Русский язык 5 класс - Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2020

Вспоминаем, повторяем, изучаем
Употребление Ь на конце существительных

Проверочные работы

1. Запишите, объясняя наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.

Помощ.., много свеч.., ноч.., врач.., брош.., из-за туч.., грач.., тиш.., хвощ.., реч.., глуш.., рож.., этаж.., пляж.., калач.., дич.., камыш.., кумач.., кураж.. .

Ответ:

Помощь, много свеч, ночь, врач, брошь, из-за туч, грач, тишь, хвощ, речь, глушь, рожь, этаж, пляж, калач, дичь, камыш, кумач, кураж.

2. Запишите, объясняя наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.

Футбольный матч.., как гора с плеч... умная доч.., серьёзная реч.., бескорыстная помощ.., картеч.. для ружья, восемь куч.., вьющийся плющ.., крепить мощ.. Родины, баскетбольный мяч.., меч.. правосудия, красивая брош.., победный клич.., аккуратный чертёж.., гнусная лож.. .

• Объясните значения подчёркнутых выражений. Как называются такие устойчивые выражения?

Ответ:

Футбольный матч, как гора с плеч, умная дочь, серьёзная речь, бескорыстная помощь, картечь для ружья, восемь куч, вьющийся плющ, крепить мощь Родины, баскетбольный мяч, меч правосудия, красивая брошь, победный клич, аккуратный чертёж, гнусная ложь.

3. Запишите пословицы, объясните наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.

1) Скупой богач.. беднее нищего. 2) Когда рож.. будет, тогда и мера. 3) Лож.. на тараканьих ножках ходит. 4) Горшок котлу не товарищ.. . 5) Не печ.. кормит, а руки. 6) Гора родила мыш.. . 7) Волка на собак в помощ.. не зови. 8) При верном псе и сторож.. спит. 9) Красна реч.. с поговоркой. 10) Без неудач.. удач.. не бывает. 11) Ключ.. сильнее замка.

• ТР. Объясните в небольшой творческой работе смысл пословицы: «Без неудач удач не бывает».

Ответ:

1) Скупой богач беднее нищего. 2) Когда рожь будет, тогда и мера. 3) Ложь на тараканьих ножках ходит. 4) Горшок котлу не товарищ. 5) Не печь кормит, а руки. 6) Гора родила мышь. 7) Волка на собак в помощь не зови. 8) При верном псе и сторож спит. 9) Красна речь с поговоркой. 10) Без неудач удач не бывает. 11) Ключ сильнее замка.

4. Запишите афористические высказывания, объясните наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.

1) Талант великих душ.. есть узнавать великое в других людях. (Н. М. Карамзин) 2) Самая глубокая лож.. часто выражается молчанием. (Р. Стивенсон) 3) Равенство в любви и дружбе — вещ.. святая. (И. А. Крылов) 4) Музыка — выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна реч.. человеческая. (Ж. Санд)

• Выпишите три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне», подберите и запишите к ним проверочные слова.

• Найдите слово с непроизносимой согласной, определите часть речи и морфологические признаки.

Ответ:

1) Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. (Н. М. Карамзин) 2) Самая глубокая ложь часто выражается молчанием. (Р. Стивенсон) 3) Равенство в любви и дружбе — вещь святая. (И. А. Крылов) 4) Музыка — выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна речь человеческая. (Ж. Санд)

5. Запишите предложения, объясните наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.

1) Мне опять приснились дебри, глуш.. пустынь, заката тиш.. . Жёлтый лев крадётся к зебре через травы и камыш.. . (В. Я. Брюсов) 2) Птички поют голосисто, солнце проснулось давно и полосой золотистой луч.. свой бросает в окно. (С. Дрожжин) 3) Зарумянились вишня и слива, налилась золотистая рож.. . (Н. Греков) 4) Ветер шуршит в вершинах сосен и проносит над ними вереницы туч.. . (Н. Александрович) 5) Важно грач.. гуляет за сохой на пашне. (И. А. Бунин) 6) Плодами рябин кормятся боровая дич.. и певчие птицы. (Д. Зуев) 7) Как первый луч.. весенний ярок! (А. Фет) 8) Всю ноч.. ярко мерцают звёзды. (В. Архангельский) 9) Колосится озимая рож.. . (Н. Плавильщиков)

Ответ:

