Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Синтаксис. Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Проверочные работы

1. Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1) Мал золотник да дорог. 2) Дело учит мучит и кормит. 3) Знание и ремесло человека красят. 4) Трусливый да ленивый в дружбе живут. 5) Имей не деньги а хорошего друга. 6) Всяк свою работу делай на другого не кивай. 7) Ум да здоровье всего дороже. 8) Солнце светит всем и хорошим и плохим. 9) В книге ищи не буквы а мысли. 10) Правда из воды и из огня спасает.

• Начертите схему предложения с однородными членами и обобщающим словом.

• Укажите предложения с побудительной интонацией.

Ответ:

1) Мал золотник, да дорог. 2) Дело учит, мучит и кормит. 3) Знание и ремесло человека красят. 4) Трусливый да ленивый в дружбе живут. 5) Имей не деньги, а хорошего друга. 6) Всяк свою работу делай, на другого не кивай. 7) Ум да здоровье всего дороже. 8) Солнце светит всем: и хорошим, и плохим. 9) В книге ищи не буквы, а мысли. 10) Правда из воды и из огня спасает.

2. Прочитайте высказывания известных людей. Какой теме они посвящены?

1) После воздуха воды и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. (Л. И. Ошанин) 2) Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов. (Л. Н. Толстой) 3) Только сердцу а не грубым внешним чувствам может открыться красота и духовная ценность рукописей. (Стефан Цвейг, австрийский писатель) 4) Книги вводят нас в лучшее общество знакомят нас с величайшими умами всех времён. (Сэмюэл Смайлс, шотландский писатель) 5) Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех народов и времён... (Л. Н. Толстой)

• Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

• *Начертите схему предложения 5. В чём особенность строения этого предложения? Сколько в нём рядов однородных членов?

• Найдите в записанных предложениях слова с орфограммами: 1) «Непроизносимые согласные» (I вариант); 2) «-Тся, -ться в глаголах» (II вариант). Объясните правописание данных слов.

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех народов и времён...» (Л. Толстой)

Ответ:

1) После воздуха, воды и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. (Л. И. Ошанин) 2) Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов. (Л. Н. Толстой) 3) Только сердцу, а не грубым внешним чувствам может открыться красота и духовная ценность рукописей. (Стефан Цвейг, австрийский писатель) 4) Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времён. (Сэмюэл Смайлс, шотландский писатель) 5) Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех народов и времён... (Л. Н. Толстой)

3. Запишите поэтические строки, расставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения. Как связаны однородные члены в этих предложениях?

1) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Ф. Л. Тютчев) 2) Сумрак ночи к западу уходит серой мглой над чёрной пашней бродит по бурьянам стелется к земле... (И. А. Бунин) 3) Уж звёзды светлые взошли и тяготеющий над нами небесный свод приподняли своими влажными главами. (Ф. И. Тютчев) 4) Россия начинается с пристрастья к труду к терпенью к правде к доброте. (В. Боков) 5) И чист и тих и ясен свод небес. (А. К. Толстой)

• Начертите схему предложения 5.

• Найдите слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов», выделите окончания, объясните выбор гласной буквы.

Ответ:

1) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. (Ф. Л. Тютчев) 2) Сумрак ночи к западу уходит, серой мглой над чёрной пашней бродит, по бурьянам стелется к земле... (И. А. Бунин) 3) Уж звёзды светлые взошли и тяготеющий над нами небесный свод приподняли своими влажными главами. (Ф. И. Тютчев) 4) Россия начинается с пристрастья — к труду, к терпенью, к правде, к доброте. (В. Боков) 5) И чист, и тих, и ясен свод небес. (А. К. Толстой)

4. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов предложения.

1) Спорый дождь льётся отвесно сильно. 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) В сумочке у Катерины Ивановны хранились все её богатства письма Насти скудные деньги паспорт фотография... 4) Много у нас слов связано с туманами ветрами облаками и водами. 5) Листья пахли сладко и освежающе. 6) Занавески трепетали от ветра и усиливали мелькание света. 7) Новые мысли образы чувства теснятся в голове. 8) Слова у Пришвина цветут сверкают. 9) В небе непрерывно возникали всё новые очень белые и выпуклые облака.

(К. Г. Паустовский)

• Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть однородные члены?

• Начертите схему предложения с однородными членами и обобщающим словом.

Ответ:

1) Спорый дождь льётся отвесно, сильно. 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) В сумочке у Катерины Ивановны хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография... 4) Много у нас слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами. 5) Листья пахли сладко и освежающе. 6) Занавески трепетали от ветра и усиливали мелькание света. 7) Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. 8) Слова у Пришвина цветут, сверкают. 9) В небе непрерывно возникали всё новые очень белые и выпуклые облака.

5. Прочитайте предложения. Проговорите пунктуационное правило, которое они иллюстрируют.

