Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Расположите слова по алфавиту. Добавьте подходящие по смыслу существительные (где это возможно) начинающиеся с тех букв, которые отсутствуют.
Апельсин, банан, виноград, дыня, лимон, клюква, орех, рябина, морошка, слива, финик, хурма, изюм, яблоко.
Ответ:
Апельсин, банан, виноград, (голубика), дыня, (ежевика), (жимолость), (зерно), изюм, клюква, лимон, морошка, орех, (папайя), рябина, слива, (тыква), (урюк), финик, хурма, (чернослив), (шелковица), яблоко.
2. Какие слова неверно разделены на слоги?
А ли/си/ца
де/ревь/я
В пте/нчик
пар/кет
С лю/би/мы/е
стро/йка
Ответ:
А — деревья; В — птенчик; С — стройка.
3. Укажите слова, в которых буква я обозначает два звука.
А якорь В изъян С поляк
порядок буря Италия
Ответ:
А — якорь; В — изъян; С — Италия.
4. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
А колья В сельдь С рассчитать
егерь лебяжий праздничные
Ответ:
А — егерь; В — сельдь; С — рассчитать.
5. Укажите слова, в которых пишется ъ.
А прос..ба В почтал..он С с..кономить
птен..чик двух..ярусный ад..ютант
под..езд вес..ти бул..он
Ответ:
А — просьба; В — почтальон; С — бульон.
6. Укажите слова, в которых пишется удвоенная согласная буква.
А и(с,сс)ледователь
иску(с,сс)ный
криста(л,лл)ьный
В иску(с,сс)тво
га(л,лл)ерея
ко(л,лл)ичество
С ко(р,рр)идор
те(р,рр)аса
гра(м, мм)отность
Ответ:
А — исследователь; В — искусство; С — терраса.
7. Укажите слова, где в корне пишется буква а.
А к..пуста В р..весник С п..ркет
зд..ровый пок..залось гр..мадный
ост..рожный п..стель укр..титель
Ответ:
А — капуста; В — показалось; С — паркет.
8. Укажите слова, в которых ъ служит для обозначения мягкости согласных.
А огласилось В птичьей С крыльцо
вьюн поодаль ночь
(в) улье мышь стулья
Ответ:
А — огласилось; В — поодаль; С — крыльцо.
9. Укажите слова, которые произносятся иначе, чем пишутся.
А морж В вражда С вокзал
лукошко селёдка повсюду
залезть пастбище бросьте
морошка здание светильник
Ответ:
А — морж, залезть; В — селёдка, пастбище; С — вокзал, повсюду.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.
Вокруг нас
Отец и мать работали с утра до вечера, а мы росли, положа руку на сердце, блистательными бездельниками. Нам было оборудовано классическое «золотое детство» — с идеалами, вычитанными из книжек «Золотая библиотека». У нас были специальная гимнастическая комната, игрушечные поезда, автомобили и пароходы... Нас обучали языкам, музыке и рисованию. Мы знали наизусть сказки братьев Гримм, греческие мифы, русские былины. Но для меня всё это померкло, когда я прочёл некую книжку, называвшуюся «Вокруг нас». В ней просто рассказывалось о том, как пекут хлеб, делают уксус, изготовляют кирпич, льют сталь, дубят кожу. Книжка эта раскрыла мне сложный и замечательный мир вещей и людей, их производящих. Соль на столе прошла через градирню, чугунок со щами — через доменную печь. Ботинки, блюдечки, ножницы, подоконники, паровозы, чай — всё это, как оказалось, было изобретено, добыто, сработано огромным умелым трудом людей. Рассказ об овчине был не менее интересен, чем миф о золотом руне. Мне нестерпимо захотелось самому мастерить нужные вещи. Но старые книги и учителя, воодушевлённо повествуя о коронованных героях, ничего не сообщали о людях, делающих вещи. И из нас растили или белоручек, беспомощных и никчёмных, или людей «чистого умственного труда». Правда, иногда нам дарили кубики и кирпичики и предлагали создавать художественные подобия машин. Энергия искала выход. Мы выкорчёвывали пружины диванов, изучая истинное строение вещей, и получали оглушительные нагоняи.
Мы даже завидовали некоему Фектистке, рябому ученику жестянщика. Фектистка презирал нас за наши короткие штаны. Правда, он был неграмотен, зато делал настоящие вёдра, реальные совки, подлинные кружки, несомненные тазы и лоханки.
(По Л. Кассилю)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) У детей была специальная комната для игрушек, в которой можно было обнаружить и игрушечные поезда, и автомобили, и паровозы.
б) Книжка «Вокруг нас», просто и интересно раскрывающая сложный и занимательный мир вещей и людей, их производящих, изменила взгляды и интересы мальчика.
в) От учителей и из старых книг мальчик узнал много интересного о людях, делающих вещи.
г) Мальчики презирали рябого ученика жестянщика Фектистку, потому что он был босяком и безграмотным.
Ответ: 2.
2. О чём хотел сказать автор?
а) О счастливом детстве братьев.
б) О занимательной книжке с названием «Вокруг нас».
в) О том, что в жизни нужно уметь что-то делать, необходимое для себя и других, своими руками.
г) О зависти мальчиков к рябому Фектистке, делающему настоящие вёдра, тазы, лоханки, кружки и совки.
Ответ: 4.
3. Выберите то значение понятия «золотое детство», которое есть в тексте.
а) богатство и роскошь
б) отсутствие запретов, полная свобода действий
в) хорошее образование
г) забота родителей, воспитание идеалов, разнообразное образование
Ответ: 4.
4. Выберите то значение выделенного слова в предложении И из нас растили белоручек..., которое соответствует текстовому.
а) беспомощный и никчёмный человек
б) подтянутый, чисто одетый человек
в) человек с нежными, белыми руками
г) человек умственного труда
Ответ: 1.
5. Выберите предложение, где содержится главная мысль текста.
а) Люди умственного труда ничего не умеют делать.
б) Важно не только быть образованным, но и уметь делать нужное и полезное своими руками.
в) Необязательно быть грамотным, важно уметь делать что-то нужное и полезное для людей.
г) Не нужно никому завидовать, нужно пытаться самому достичь всего.
Ответ: 2.
6. Напишите, о чём конкретно мальчик узнал из книжки «Вокруг нас».
7. Почему братья завидовали Фектистке?
8. Объясните, почему мальчику «нестерпимо захотелось самому мастерить нужные вещи».
9. Умеете ли вы что-либо делать своими руками? Напишите об этом.