Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Повторение изученного в 1 - 4 класса
Диктанты
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Словарный диктант. Какое слово не относится к орфограмме «Проверяемая гласная в корне слова»?
Голосок, хлопушка, цепочка, просить, звонок, витрина, берега, терпеть, подсмотреть, грохотать, летучий, рассвет, холодильник.
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Словарный диктант. Какое слово не относится к орфограмме «Проверяемая согласная в корне слова»?
Сказка, блюдце, лёгкий, сладкий, просьба, лодка, влезть, ветчина, вкривь, кружка, молотьба, зимовка, спешка.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Словарный диктант. Какое слово не относится к орфограмме «Непроизносимая согласная в корне слова»?
Радостный, гигантский, свистнуть, чувство, солнце, тростник, интересный, здравствовать, вестник, известняк, властный, доблестный.
Диктант с грамматическим заданием
Поездка за город
Страстно ждали мы воскресенья, чтобы отдохнуть в окрестностях города. Опасались, что ненастная погода нарушит наши интересные планы.
Однако погода выдалась чудесная. Солнце сияло, и радостно забились наши сердца.
Воскресный день мы провели в живописной местности на опушке прекрасной берёзовой рощи. А рядом протекала прелестная чистая река.
Все участвующие в этой поездке чувствовали себя превосходно, были довольны и счастливы.
Возвращались мы домой уже поздно вечером, когда звёздное безоблачное небо красивым шатром раскинулось над нами.
Задания:
А 1) Выпишите из 1-го абзаца слова с непроизносимой согласной в корне и подберите проверочное слово к каждому из них; 2) разберите 1 — 2 слова по составу.
В 1) Выпишите из 2-го и 3-го абзацев слова с непроизносимой согласной в корне и подберите проверочное слово к каждому из них; 2) разберите 2 — 3 слова по составу.
С 1) Выпишите из 4-го и 5-го абзацев слова с непроизносимой согласной в корне и подберите по возможности проверочное слово к каждому из них; 2) разберите выписанные слова по составу.
Буквы и, у, а после шипящих
Словарный диктант. Какое слово не относится к орфограмме «Буквы и, у, а после букв, обозначающих шипящие звуки»?
Малыши, часто, ширина, стрижи, чужой, жестокий, счастье, молчать, щавель, шиповник, пощада, чаща.
Разделительные ъ и ь
Словарный диктант. Какое из слов не относится к орфограмме «Разделительные ъ и ь»?
Подъёмный, барьер, нянька, предъявить, изъять, колья, вьюнок, бурьян, Лукьян, Софья, съёмка, карьер, воробьи.
Выборочный диктант
А Выпишите все слова, в которых встречаются ъ и ь, распределив их соответственно по группам.
В Выпишите по группам слова с разделительным ъ и разделительным ь; выделите в этих словах приставки и корень.
С Выпишите слова, в которых встречаются ъ и ь, распределив их в соответствии с функцией этих букв.
Ответ:
Разделительный ъ: подъехали, объезд, необъятный, объедение.
Разделительный ь: колосьев, бурьян, вьюнки, рябью, соловьи, ульи.
Функция смягчения: виднелись, васильки, вдоль, вдаль, показалась, простились, только, спрятались, отправились.
Грамматическая функция: ширь (3-е скл.).
Мы подъехали к колосившемуся полю. Дорога шла в объезд. Кругом простиралось море колосьев. Необъятная ширь ржаного поля предстала перед нами. Кое- где виднелись тёмно-синие васильки и нежно-розовые вьюнки. Вдоль обочины изредка попадался бурьян. Нива играла золотистой рябью и убегала, звала вдаль.
Вскоре показалась пасека. Нас приветливо встретили и угостили таким душистым мёдом, что просто объедение. Простились мы только вечером, когда запели соловьи и шумные пчёлы спрятались в ульи. И под ночные таинственные звуки мы отправились в обратный путь.
Раздельное написание предлогов с другими словами
Словарный диктант. Какие слова состоят из четырёх слогов?
Снег под ногой, подтолкнуть в спину, погода без ветра, безветренный день, идти без остановки, вынуть из воды, туман над рекой, сбросить с плеч.
Выборочный диктант. 1) Запишите по группам: а) слова с приставками, б) слова с предлогами; 2) выделите приставки; 3) определите падеж у слов с предлогами.
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стёклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлёт на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Всё в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
(С. Есенин)
-Тся и -тъся в глаголах. Личные окончания глаголов
Словарный диктант. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
Посеешь и пожнёшь, наклониться над цветком, аукнется и откликнется, держится и не падает, они готовятся, мне кажется, врачи заботятся, силачи борются, друзья обидятся, надо поправиться.
Имя существительное
Словарный диктант. Какие слова не являются именами существительными?
