Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Синтаксис. Пунктуация. Развитие речи
Темы и тексты для мини-сочинений
Темы
Рекомендуется при изучении темы «Диалог»
1. Представьте себе, что вы берёте интервью: А — у артиста, В — у какого-либо известного спортсмена; С — у известного политического деятеля. Какие вопросы вы бы ему задали?
2. Запишите фамилию интервьюируемого и свои вопросы к нему.
3. Объясните, почему ответы именно на эти вопросы вам интересно было бы услышать.
Рекомендуется при повторении тем раздела
Ответьте на предложенные вопросы. Ответы должны быть полными и распространёнными, объясняющими ваше мнение или позицию.
А 1) Бывает ли у вас желание разрисовать стены собственной комнаты?
2) Любите ли вы новые встречи и знакомства?
В 1) Любите ли выезжать за город?
2) Можете ли вы жить в неуютной квартире и не замечать этого?
С 1) Есть ли разница между словами тон и нюанс? 2) Нравятся ли вам американские мультфильмы?
А Выполните синтаксический разбор последнего предложения-вопроса.
В Подчеркните в предложениях-вопросах сказуемые и определите их тип.
С 1) Выпишите словосочетание, в котором неопределённая форма глагола выступает в роли определения.
2) Составьте словосочетания, в которых неопределённая форма глагола выступает в роли дополнения и обстоятельства.
Рекомендуется при изучении темы «Письмо»
Напишите письмо своему другу или подруге из другого города, с которыми вы провели летние каникулы. Поинтересуйтесь, как живёт ваш(а) собеседник(ница). Расскажите о своих делах, проблемах. Попросите совета.
Тексты
Рекомендуется при изучении темы «Письмо»
Прочитайте письмо вашей ровесницы и подумайте, что ей ответить. Напишите ответ, в котором обсудите тему, затронутую девочкой.
У нас в пятом классе учится мальчик. Он небольшого роста и всех слабее. Так вот, несколько мальчишек, которые гораздо сильней, почти каждый день собираются вместе и бьют его.
Зачем они это делают? Ведь он никому не причиняет зла. Неужели они думают, что он хуже их?
Люда Кузнецова, Ярославль.
(По Л. Жуховицкому)