Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
Материал для самостоятельных и контрольных работ

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и расположите в алфавитном порядке: А — имена прилагательные, выделив в них суффиксы; В — глаголы, выделив в них корни; С — имена существительные единственного и множественного числа 2-го склонения.

Ноч.. холодная мутно гл..дит

Под р..гожу кибитки моей,

Под п..лозьями поле скр..пит,

Под дугой к..л..кольчик гр..мит,

А ямщик пог..няет коней.

За г..рами, л..сами, в дыму обл..ков

Свет..т пасмурный призрак луны.

Вой пр..тяжный г..лодных волков

Разд..ётся в тумане др..мучих лесов. —

Мне м..рещ..тся стра..ные сны.

      (Я. П. Полонский)

Задание 2. 1. Вспомните, в каких трёх случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Напишите по 3 — 6 примеров на указанную букву для данных случаев.

  А е/ё:

  В ю:

  С я:

  2. Выберите два любых слова из написанных и выполните их фонетический разбор.

Задание 3. 1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых: А — звуков больше, чем букв; В — звуки произносятся иначе, чем пишется слово; С — наблюдается несколько фонетических явлений.

К..лея, ч..родей, плач..ш.., горько, снизит..ся, рекв..ем, сер..це, к..чат..ся, сейчас, с..частье, вокру.., Япония, пр..казчик, под..езд.

  2. Подчёркнутые слова выпишите, разделив их на слоги и для переноса.

  3. Выполните фонетический разбор одного из подчёркнутых слов.

Задание 4. 1. Прочитайте лимерики (потешные стихотворения из пяти строчек) Эдварда Лира в переводе Марка Фрейдкина. Вставьте пропущенные буквы.

А Уд..вител..ный джент..л..мен из Турку,

Два..цать пять сыновей и доч..рка

Ели тол..ко улиток,

Потому и смогли так

Много лет бл..г..действовать в Турку.

В Некий джент..л..мен об..елся до кол..ков,

С..ев шес..надцать упитанных крол..ков.

И теперь, коль не врёт,

Бол..ше в рот не б..рёт

Ни худых, ни упитанных крол..ков.

С К пр..вл..кательной леди из Капуи

Ч..сто птицы садились на шляпу, и

Говорила с любов..ю:

«Пусть с..дят на зд..ров..е!» —

Та пр..ятная леди из Капуи.

  2. Выпишите из лимериков слова с ь в три группы: ъ для обозначения мягкости согласных; ъ в неопределённой форме глагола после шипящих; разделительный ъ.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните слова, в которых пишется разделительный ъ. Выпишите 2—3 слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Выполните фонетический разбор 1 — 2 из выписанных слов.

  А

Использование цвета

Если ж..вотное яд..витое и может жалить или кусат(?)ся, то его яркая окраска действует как предупреждение. Возможные недруги рискуют получить ранение или даже погибнуть, если приблиз..тся слишком бли..ко. Хищники быстро уч..тся связывать определённые ле..ко узнаваемые цветные орнаменты с опас(?)ностью. Люди ч..сто используют цвет в ана- логич(?)ных целях, чтобы предупреждать о возможном риске, устанавливая, например, пол..сатые загр..ждения на железнод..рожных переездах и развешивая ярко раскрашенные предупредительные знаки на опас(?)ных об..ектах или веществах.

(Гейтс Фил)

  В

Почему мета(л, лл)ические корабли не тонут

Если пол..жить в воду какой-либо предмет, то он выт..снит такой об..ём жи..кос(?)ти, вес которого равен его со..ственному. Если сам предмет больше, чем об..ём выт..сняемой им воды, час(?)ть его останется на поверхнос(?)ти, другими словами, предмет не утон..т. Корабль действительно (з,с)делан из ме- та(л,лл)а, но за сч..т бол(?)шого ко(л,лл)ичества пустого пространства внутри него он выт..сияет воды гораздо мен(?)ше, чем занимает сам.

(Дэвид Уэст)

  С Расставьте недостающие знаки препинания.

Зачем кактусу столько колючек

Кактусы живут (в)тех ч..стях земного шара где вода большая ре..кость. Им не гр..зит жажда потому (что) они зап..сают внутри своего ствола большое ко(л,лл)ичество жи..кости.

Животные, живущие (в)тех(же) местах, тоже заняты поисками воды. Сочный кактус оказывается для них очень привл..кательным. Кактусы достаточно мя..кие, а значит, они ле..ко могут быть с..едены но с помощ..ю к..лючек они защ..щаются и никому не дают это (з,с)делать.

(По Дэвиду Уэсту)