Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Синтаксис. Пунктуация. Развитие речи
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Отметьте в тексте предложения, в которых пропущены запятые.
(DB саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. (2)Спина у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная шапочка. (З)Это — синица а в сад она прилетает за жучками. (4)Большой вред они наносят садам. (5)Одни грызут листья на фруктовых деревьях другие портят плоды. (б)Возьмёшь яблоко разломишь а внутри червяк. (7)Вот этих вредителей ловит синица. (8)Увидит зорким глазом добычу схватит её клювом и съест. (9)А клюв у синицы тонкий в любую щёлку пролезет. (Ю)Много разных жучков съедает она за день. (11)Даже не верится что у маленькой птички может быть такой аппетит. (12)Люди называют синицу сторожем наших садов.
(По Г. Скребицкому)
Ответ:
3, 5, 6, 8, 9, 11.
2. Укажите, какие слова из текста неверно отнесены к 1- му склонению.
день птичка шапочка
клюв ветка синица
Ответ:
День, клюв.
3. Укажите, какие слова из текста неверно отнесены ко 2-му склонению.
яблоко вред щёлка
вредитель плод аппетит
Ответ:
Щёлка.
4. Проверьте, правильно ли разобраны по составу приведённые из текста слова. Отметьте неверный разбор.
шап-очк-а
назыв-а-ют
фрукт-ов-ых
Ответ:
Называют.
5. Отметьте в тексте предложения, в которых пропущены запятые.
(1)На золотом осеннем листе с синего неба тихо спустился великий художник Сентябрь. (2)И теперь каждый день больше и больше на земле следов его волшебной кисти. (3)Всё становится новым и неведомо прекрасным. (4)Сжатое поле из туманной серой пустыни стало вдруг богатырским щитом старой бронзы с синими самоцветами лужиц. (5)Берёзовые опушки вдруг приподнялись засветились полными солнца кудрями. (6)По краю тёмных сыроватых ельников забили розовые вишнёвые багряные фонтаны осин.
Ответ:
5 и 6.
6. Проверьте, все ли выписанные из предложения слова являются определениями: На золотом осеннем ласте с синего неба тихо спустился великий художник Сентябрь. Обозначьте неверные примеры.
а) осеннем
б) синего
в) великий
г) тихо
Ответ:
Тихо (спустился).
7. Проверьте, все ли выписанные из предложения слова являются дополнениями: Сказка Пушкина показала мне окружающий мир через волшебное стёклышко красоты и поэзии, подружила меня с природой и с творческим вымыслом. Обозначьте неверные примеры.
а) мир
б) с природой
в) творческим
г) мне
Ответ:
Творческим (вымыслом).
8. Проверьте, правильно ли вынесены в группу обстоятельства из предложения По краям оврага и на поляне было огромное множество земляники и душистых колокольчиков. Обозначьте неверные примеры.
а) на поляне
б) земляники
в) колокольчиков
г) по краям
Ответ:
Земляники, колокольчиков.
9. Продолжите предложения.
1) На прилавке лежала самая разная сдоба: ...
2) Тучи в небе ползли медленно и...
3) Самовар ещё не кипел, но...
4) Кошка вскочила на подоконник, когда...
5) Мой брат играет на гитаре, а...
6) Радуга раскинулась над полями и...
7) Всем известно, что сорока...
8) Собака жевала хлеб...
9) Вороны с гамом кружили вокруг высокого дуба и...
10) Мальчик не выпускал жука из коробка, но...
11) Туман заволакивал вершины гор и...
12) Вокруг ног хозяйки вертелась всякая живность...
13) Колечко выпало из рук, а...
14) Берёза — ...
Ответ: —
10. Отметьте нераспространённые предложения.
1) Шла осень.
2) Орешник пожух, облетел и вдруг серёжки надел.
3) Волшебник сидел на серой туче и разбрасывал снежинки.
4) Ветер разносил снежинки.
5) Снежинки кружились.
6) Они сказочно мерцали.
7) Волшебник улыбался.
8) Воробьишка замёрз.
9) Рядом сидела ворона.
10) Ворона жаловалась.
11) Жаловалась на тяжёлую жизнь.
Ответ:
1, 4, 6, 7, 9.
11. Составьте предложение с одним из словосочетаний.
а) душистые цветы
б) мелкий дождик
в) раскрывать зонты
г) спрыгнуть на землю
Ответ: —
12. Отметьте предложение: А — с однородными обстоятельствами; В — с однородными дополнениями; С — с однородными сказуемыми.
1) Слетелись утром вдруг галчата, воробушки, стрижи и воронята и начали щебетать.
