Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Синтаксис. Пунктуация
Тире между подлежащим и сказуемым

Проверочные работы

1. Прочитайте пословицы. Какое пунктуационное правило они иллюстрируют?

1) Книга — лучший товарищ.. . 2) Знание — светоч.. жизни. 3) Без знаний и утро — ноч.. . 4) Реч.. — зеркало человека. 5) Терпенье — к успеху ключ.. .

• Запишите, подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены. Объясните наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.

• ТР. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы: «Речь — зеркало человека».

Ответ:

1) Книга — лучший товарищ. 2) Знание — светоч жизни. 3) Без знаний и утро — ночь. 4) Речь — зеркало человека. 5) Терпенье — к успеху ключ.

2. Запишите пословицы, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены.

1) Праздность мать пороков. 2) Невежда враг самому себе. 3) Учение путь к умению. 4) Осторожность мать мудрости. 5) Слово серебро, молчание золото. 6) Лисица старая льстица. 7) Молчание знак согласия. 8) Стремление ко всему дорога.

• Объясните значение слова невежда (см. предложение 2).

• Как вы понимаете смысл пословицы: «Невежда — враг самому себе»?

• Найдите слово с непроизносимой согласной, объясните его правописание.

• Укажите сложное предложение.

Ответ:

1) Праздность — мать пороков. 2) Невежда — враг самому себе. 3) Учение — путь к умению. 4) Осторожность — мать мудрости. 5) Слово — серебро, молчание — золото. 6) Лисица — старая льстица. 7) Молчание — знак согласия. 8) Стремление — ко всему дорога.

3. Прочитайте. Какая тема объединяет эти афоризмы?

1) Величайшее сокровище — хорошая библиотека. (В. Белинский) 2) Ковчег великих мыслей — книга! (Е. Нечаев) 3) Чтение — вот лучшее учение. (А. Пушкин) 4) Хорошая книга — наивернейший друг человека. (Словацкая пословица) 5) Самый лучший собеседник в наше время — книга. (Мутанабби, арабский поэт)

• Какое пунктуационное правило объединяет все данные предложения?

• При каком условии между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире?

• Запишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены.

• Обратите внимание на предложение 2. Как вы думаете, где в этом предложении подлежащее, а где — сказуемое? Прежде чем ответить, вчитайтесь в содержание предложения.

• Выпишите из предложений три словосочетания, разберите их: укажите главное и зависимое слова; определите, какими частями речи они выражены.

Ответ

4. Прочитайте размышления Ю. А. Гагарина. Разделяете ли вы данную точку зрения?

Книга это друг советчик. Книга источ..ник многих добрых мыслей чу..ств знаний. Порой трудно определить, какую книгу и за что любиш.. больше. В одном возрасте в одной обстановке — нравит..ся одно. Когда человек взрослеет меняются его взгляды обстоятельства жизни, — ему нужны другие книги.

• Запишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Свой выбор обоснуйте графически.

• Подчеркните грамматические основы в 1-м и 2-м предложениях. Чем выражены подлежащее и сказуемое?

• Есть ли у вас любимая книга? О чём она? Кто её автор? Чему книга учит? Кому бы вы советовали её прочитать? Расскажите об этом в небольшой творческой работе. Придумайте заглавие своего сочинения.

Ответ

5. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните графически.

Родная земля

Холмы перелески

Луга и поля

Родная зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог

И понял,что это

Раздолье полей

Частица великой

Отчизны моей.

    (Г. Ладонщиков)

• Произведите синтаксический разбор 1-го предложения. Чем выражена в нём грамматическая основа? Какой знак препинания ставится в этом предложении между подлежащим и сказуемым?

• Найдите в стихотворении ещё пример, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире.

• Найдите в стихотворении слово, в котором происходит: а) озвончение, б) оглушение.

Ответ:

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

6. Прочитайте размышления Д. А. Гранина о вдохновении и писательском труде. Что важного сообщает Д. А. Гранин?

Часы вдохновения редкость. Вдохновение праз..ник мастера. А будни литературного труда на девять десятых сост..ят из поисков слов отбора правки переделок. Даже Пушкин даже Лермонтов р..ботали порой мучительно т..жело.

• Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные орфограммы. Свой выбор объясните графически.

• Найдите три слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Подберите проверочные слова.

• Любите ли вы писать творческие работы? Почему?

• Согласны ли вы с Д. Граниным в том, что «будни литературного труда» мучительно тяжелы?

• Как вы считаете, в чём счастье литературного труда? Доводилось ли вам когда-нибудь испытывать такие минуты счастья?

