Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Синтаксис. Пунктуация. Развитие речи
Материал для самостоятельных и контрольных работ

Задание 1. 1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Если букву вставлять не нужно, поставьте на месте пропуска соединительный знак

2. Выполните задания после текста.

  А Такой вид спорта в котором к..дают карл..ков в дли..ну существовал во Франции и был запр..щён за грубость и ж..стокость. Но против этого запрета выступил карлик Мануэль Вейкенгейм (рост 1,20 м). Он об..явил г..л..довку потом обр..тился в Междун..родный европейский суд. Он за..вил что, во-первых, запрет на его к..дание озн..чает для него потерю еж..мес..чного д..хода. Во-вторых, как каждый гражд..нин, он требует соблюдения прав человека и имеет право на то чтобы его к..дали. В-трет..их, к..дание карликов в дли..ну традиция и он настаивает на её сохр..нении.

(Из журнала «Синдбад»)

  1) Выпишите из текста по два существительных каждого склонения.

  2) Выполните разбор по составу сложных слов из текста.

  3) Выпишите из текста третье предложение. Выполните его разбор по членам предложения.

  В Николай Андре..вич Литау знаменитый пут..шественник яхтенный к..питан заслуженный мастер спорта Ро..сии фигура мир..вого ма..штаба. Ведомая им ро..сийская яхта «Апостол Андрей» прошла путь двух круг..светок пер..с..кла все ок..аны и м..радианы побывала на всех матер..ках и преод..лела шт..рма тайфуны штили жару и непрох..димый лёд.

1 марта 2001 г. Николаю Литау была вручена вы..шая награда Британского кор..ле..ского крейсерского клуба «За и..ску..ство мор..плавания». М..даль присуждена за первое в мире прохождение Северного морского пути на яхте в состав.. круг..светного плавания. Награда эта одна из самых поч..тных и значительных она вруч..ет..ся нац..ональным г..роям за выдающиеся дост..жения чел..вечества в ок..анах. И так отрадно что этот г..рой наш соотечественник.

(Из журнала «Трамплин»)

1) Выпишите из текста

  а) существительное 3-го склонения;

  б) существительное во множественном числе, в дательном падеже;

  в) две любые пары однокоренных слов, разберите их по составу;

  г) глагол I спряжения настоящего времени;

  д) два числительных.

2) Выполните синтаксический разбор первого предложения.

  С. Кто только не насл..дит на пыльной дороге! Тут отп..чатки лап и хвоста тушканчиков, купавшихся в пыли и разгребавших её в по..сках потер..нных зёрен. Тут сл..ды жав..ронков зайц..в переп..лов стрепетов жаб сусл..ков дроф степных х..рьков и полёвок. Перем..наясь с ноги на ногу, долго с..дела на одном месте б..лотная сова и прислушивалась к ш..р..хам ночи. Стра..ный звездо..бразный след с отп..чатками двух д..сятков пальц..в остался после этой птицы. Так жуки-скарабеи прок..тили больш..й навозный шар в только что приг..товленную ямку. Но дунул прохладный вет..рок на в..сходе солнца проскр..пела по дороге арба — и и..чезли все ночные (не)прочные «зап..си».

Днём степные дороги перес..кают только сл..ды шустрых ящ..риц для которых зной приволье, да гла..кая лента, оставленная ск..льзящим телом степной гадюки.

(Из журнала «Юный следопыт»)

  1) Выпишите существительное, обозначающее количество. Выполните его морфологический разбор.

  2) Выпишите слово, правописание которого является исключением в русской орфографии. Приведите примеры двух-трёх слов-исключений из этого же правила правописания.

  3) Во всех сложных предложениях подчеркните грамматическую основу.

  4) Выпишите любое простое предложение, не содержащее знаков препинания, и выполните его синтаксический разбор.

  5) Выпишите слово, в котором группа согласных произносится как один звук. Выполните его фонетический разбор.

Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Если букву вставлять не нужно, поставьте на месте пропуска соединительный знак Придумайте название текста.

В маленьком карельском горо..ке пр..ход..т уд..вительные игры — Игры Дедов Морозов.

(В)первые Деды Морозы со всей Ро..сии собрались в Олонце в 2001 году. Пусть история у Игр и (не)большая но традиции уже по..вились. Теперь Деды Морозы уверены что всегда будут встр..чать зиму в Олонце.

Сор..внования пр..ход..т в несколько этапов. Первый день Игр для Дедов Морозов — самый ле..кий. После жер..б..ёвки всех уча..стников зн..ком..т с обн..вившейся за проше..ший год эксп..зицией ун..кального музея старой нов..годней игрушки.

После обеда Дедов дружно загружают в а..тобус и отпр..вляют на с..м..нар в деревню Утозеро где спец..алист про..вод..т с Дедами Морозами б..седу «Об образе Деда Мороза».

Потом праз..ничное ше..ствие с песн..ми напр..вля..тся в горо..ской парк в котором должна состоят..ся главная часть Игр. Дедов Морозов здесь ожида..т много испытаний: и пер..права через импров..зированную реку по бр..вну и «болото» которое надо пр..одолеть, перескакивая с пенька на пенёк; и м..тания вал..нков и гольф по-олонецки а также пляски песни и ра..сказывание историй.

(По материалам журнала «Синдбад»)

  А 1) В предложении третьего абзаца подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

  2) Во всём тексте подчеркните однородные сказуемые, соединённые союзами.

  3) Выпишите из текста по два словосочетания:

  существительное + прилагательное;

  глагол + существительное без предлога.

  В 1) Во всех предложениях текста подчеркните дополнения.

  2) Выпишите из текста по два словосочетания:

  глагол + существительное с предлогом;

  существительное в Р. п. + прилагательное.

  3) Выпишите из текста пять существительных 2-го склонения, подберите по одному однокоренному слову.

  С* 1) Найдите и подчеркните в тексте определения, которые выражены прилагательными.

  2) Выпишите из текста словосочетания:

  существительное + наречие;

  существительное + существительное мн.ч. Р. п.;

  существительное + существительное с предлогом в Т. п.

  3) Выполните синтаксический разбор любого предложения из последнего абзаца.

  Р Напишите небольшое сочинение (8 — 10 предложений) о том, какое испытание вы предложили бы для Дедов Морозов и почему. Какие, на ваш взгляд, качества с его помощью можно было бы у них проверить?