2) За лесами, за долами раскинулось широкое море.
3) Трудно осенью ежам находить жуков и глупых лягушек.
4) Придёт зима и совсем неожиданно накроет лисью нору глубоким снежным сугробом.
5) Ранней весной и поздней осенью погода бывает так похожа.
6) Для декоративного букета дети собирали веточки с листочками, цветы и травинки.
Ответ:
А — 2, 5; В — 3, 6; С — 1, 4.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовое задание.
Маргаритка
Плотный белый туман перед восходом солнца медленно плывёт над землёй, отчего кажется, что с неба моросит мелкий дождь. С высоких деревьев на низкие, с низких на кусты, с кустов на траву, с травы на землю падают тяжёлые капли: тихий шелест стоит вокруг и стихает лишь у самой земли, где притаился в ожидании рассвета маленький цветок — маргаритка.
Маргаритка раскрывается одной из первых после восхода солнца, за что её ласково называют «око дня». А в переводе с греческого «маргаритка» — жемчужинка.
И действительно, бесчисленные цветочки маргариток кажутся маленькими жемчужинками. Беленькие или розоватые, образующие красивые бордюры на наших клумбах, они как бы возникли из следующей легенды.
Одна впечатлительная девочка, глядя перед сном на небо, усыпанное звёздами, задумчиво шептала:
— Звёзды, звёзды, слетайтесь, пожалуйста, цветами, чтобы я могла вами поиграть.
Звёзды, услышав просьбу девочки, отразились в каплях росы, и, когда девочка проснулась, она увидела, что вся лужайка перед домом усеяна белыми серебристыми маргаритками. Солнце утром спросило маргаритку:
— Довольна ли ты и не желаешь ли чего-нибудь ещё?..
— Спасибо! — ответила маргаритка. — Я довольна. Позволь только мне цвести в любое время года. Я очень люблю детей и радуюсь, когда они играют со мной. Так пусть эта радость никогда не прекращается.
Солнце в ответ прикоснулось к маргаритке одним из своих лучей и оставило в самой серединке жёлтый кружок, отчего лепестки раздвинулись в стороны, точно лучи от солнечного сияния.
По другой легенде, маргаритку называют вечной красавицей. Красивую девушку долго преследовал старик. Потеряв надежду на спасение, она попросила защиту у земли, и земля превратила её в маргаритку, цветущую почти круглый год.
А по русскому преданию, в маргаритки превратились жемчуга с разорванного ожерелья Любавы, когда та кинулась к Садко, желанному жениху своему.
В Средние века рыцари, получившие от любимой согласие на брак, чеканили на стальном щите цветущие маргаритки. Людовик IX в честь жены Маргариты приказал запечатлеть этот цветок вместе с лилиями на государственном флаге и на своём кольце.
У многих народов маргаритка является эмблемой доброты и сердечности. В Англии она пользуется всеобщей любовью и воспета во многих народных песнях. В сыром климате Англии цветущую маргаритку можно видеть почти круглый год.
У нас маргаритки цветут с апреля до июля, но с наступлением прохладной и влажной погоды могут зацветать повторно.
(С. П. Красиков)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Маргаритку называют «око дня», потому что она раскрывается одной из первых после восхода солнца.
б) Рыцари, получившие от любимой согласие на брак, дарили будущей невесте маргаритки.
в) Людовик IX в честь своей жены Маргариты приказал на своём кольце изобразить цветок маргаритку.
г) Маргаритки у нас цветут с ранней весны до поздней осени.
Ответ: 1.
2. Выберите правильное утверждение.
По одной из легенд, маргаритки:
а) возникли из солнечных лучей
б) это утренняя роса
в) это жемчуга с разорванного ожерелья Любавы
г) возникли из звёзд, упавших на землю
Ответ: 3.
3. В какой из сборников можно поместить этот рассказ?
а) Легенды и мифы разных народов
б) Предания и легенды о растениях
в) Сказочные истории
г) Были и небылицы
Ответ: 2.
4. О чём хотел рассказать автор?
а) о том, как выглядит маргаритка
б) о красоте цветов
в) о том, что у разных народов связано с маргариткой
г) о том, что маргаритка — это символ доброты и сердечности
Ответ: 3.
5. Как вы понимаете слово «эмблема» в предложении: У многих народов маргаритка является эмблемой доброты и сердечности?
а) рисунок
б) значок
в) предмет
г) символ, изображающий какой-либо смысл
Ответ: 4.
6. Какая легенда о маргаритке вам понравилась больше всего? Объясните почему.
7. Какие цветы вы любите? Опишите их.