1) Мне опять приснились дебри, глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре через травы и камыш. (В. Я. Брюсов) 2) Птички поют голосисто, солнце проснулось давно и полосой золотистой луч свой бросает в окно. (С. Дрожжин) 3) Зарумянились вишня и слива, налилась золотистая рожь. (Н. Греков) 4) Ветер шуршит в вершинах сосен и проносит над ними вереницы туч. (Н. Александрович) 5) Важно грач гуляет за сохой на пашне. (И. А. Бунин) 6) Плодами рябин кормятся боровая дичь и певчие птицы. (Д. Зуев) 7) Как первый луч весенний ярок! (А. Фет) 8) Всю ночь ярко мерцают звёзды. (В. Архангельский) 9) Колосится озимая рожь. (Н. Плавильщиков)

Контрольные работы

I

Прочитайте текст и выполните задания 1-10. О каком времени года говорится в тексте? Что помогло вам это определить?

(1)Дни в эту пору обычно бывают хмурые, ненастные. (2)Тяжёлые тучи ползут почти над самой землёй. (3)Вот и опять засеял дождик — мелкий, словно сквозь сито. (4)В такую погоду из дома и нос не высунешь.

(5) 3ато когда ветер разгонит тучи, разъяснится небо, бегите скорее на улицу подышать свежим воздухом.

(6) Проверьте, какие птицы, кроме ворон и галок, остаются зимовать в наших краях. (7)В деревне, да и в городе. (Г. Скребицкий)

Задания

1. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) звучат повелительные интонации.

1) 5  2) 3, 5  3) 6  4) 5, 6

Ответ: 4

2. Укажите предложение, в котором есть синонимы.

1) 1  2) 3  3) 5  4) 6

Ответ: 1

3. В каком предложении есть эпитет?

1) 2  2) 4  3) 6  4) 7

Ответ: 1

4*. Сколько сложных предложений в тексте?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

Ответ: 2

5. В каком предложении имеются однородные члены?

1) 1  2) 4  3) 5  4) 2

Ответ: 1

6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) ненастные

2) землёй

3) мелкий

4) краях

Ответ: 4

7. В каком предложении есть слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного?

1) 1  2) 3  3) 4  4) 5

Ответ: 2

8. Сколько слов с непроизносимой согласной встречается в тексте?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

Ответ: 1

9. Сколько глаголов в неопределённой форме есть в тексте?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

Ответ: 2

10. Сколько прилагательных в тексте?

1) 3  2) 4  3) 5  4) 6

Ответ: 3

II

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

* * *

Я пришёл (к) тебе (с) приветом

Расск..зать, что со..нце встал..,

Что оно горячим светом

(По) л..стам (за) тр..п..тало;

Расск..зать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встр..п..нулся

И в..сенней полон жаждой;

<...>

Расск..зать, что отовсюду

(На) меня в..сельем ве..т,

Что (не) знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зре..т.

     (А. А. Фет)

Задания

1. Какое настроение передают поэтические строки А. А. Фета?

Ответ:

Эти строки — своеобразный гимн утру. Поэт передаёт едва уловимые переживания лирического героя, чувствующего своё единство с природой: сдерживаемый восторг от созерцания красоты наступающего утра и неудержимое желание поделиться своей радостью, счастьем.

2. Какое языковое средство выразительности использует А. А. Фет во 2-й строфе (см. выделенные слова)?

Ответ: олицетворение.

3. Запишите текст стихотворения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Ответ:

* * *

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

<...>

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

     (А. А. Фет)

4. Запишите названия орфограмм, которые иллюстрируют слова с пропусками и скобками.

Ответ:

«Правописание проверяемых безударных гласных корня»; «Непроизносимые согласные корня»; «Правописание предлогов со словами»; «Правописание гласной в безударных окончаниях глаголов».

5. Из третьей строфы выпишите все слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните в каждом случае причину такого несоответствия. Произведите полный фонетический разбор одного из этих слов.

Ответ:

Рассказать, веет, знаю, петь, только, зреет.

6. Из 1-й и 2-й строф выпишите однокоренные слова, укажите их морфемный состав.

Ответ:

7. Выпишите слово с непроизносимой согласной.

Ответ: солнце

8. Напишите, какова роль ь в слове весельем. Приведите свои три примера слов, в которых ь будет выполнять такую же функцию.

Ответ:

В слове весельем ь выполняет разделительную функцию.

