Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018


Предисловие

Настоящий сборник составлен в соответствии с программой по русскому языку для 5 класса и представляет собой комплексное пособие, которое позволит учителю в известной мере реализовать современные требования к формированию правописной грамотности и речевых умений учащихся.

Основная идея пособия — облегчить учителю подбор тренировочного и контрольного материала по каждой теме и помочь разнообразить виды и организационные формы работы на уроке.

Сборник состоит из девяти разделов, которые отражают основную структуру учебника «Русский язык. 5 класс» для учащихся общеобразовательных учреждений (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.). В свою очередь, каждый раздел выстроен по определённому алгоритму. В соответствии с ним дидактические материалы структурируются следующим образом: 1) диктанты; 2) изложения; 3) тестовые задания; 4) материалы для самостоятельных и контрольных работ; 5) темы и тексты для сочинений-рассуждений.

Диктанты, изложения, а также темы и тексты для сочинений размещены в соответствии с изучаемыми учебными темами, что позволяет быстро найти необходимый материал. Обобщающие тестовые задания разработаны ко всем темам раздела. Материалы для самостоятельных и контрольных работ ориентированы в основном на тренинг и промежуточный контроль учащихся.

Задания к отдельным диктантам, некоторым самостоятельным и контрольным работам, сочинениям, а также тесты дифференцированы и имеют три уровня сложности: А (низкий), В (оптимальный) и С (высокий). При распределении вариантов следует учитывать тот факт, что уровень С может включать задания повышенной сложности или несколько опережающие программу, поэтому они обозначены соответственно одной звёздочкой (*) или двумя (**).

Каждый раздел сборника снабжён ответами (на это указывает специальная пометка Ключ), которые в основном относятся к тестам. Кроме того, в книге использована специальная система поиска ответов к остальным заданиям. В этом случае ответы в тексте выделены, т. е. даны на определённом фоне. Фоновое обозначение также позволяет определить, к каким заданиям в тексте дан ответ. Чаще всего это касается тех ситуаций, где требуется внимательное отношение к тексту и проверяется умение распознавать те или иные факты или явления языка, грамматические формы.

Отобранные тексты направлены на формирование у пятиклассников художественного восприятия и вкуса, нравственных и культурных ценностей; связаны с литературной и общекультурной тематикой познавательного характера; ориентированы на интересы и возрастные особенности учащихся.

Первая часть каждого раздела включает диктанты различных видов, предназначенные для выработки у школьников прочных и осознанных орфографических и пунктуационных навыков.

К обучающим диктантам, направленным на приведение в систему изученного и подготовку учащихся к написанию итогового или контрольного диктанта, относятся объяснительные, предупредительные и комментированные, выборочные, свободные и творческие.

Тексты объяснительных, предупредительных и комментированных диктантов даны без их разграничения. Учителю предоставляется самостоятельность в выборе текстов того или иного характера в зависимости от уровня подготовленности учащихся, условий работы и т. д. К названным диктантам излишне предлагать какие-либо задания, так как они подразумевают подробную орфографическую, пунктуационную, лексическую и прочие виды работы.

Выборочные диктанты нацелены на отработку правописания слов, на распознавание тех или иных языковых явлений различного уровня. Текст для выборочного диктанта предполагает аудирование, при котором учащиеся должны услышать и записать только предусмотренные заданием единицы языка.

Свободные диктанты развивают память учащихся и предполагают записывание по памяти на основе воспринятых на слух предложения или нескольких предложений, связанных одной мыслью. Объём запоминаемого текста зависит от подготовленности пятиклассников и от характера предложений (распространённость, структура; сложность высказываемой мысли и т. д.) и определяется учителем самостоятельно.

Творческие диктанты сопровождаются дополнительным заданием, которое связано с продолжением текста, и служат средством развития речи, способствуя формированию самостоятельности суждений у пятиклассников, развитию их критического мышления. Данный вид работы может быть использован при повторении или закреплении какого-либо материала.

Контрольные диктанты предназначены для проведения итогового контроля после определённого изученного раздела. Любой контрольный диктант, представленный в вариантах А, В и С, сопровождается грамматическим или иным заданием.

Вторая часть каждого раздела включает тексты изложений, которые отличаются по объёму и сложности и предполагают в основном подробный пересказ.

Третья часть насыщена тестовым материалом, который также даётся в дифференцированном виде, что позволяет учителю «выровнять» условия выполнения работы учащихся разных способностей и подготовки. Следует иметь в виду и предупредить об этом пятиклассников, что количество ответов колеблется от одного до трёх.

Материалы для организации самостоятельной и контрольной работ охватывают в целом темы раздела. В плане их отбора, распределения и компоновки учителю предоставляется свобода, так как всё это во многом зависит от цели таких работ и отводимого на них времени.

Последняя часть каждого раздела связана с развитием речи учащихся и включает в себя темы или тексты — основы для построения мини-сочинений, в основном предполагающих рассуждение или повествование.

Количество разнообразных материалов, представленных в сборнике, достаточно для того, чтобы учитель мог по каждой учебной теме выбрать именно те из них, которые соответствуют методике освоения темы, его педагогическому мастерству и уровню подготовленности класса.