1) На планете Земля есть шесть материков Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия и Антарктида. 2) Липу любят самые разные звери белки куницы хорьки летучие мыши и даже рыси. (Н. Коростелёв) 3) Из липы делают очень красивую посуду ложки плошки чашки. (Н. Коростелёв) 4) Всё в тающей дымке холмы перелески. (Н. Рыленков) 5) Родина складывается из конкретных зримых вещей изб деревень рек песен сказок живописных и архитектурных красот. (В. Солоухин) 6) Всё влечёт веселит мои взоры золотая пчела на цветке разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке. (А. Плещеев) 7) По опушкам лесов ещё растут грибы красноголовые подосиновики зеленоватые и розовые сыроежки скользкие грузди и душистые рыжики. (И. С. Соколов-Микитов)

• Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов. Начертите схемы предложений 1 и 2.

• Выделите в словах орфограммы: 1) «Буквы и, у, а после шипящих» (I вариант); 2) «Проверяемая согласная в корне» (II вариант).

Ответ:

1) На планете Земля есть шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. 2) Липу любят самые разные звери: белки, куницы, хорьки, летучие мыши и даже рыси. (Н. Коростелёв) 3) Из липы делают очень красивую посуду: ложки, плошки, чашки. (Н. Коростелёв) 4) Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков) 5) Родина складывается из конкретных зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. (В. Солоухин) 6) Всё влечёт, веселит мои взоры: золотая пчела на цветке, разноцветные бабочки, крылья и прыжки воробья на песке. (А. Плещеев) 7) По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. (И. С. Соколов-Микитов)

6. Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

Сокровища Урала

Б..гаты п..лезными иск..паемыми (У, у)ральские горы. Здесь добывают медь мрамор зол..то. А ещё на (У, у)рале много самоцветов. Так называют ценные камни изумруд малахит яшму хрусталь. Из них мастера делают вел..колепные укр..шения.

(Е. В. Симонова)

• Разберите синтаксически предложение с однородными членами и обобщающим словом. Начертите его схему.

• Сколько словосочетаний можно выделить в последнем предложении? Запишите эти словосочетания и разберите их: укажите главное и зависимое слова, способ их выражения.

Ответ:

Сокровища Урала

Богаты полезными ископаемыми Уральские горы. Здесь добывают медь, мрамор, золото. А ещё на Урале много самоцветов. Так называют ценные камни: изумруд, малахит, яшму, хрусталь. Из них мастера делают великолепные украшения.

7. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

Родители иногда любят своих детей тр..вожной и снисходительной любовью. Это портит детей. Есть другая любовь вн..мательная и спокойная. Она делает детей чес..ными ч..ткими ответственными. И такова настоящая любовь отца.

(Д. Дидро)

• Объясните значение подчёркнутого слова.

Ответ:

Родители иногда любят своих детей тревожной и снисходительной любовью. Это портит детей. Есть другая любовь, внимательная и спокойная. Она делает детей честными, чуткими, ответственными. И такова настоящая любовь отца.

8. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

Доброта терпимость взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань зависть своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.

Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям к соседям по деревне по волости по уезду.

(По В. И. Белову)

• Как вы понимаете значение слова своекорыстие?

Ответ:

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.

Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.

9. Прочитайте текст известного педагога В. А. Сухомлинского. Какова его главная мысль? Объясните значение слова созидание.

Запишите, расставляя знаки препинания. Объясните свой выбор графически.

Я добивался чтобы сердцу каждого ребёнка самым радостным самым дорогим самым святым были мать отец братья и сёстры друзья. Чтобы ребёнок готов был отдать всё для блага и радости дорогих ему людей. Чтобы эта отдача созидание были главнейшей духовной потребностью.

(В. А. Сухомлинский)

*В русском языке среди многочисленных средств выразительности есть и такой синтаксический приём, как парцелляция. При парцелляции одна мысль оформляется несколькими самостоятельными предложениями, между которыми ставятся отделительные знаки препинания. В данном тексте 2-е и 3-е предложения являются парцеллируемыми частями к 1-му предложению. Проследите: мысль 2-го и 3-го предложений не ясна без контекста, без 1-го предложения.

• Подумайте, с какой целью используют писатели приём парцелляции. Какова роль парцелляции в данном тексте?

Ответ:

Я добивался, чтобы сердцу каждого ребёнка самым радостным, самым дорогим, самым святым были мать, отец, братья и сёстры, друзья. Чтобы ребёнок готов был отдать всё для блага и радости дорогих ему людей. Чтобы эта отдача, созидание были главнейшей духовной потребностью.

10. Прочитайте размышления педагога В. А. Сухомлинского. Какую важную мысль пытается донести до нас автор этих строк?

Материнская душа это нежный лепесток только что раскрывшегося цветка. Твоё недоброе слово царапинка на хрупкой ткани души материнской. Мать перенесёт всё и обиду и боль и горе... И от каждой царапины навсегда останется ранка. Помни это.

(В. А. Сухомлинский)

• Запишите, расставляя нужные знаки препинания и графически объясняя свой выбор. Какие пунктуационные правила иллюстрируют предложения данного текста?

• Какова роль многоточия в конце третьего предложения?