Всегда, рассвет, никогда, рыбка, тройка, справа, баскетбольный, вокзал, въезжать, ружьё, вдруг, честный, бег, четыре, вешалка.
Диктант с грамматическим заданием
Часто вам удаётся поговорить со своей собакой по душам? У меня это редко получается.
Не очень мой пёс Барри любит разговоры. Первые три месяца своей щенячьей жизни он даже не лаял. Мы уже начали волноваться. И только в тот день, когда Барри исполнилось ровно три месяца, он вдруг залаял красивым, густым и глубоким басом! По сравнению с этим басом лай нашего соседа Агата показался нам жалким писком! А ведь Агат — большой, взрослый пёс!
А вскоре Барри заговорил. Но разговаривает он с нами очень и очень редко. Он и лаять не любит. Может быть, он прав. Достаточно попрыгать, вильнуть хвостиком, положить лапу на колено, принести в зубах поводок, и всё будет понятно без слов и мне, и моим родителям. А сколько можно сказать одним взглядом!
(По Б. Заходеру)
Задание: озаглавьте текст.
А Работа со 2-м абзацем: подчеркните все имена существительные; выпишите по одному существительному каждого склонения.
В Работа с 3-м абзацем: подчеркните все имена существительные; определите падеж подчёркнутых слов.
С Работа по всему тексту: 1) выпишите по одному существительному на каждый падеж.; 2) определите у выписанных слов склонение; 3) продолжите текст 2 — 3 предложениями.
Ответ:
Пёс Барри — И. п.
(любит) разговоры — В. п.
(щенячьей) жизни — Р. п.
(с этим) басом — Т. п.
(понятно) родителям — Д. п.
(принести) в зубах — П.п.
Имя прилагательное
Словарный диктант. Подберите к каждому прилагательному существительное и запишите словосочетание в предложном падеже.
Печальный, громкий, стройный, высокий, солнечный, летний, уютный, красивый, меткий, пёстрый, синий.
Обобщение и повторение материала раздела
Диктант с грамматическим заданием
По небу ползли облака. Время от времени они заслоняли солнце, и тогда землю покрывали холодные синие тени.
Дети с удивлением заметили, как странно ведёт себя стрекоза, когда облака набегают на солнце (**). Солнце пряталось, и стрекоза становилась вялой и медленно скользила вниз. Солнце появлялось, и она стремительно поднималась вверх и снова принималась за охоту.
Дети замечали ещё и другое. В потоке солнечных лучей тело стрекозы раздувалось, становилось крепким и гладким. В холодной тени облаков оно сжималось, морщилось и начинало пружинить. Это напоминало сиденье старого кресла.
Казалось, солнце нагревало внутри стрекозы воздух, и он расширял её (*). В холодной, теневой полосе тело её снова сжималось, становилось дряблым. И тогда оно становилось похожим на воздушный шарик, который проткнули иголкой. Так и было на самом деле, но ребята этого не знали, а поэтому не могли объяснить странное поведение стрекозы.
(По Я. Ларри)
Ответ:
1. Солнце — «Непроизносимая согласная в корне слова»;
объяснить — «Разделительный ъ»;
стрекоза, облака — «Непроверяемая гласная в корне слова»;
в холодной тени — «Проверяемая согласная в корне слова»;
крепким, гладким — «Проверяемая согласная в корне слова».
2. 1-е скл. — стрекоза, полоса; 2-е скл. — сиденье, время; 3-е скл. — тень. Замечали — глаг., I спр., объяснить — глаг., II спр.
3. И тогда оно становилось похожим на воздушный шарик, который проткнули иголкой.
Задания:
А 1) Выпишите 2 — 3 слова на проверяемую гласную в корне; укажите в скобках проверочное слово; 2) из 1-го предложения последнего абзаца (*) выпишите все имена существительные, определите их склонение и падеж; 3) распространите 1-е предложение текста, включив в него 2 — 3 прилагательных.
В 1) Выпишите 2 — 3 слова на проверяемую согласную в корне; укажите в скобках проверочное слово; 2) из 1-го предложения 2-го абзаца (**) выпишите: а) все имена существительные, у которых определите падеж, б) глаголы, у которых определите время и спряжение; 3) распространите последнее предложение 2-го абзаца, включив в него 2—3 прилагательных.
С 1) Выпишите из текста по 1 — 2 примера на 5 любых орфограмм; графически или проверочным словом подтвердите написание. — Ключ; 2) выпишите по 1 — 2 примера имён существительных на каждое склонение, глаголов на оба спряжения; 3) найдите предложение, в котором имя прилагательное употреблено в форме винительного падежа, и подчеркните в нём предлог(и) и слово(а) с приставкой. — Ключ.