черёмуха душистая. 7) Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С. А. Есенин)

7. Прочитайте поэтические строки С. Д. Дрожжина. О чём они? Какова главная мысль?

* * *

С благоухающих полей

Тебе на склоне дней

На эти белые листы

Рассыпал я мои цветы

Святую музыку речей.

Прими же их дитя и пой

О славе родины святой.

• Выпишите предложение, в котором есть обращение. Расставьте знаки препинания.

• Разберите записанное предложение синтаксически. Будет ли обращение являться членом предложения?

Ответ:

Прими же их, дитя, и пой

8. Прочитайте стихотворение. Какие предложения по цели высказывания в нём имеются? А по эмоциональной окраске?

Праздник сентября

Каждый год звонок весёлый

Собирает вместе нас.

Здравствуй осень! Здравствуй школа!

Здравствуй наш любимый класс!

Пусть нам лета жаль немного —

Мы грустить не будем зря.

Здравствуй к знаниям дорога!

Здравствуй праздник сентября!

    (Вл. Степанов)

• Выпишите предложения с обращениями, расставьте знаки препинания. Отметьте распространённые и нераспространённые обращения.

• Выделите слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание.

Ответ:

Праздник сентября

Каждый год звонок весёлый

Собирает вместе нас.

Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!

Здравствуй, наш любимый класс!

Пусть нам лета жаль немного —

Мы грустить не будем зря.

Здравствуй, к знаниям дорога!

Здравствуй, праздник сентября!

    (Вл. Степанов)

9. Приходилось ли вам бывать в лесу? Какие чувства вы испытывали? Расскажите об этой встрече с лесом.

Подготовьте выразительное чтение поэтических строк И. Никитина. Выразите через текст стиха индивидуальное, личное отношение к окружающему миру.

* * *

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

• *Какие языковые средства (лексические, синтаксические) помогают автору передать своё отношение к лесу? Какое отношение?

• Запишите поэтические строки Никитина по памяти. Покажите графически, чем осложнены предложения.

• *Будут ли являться однородными членами повторяющиеся в 1-м предложении слова?

Ответ

10. Прочитайте скороговорки, следите за чётким произношением. Чистоту произношения каких звуков помогают отрабатывать данные скороговорки?

1) Бык бодается с быком.

Убегают все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.

2) Купили Егорке

Салазки для горки.

Всю зиму, Егорка,

Катайся на горке.

• Запишите по памяти одну из скороговорок.

Ответ

Творческие проверочные работы

1. Прочитайте. Перепишите, перестроив предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Какие по цели высказывания предложения у вас получатся? Прочитайте записанные предложения, соблюдая интонацию.

1) Ваня читает книгу. 2) Иван Петрович собирается в воскресенье пойти в поход. 3) Приятно пахнет черёмуха. 4) Аня напишет письмо бабушке.

Ответ

2. Прочитайте. В роли каких членов предложения выступает слово друзья? В каких предложениях это слово не является членом предложения? Почему?

1) Друзья, к чему весь этот шум? (И. А. Крылов) 2) Мои друзья летели в бурках зимою в огненной пыли... (А. Прокофьев) 3) Друзья мои! Прекрасен наш союз. (А. С. Пушкин) 4) Петя и Саша — друзья. 5) Настоящие друзья никогда не спросят лишнего. 6) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. А. Крылов)

• Составьте и запишите свои предложения со словом учитель, в которых оно будет являться: 1) подлежащим, 2) сказуемым, 3) обращением.

Ответ