• Что такое, по-вашему, вдохновение? Как вы думаете, к кому и когда приходит эта удивительная гостья — вдохновение?

• ТР. Попробуйте написать творческую работу (в поэтической или прозаической форме) на одну из тем: 1) «Моя любимая книга»; 2) «Время — читать!».

• Используйте по возможности предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Ответ:

Часы вдохновения — редкость. Вдохновение — праздник мастера. А будни литературного труда на девять десятых состоят из поисков слов, отбора, правки, переделок. Даже Пушкин, даже Лермонтов работали, порой, мучительно тяжело.

7. Прочитайте текст, охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Каково интонационное отличие 2-го и последнего предложений текста?

Вы читали книгу «Серебряные коньки»? Если ещё нет, то непременно прочтите. Эта книга написана в 1865 году, но сейчас мы раскрываем её с таким же интересом, с каким раскрывали её первые читатели. Её автор — американская писательница Мери Мейп Додж. «Серебряные коньки» — первая в мировой литературе книга о значении спорта в жизни детей.

Вы читали книгу «Серебряные коньки»? Если ещё нет, то непременно прочтите!

• Выделите в тексте все сложные предложения. Какие они: союзные или бессоюзные? Сколько в них частей? Как они разделяются?

• Объясните постановку тире в предложениях.

• Какова роль кавычек?

• Запомните правописание подчёркнутых слов. Запишите текст под диктовку.

• ТР. Напишите небольшой текст на тему «Советую прочитать»: презентация книги + рекомендации к чтению. Используйте по возможности разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.

Ответ

8. Прочитайте стихотворение Вл. Степанова «Слава России». Какие интонации звучат в стихотворении? Охарактеризуйте предложения по цели высказывания.

Где кончается Волга?

Где такие места?..

Волга удаль России

И её красота.

Волга слава России:

В колыбели своей

Многих Волга растила

Знаменитых людей.

Волга песня России

И её тишина.

Где кончается Волга?

Бесконечна она.

• Выпишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире; подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены.

• Какие среди записанных вами предложений — простые, а какое — сложное?

• Прочитайте последнее предложение текста. Чем выражено в нём сказуемое? Сделайте вывод: на какие вопросы может отвечать сказуемое?

Ответ:

Где кончается Волга?

Где такие места?..

Волга — удаль России

И её красота.

Волга — слава России:

В колыбели своей

Многих Волга растила

Знаменитых людей.

Волга — песня России

И её тишина.

Где кончается Волга?

Бесконечна она.

9. Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Родина». Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

В стороне далёкой от родного края

Девушкой-невестой снится мне Весна:

Очи голубые, личико худое,

Стройный стан высокий, русая коса.

Весело ей в поле тёплым, ясным утром!

Мил ей край родимый...

• Выпишите из предложений грамматические основы, укажите, чем они выражены.

• Укажите предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, затем — из одного (или подлежащего, или сказуемого). Обобщите: на какие вопросы может отвечать сказуемое? Чем может быть выражено сказуемое?

• Составьте и запишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое будут выражены именем существительным в именительном падеже. Какой знак препинания будет разделять подлежащее и сказуемое?

Ответ

10. Прочитайте поэтические строки Вл. Степанова. Объясните постановку тире в предложениях.

Москва

Москва — это Красная площадь.

Москва — это башни Кремля.

Москва — это сердце России,

Которое любит тебя.

• Запишите по памяти. Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены.

• Назовите все имена собственные в записанных предложениях.

• Произведите синтаксический разбор сложного предложения. Какое оно: союзное или бессоюзное?

• Выпишите словосочетания: сущ. + прилаг.; сущ. + сущ.; глаг. + местоим. Укажите главное и зависимое слова.

Ответ

Творческие проверочные работы

1. Продолжите и запишите предложения. В случае затруднений используйте материал для справок.

Образец: Астрономия — наука о небесных телах.

1) Биология — наука ... . 2) Ботаника — наука ... . 3) Анатомия — ... . 4) Зоология — наука ... . 5) Физиология — ... .

Материал для справок: наука о жизнедеятельности организмов; о животных; наука о строении организмов; о растениях; о живой природе.

Ответ:

1) Биология — наука о жизнедеятельности организмов. 2) Ботаника — наука о растениях. 3) Анатомия — наука о строении организмов. 4) Зоология — наука о животных. 5) Физиология — наука о строении организмов.

2. Пользуясь толковым словарём, объясните письменно значения слов: патриот, отечество, краевед. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены. Какой знак препинания будет разделять подлежащее и сказуемое?

Ответ