Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Лексика. Культура речи
Диктанты

Однозначные и многозначные слова

  Словарный диктант. Какое из слов является многозначным?

Каллиграфия, орфография, чудесный, сантиметр, пустячный, орфоэпия, яичный, брошюра, вермишель, витрина, источник, жюри, грусть, гроздь.

Прямое и переносное значения слова

  Словарный диктант. Какие словосочетания употреблены в прямом смысле?

Солнце проснулось, улыбка расцвела на лице, малахитовые волны, душный день, небо заплакало, дождик пробежал по листве, белый лист бумаги, острый взгляд, жёсткий характер, стальные нервы, читать умные книги.

Омонимы

  Словарный диктант. Какие слова являются омонимами?

Шляпка, кнопка, горка, хвост, копировать, брак, уголь, наряд, расторопный, чувствовать, бородатый, следить, громыхать, василёк, тьма, барабан, выключатель.

Синонимы

  Словарный диктант с лексическим заданием. Подберите к отдельным словам и прилагательным в словосочетаниях синонимы.

Мрачный костюм, блёклый цвет, огонь, рассвет, небесный цвет, железная хватка, рослый человек, естественные условия, зелёный цвет, желтоватый цвет, пёстрая ткань, медвежья походка.

  Диктант с лексическим заданием

Весенние листья

Пришла та самая пора, когда деревья одеваются листвой. Зелёные почки лопаются, и из них в сиреневой тени ветвей появляются красноватые и коричневатые, янтарные и рубиновые крохотные вестники весны. Наступает самый счастливый на свете час рождения нежной, со сладким запахом листвы.

(По Л. Риис)

Задания: 1. Выпишите из диктанта слова, обозначающие цвет. 2. Подберите синонимы к тем из них, где это возможно. 3. Найдите слова, к которым можно подобрать антонимы, выпишите 2 — 3 из них и приведите слова с противоположным значением.

Ответ:

  Зелёный = малахитовый, салатовый, бутылочный цвет.

  Янтарный = жёлтый.

  Рубиновый = красный.

Антонимы

  Словарный диктант с лексическим заданием. Подберите к данным словам антонимы.

Близко, богач, бодрый, печальный, выигрыш, здороваться, пологий, крик, поддельный, сладкий, опытный, хвалить, чужой, потерять, тихий, неудача, ясный.

  Диктант с творческим заданием. Продолжите текст, рассказывающий об охотниках, используя противопоставление большой — маленький.

Два охотника

Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника — дед Егор и дед Иван.

Дед Иван — великан. И зверя ему подавай побольше: медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.

Дом у Ивана большой. Дым из трубы как вывалит, на другом конце села видно. У Егора избёнка маленькая. И дымок над ней, как беличий хвостик, подымается. Оба охотника известные.

(В. Коржиков)

Повторение

  Диктант с грамматическим заданием

Обутому человеку лучше, чем босому. Обутый прекрасно себя чувствует*** и в холодной Арктике, и в жаркой Африке.

На севере и на юге отношение к обуви было совсем разное. Северные народы верили, что даже после смерти человеку нужно обуваться. Поэтому в могилу всегда клали несколько пар обуви.

В южных странах многие обходились без обуви. Люди считали, что хождение босиком хорошо закаляет тело и обостряет ум.

От климата, от природных богатств** края или страны зависело то, из какого материала и как делалась обувь.

Например, жители Австралии шили обувь из птичьих шкурок. Они обрабатывали шкурки так умело, что перья сохранялись и получалась обувь с яркими птичьими пёрышками.

Жители Франции, Бельгии, Испании вырезали себе обувь* из дерева. Там и сейчас носят такие башмаки, которые называются сабо.

Долгое время самым распространённым материалом для изготовления обуви была кожа животных. Кожа имеет много ценных свойств. Она легко режется. Её можно пришить, прибить гвоздями, приклеить. Она прочная, мягкая, лёгкая. Но самое ценное качество кожи состоит в том, что она дышит, пропускает через свои поры влагу. Поэтому в такой обуви нога чувствует себя как дома, не нагревается и меньше устаёт.

(По Г. Черненко)

Задания:

  А 1) выпишите антонимы из 1-го абзаца; 2) выполните фонетический разбор обозначенного звёздочкой (*) слова;

  В 1) из последнего абзаца выпишите прилагательные, к которым можно подобрать антонимы, приведите слова с противоположным значением; 2) выполните фонетический разбор обозначенного звёздочками (**) слова;

  С 1) найдите в тексте слова, к которым можно подобрать синонимы; выпишите их вместе с синонимами; 2) выполните фонетический разбор обозначенного звёздочками (***) слова.

  Диктант с грамматическим заданием

(А) Старый скрипач играл «Зимнюю дорогу» Шуберта. Вдруг из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей*. Он сел на морозный снег, потом походил немного вокруг футляра и залетел внутрь него. Там воробей начал клевать хлеб, который старик специально принёс для него. Маленькая птичка почти зарылась в тёплую мякоть хлеба.

(С) Воробей ел долго. Уже метель засыпала полностью снегом помещение футляра, а воробей всё ещё шевелился внутри снега, трудился над своей пищей*. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошёл к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда птичка освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко чирикнул и убежал к себе на ночлег, чтобы не лететь по холодному ветру и не тратить напрасно свою силу.

(В) На следующий вечер этот воробышек опять прибыл к памятнику Пушкину. Он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл музыку на скрипке и чувствовал добро в своём сердце*.

(По А. Платонову)

Задания: 1. Выпишите из указанного абзаца слова, к которым можно подобрать синонимы и антонимы; приведите примеры синонимичных и антонимичных слов. 2. Выпишите 1 — 2 многозначных слова и приведите примеры их многозначности. 3. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

  А — работа по 1-му абзацу;

  В — работа по 3-му абзацу;

  С — работа по 2-му абзацу.