9. Выпишите грамматические основы из 1-й строфы, укажите способ их выражения.

Ответ:

10. Составьте и запишите предложения по схемам: а) [ ], и [ ]; б) [О и О].

III

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

(1)В н..родных песнях и ска..ках ч..сто уп..миналась б..рёза. (2)Пр..стые д..р..венские люди ласково называли б..рёзу б..рёзонькой. (3)(В) праз..ничные летние дни девушки зав..вали (из) в..твей м..л..дых б..рёзок в..нки пели (под) б..рёзами песни. (4)Б..рёзами обсаживали (в) ст..рину б..льшие проезжие д..роги — б..льшаки. (5)Из к..ры б..рёз (на) сев..ре нашей стр..ны пл..ли лё..кие лапти удобные к..шели. (6)В к..шелях н..сили на д..лёкую пожню одежду и пищ.. . (7)Из к..ры б..рёз гнали душ..стый дёготь делали кр..сивые высокие туески.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

1. Прочитайте и озаглавьте текст.

2. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки. Свой выбор обоснуйте графически.

3. Выпишите из предложения 6 синоним к слову луг.

4. Выпишите из предложения 5 слово с оглушением. Разберите слово фонетически.

5. Из предложения 7 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

6. Из предложения 3 выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне. Через точку с запятой запишите свои пять примеров с непроизносимой согласной в корне.

7. Из предложения 3 выпишите слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная корня». Обозначьте части речи, укажите их морфемный состав.

8. Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

9. Укажите номера простых предложений с однородными членами.

10. Составьте и запишите предложения: а) сложное; б) простое с однородными членами; в) простое с обращением.

Ответ

1. Берёза

2.

(1)В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. (2)Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. (3) В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых берёзок венки, пели под берёзами песни. (4)Берёзами обсаживали в старину большие проезжие дороги — большаки. (5)Из коры берёз на севере нашей страны плыли лёгкие лапти, удобные кошели. (6)В кошелях носили на далёкую пожню одежду и пищу. (7)Из коры берёз гнали душистый дёготь, делали красивые высокие туески.

8. Берёзонькой, берёзок

Контрольные диктанты

I

Больше двухсот лет назад богатый царский вельможа по фамилии Пашков поручил одному из лучших архитекторов России Василию Баженову построить рядом с Кремлём, на гребне холма, дворец. Зодчий взялся за эту работу. Когда здание было готово, люди ахнули. Современники отзывались о доме Пашкова как об одном из чудес света. Он напоминает прекрасную белокрылую птицу, которая вот-вот взлетит.

Когда-то вокруг дворца был разбит чудесный сад. В саду разгуливали по дорожкам китайские гуси, распускали пышным веером хвост павлины, оглашали окрестности сердитыми криками всевозможные попугаи. К счастью, дворец дожил до наших дней. Благодаря ему уголок Москвы, который он украшает, выглядит необыкновенно празднично и изысканно. Приезжие подолгу любуются им и иногда, сами того не замечая, произносят вслух: «Надо же, чудо-то какое!»

(По В. Соловьёву)

Примечание. Выписать на доску слова: когда-то, чудо-то.

Задания:

1. Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной в корне, подберите к ним проверочные слова.

2. Разберите по составу слова: богатый, пышным, архитекторов (I вариант); царский, белокрылую, оглашали (II вариант).

3. Произведите синтаксический разбор предложений: второго из 2-го абзаца (I вариант); первого из 2-го абзаца (II вариант).

Ответ

II

В те дни вечерами уже холодало. Дело шло к осени. По ночам почва быстро выхолаживалась, и к рассвету степь покрывалась белёсым налётом инея. Скудная пора приближалась для степного зверя. Редкая дичь исчезала. Кто в тёплые края, кто в норы, кто подался на зиму в пески. Теперь каждая лисица рыскала в степи в полном одиночестве и промышляла себе пропитание.

С наступлением ночи она выходила из овражка. Выжидала, вслушивалась, трусила к железнодорожной насыпи. Она бесшумно перебегала то на одну, то на другую сторону путей. Здесь лисица выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов.

(По Ч. Айтматову)

Задания:

1. Выпишите из второго абзаца слова, в которых происходит оглушение. Определите часть речи этих слов, укажите морфемный состав.

2. Подберите синоним к слову скудная.

3. Разберите синтаксически 3-е предложение текста.

Ответ