Ответ:

Материнская душа — это нежный лепесток только что раскрывшегося цветка. Твоё недоброе слово — царапинка на хрупкой ткани души материнской. Мать перенесёт всё: и обиду, и боль, и горе... И от каждой царапины навсегда останется ранка. Помни это.

11. Выпишите предложения, в которых однородные члены: 1) разделяются запятой (I вариант); 2) не разделяются запятой (II вариант).

1) Изредка выпадали обильные но короткие дожди. (А. Куприн) 2) Слоистые облака почти всегда несут дождь или снег. (В. Архангельский) 3) Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. (Л. Н. Толстой) 4) Я сдружился с Лёнькой и посылал ему из Москвы много книг. (К. Г. Паустовский) 5) Пьеру он ничего не сказал только пожал его руку пониже плеча. (Л. Н. Толстой) 6) Ветер свистел за окнами в голых ветвях обивал последние листья. (К. Г. Паустовский)

• Начертите схемы записанных предложений.

Ответ:

1) Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. (А. Куприн) 2) Слоистые облака почти всегда несут дождь или снег. (В. Архангельский) 3) Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. (Л. Н. Толстой) 4) Я сдружился с Лёнькой и посылал ему из Москвы много книг. (К. Г. Паустовский) 5) Пьеру он ничего не сказал, только пожал его руку пониже плеча. (Л. Н. Толстой) 6) Ветер свистел за окнами в голых ветвях, обивал последние листья. (К. Г. Паустовский)

12. Прочитайте пословицы. Выпишите предложения, в которых однородные члены: 1) не разделяются запятой (I вариант); 2) разделяются запятой (II вариант). Однородные члены подчеркните как члены предложения, начертите схемы записанных предложений.

1) Работа страшна глазам а не рукам. (Чувашская) 2) Дружба заботой да подмогой крепка. (Русская) 3) Кривдой весь свет пройдёшь да назад не воротишься. (Русская) 4) Растяпы вместо денег и товара приносят только новости с базара. (Каракалпакская) 5) Великий человек всегда скромен и благороден. (Индийская) 6) Январь тулуп до пят надевает хитрые узоры на окнах расписывает глаз снегом тешит ухо морозом рвёт. (Народный календарь) 7) Стремись захватить не мир а его знания. (Осетинская) 8) Матушка Волга широка и долга. (Русская)

• Укажите предложение, в котором звучат повелительные интонации.

Ответ:

1) Работа страшна глазам, а не рукам. (Чувашская) 2) Дружба заботой да подмогой крепка. (Русская) 3) Кривдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься. (Русская) 4) Растяпы вместо денег и товара приносят только новости с базара. (Каракалпакская) 5) Великий человек всегда скромен и благороден. (Индийская) 6) Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом тешит, ухо морозом рвёт. (Народный календарь) 7) Стремись захватить не мир, а его знания. (Осетинская) 8) Матушка Волга — широка и долга. (Русская)

13. Однородные члены часто встречаются в загадках. Прочитайте загадки, проследите, как построены предложения, найдите однородные члены. Начертите схемы предложений, которые будут объяснять их пунктуационное оформление.

1) Бежит торопится под лавочку хоронится. (Веник:)2) Махнула птица крылом и закрыла весь свет. (Ночь) 3) Между гор между дол бежит белый конь. (Ручей) 4) Сами не едим а людей кормим. (Ложки) 5) Без крыльев и без тела за сто вёрст прилетело. (Радио- и телепередачи) 6) День и ночь кричит а не устаёт. (Водопад)

Ответ:

1) Бежит, торопится, под лавочку хоронится. (Веник) 2) Махнула птица крылом и закрыла весь свет. (Ночь) 3) Между гор, между дол бежит белый конь. (Ручей) 4) Сами не едим, а людей кормим. (Ложки) 5) Без крыльев и без тела за сто вёрст прилетело. (Радио- и телепередачи) 6) День и ночь кричит, а не устаёт. (Водопад)

14. Начертите схемы предложений, укажите в схемах расстановку знаков препинания и синтаксическую роль однородных членов.

1) Берг говорил всегда очень точно спокойно и учтиво. (Л. Н. Толстой) 2) Утро было свежее но прекрасное. (М. Ю. Лер монтов) 3) Сладко пахло аиром и сосновыми стружками. (К. Г. Паустовский) 4) В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь. (К. Г. Паустовский) 5) Весенним заморозком чутким подсушен и взбодрён лесок. (А. Т. Твардовский) 6) Всё было усыпано снегом деревья крыши домов дороги. 7) Всё знал старик на сто вёрст кругом все тропы все приметы. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Ответ:

1) Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. (Л. Н. Толстой) 2) Утро было свежее, но прекрасное. (М. Ю. Лермонтов) 3) Сладко пахло аиром и сосновыми стружками. (К. Г. Паустовский) 4) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь. (К. Г. Паустовский) 5) Весенним заморозком чутким подсушен и взбодрён лесок. (А. Т. Твардовский) 6) Всё было усыпано снегом: деревья, крыши домов, дороги. 7) Всё знал старик на сто вёрст кругом: все тропы, все приметы. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)