Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Лексика. Культура речи
Материал для самостоятельных и контрольных работ
Задание 1. 1. Расставьте знаки препинания. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. 2. Выполните задания после текста.
Его зарыли в шар з..мной
А был он лиш.. с..лдат
Всего друзья с..лдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавз..лей з..мля —
На ми..лион веков
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят
М..телицы м..тут
Грома т..ж..лые гр..мят
Ветра разбег б..рут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
П..ложен парень в шар з..мной,
Как(будто) в мавз..лей.
(С. Орлов)
А Выпишите две пары однокоренных слов с разным корнем. Выделите корень во всех выписанных словах. Объясните значение одного из выписанных слов.
В Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. Выпишите прилагательные. Подберите, если это возможно, синонимы и антонимы к выписанным словам.
С* Найдите слово, которое в зависимости от контекста может быть в роли предлога или наречия. Выпишите его, установите, к какой части речи оно принадлежит. Приведите пример, чтобы данное слово являлось иной частью речи. Подберите к нему синоним.
Найдите слова, которые являются многозначными. Докажите это примерами.
Задание 2. Составьте предложения, употребив слова в переносном смысле (в качестве метафоры, эпитета и т. д.).
А крыло В музыка С глаз
густой бирюзовый зелёный
Задание 3. Докажите, что данные слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.
А плавать В подбросить С зарница
жёсткий купаться потолок
бегать замахнуться споткнуться
Задание 4. Определите значение каждого омонима. Подберите однокоренные слова к словам-омонимам.
Вариант |
Слово-омоним |
Значение слова-омонима |
Однокоренные слова |
Словосочетания |
А |
1. Ключ 2. Ключ |
|||
В |
1. Кулак 2. Кулак |
|||
С |
1. Потолок 2. Потолок 1. Подбросить 2. Подбросить |
Задание 5. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Выполните задания после текста.
Де..ские балы устраивались в конце XVIII — XIX в. специально для подростков 13 — 16 лет которые ещё не вые..жали в свет. Де..ские балы, или де..ские праз..ники, орг..низовывались либо в знатных семьях по случ..ю им..нин кого-либо из д..тей или других подобных с..бытий, либо извес..ными танцмейстерами в общие праз..ничные дни — на Новый год, Масленицу и т. п. Кроме подрос..ков, на такие балы прие..жали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он пригл..шал на де..ский праз..ник всех своих бывших уч..ников. Это позв..ляло девушкам потанцевать с «наст..ящими» кав..лерами а мол..дым людям пригл..шать на танец взрослых дам и таким обр..зом потр..нироват..ся и в танцах и в знан..и бального этикета и в умен..и поддержать б..седу.
Де..ские балы нач..нались и оканчивались ран..ше обычных с..ездов так что взрослые гости могли прямо (от)туда поехать в театр а затем на большой бал.
(По материалам ДЭ «Бальные праздники и балы в России»)
А Выпишите слова с непроизносимой согласной в корне. Подберите к ним 2 — 3 однокоренных слова.
В Выпишите однокоренные слова. Объясните значение одного из выписанных слов.
С Найдите слово-омоним. Выпишите его и докажите, что это явление омонимии.
Ответ:
Свет: 1) включить свет; 2) объехать целый свет.
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания после текста.
А Вместо того что(бы) с..деть на скучном урок.. по ар..фмет..ке, нам вып..ла удача к..пать к..ртошку на школьном участк.. . Если вдумат..ся, к..пать к..ртошку ч..десное занятие по сравнению с разными там умн..жени..ми чисел когда нельзя ни громко высм..ркат..ся ни свис..нуть в пальц.. .
Вот почему все мы, и мальчишки и девч..нки, дурачились, как могли, оч..тившись вместо унылого кла..са под чистым с..нтябрьским небом.
1. Как произносится выделенное слово? Запишите транскрипцию слова, показав его правильное произнесение.
2. Найдите во втором предложении слово, смысл которого меняется в зависимости от гласной в корне. Подберите к нему слово с другой гласной и иным значением. К обоим словам запишите проверочные и несколько однокоренных слов.
В Село Преображенское ст..ит на х..лме. Холм одной стор..ной сн..жа..тся в огромный зелёный овраг а другой — к реке. Потом мес..ность опять подн..ма..тся за оврагом и рекой и там стоит лес. Ч..рёмуха около реки х..лодные омутки где всё-таки можно окунут..ся и поч..ствовать (не)из..яснимое наслаждение земл..ника и рыжики в бли..ких лесочках. Полевые и луговые цветы во все стор..ны тиш..на да син..е небо. Что ещё человеку нужно?
1. Определите все значения выделенного слова. Проиллюстрируйте примерами.
2. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Приведите 2 — 3 однокоренных слова к каждому.
3. Выпишите слово с чередующейся согласной в корне. Проиллюстрируйте чередование примерами.
С Мы стояли на хорах одни и не было во всём с..боре ни души ни живого духа. Внизу должна была ост..ват..ся ещё и ключница но мы её не видели и она как(бы) не существовала для нас.
Молчали мы каждый о своём но надо пол..гать что во многих местах молчание наше совп..дало а тишина с..бора сп..собствовала ему и даже, кто знает, направляла его в нужную сторону.
И вот тишина лопнула, как перетянутая струна но только без надрывного стру..ного звука но тот(час) другая живая и крепкая струна зазвучала и мгновенно наполн..ла звучанием весь огромный с..бор. Волна восторга ра..плескалась во мне от сер..ца к глазам и горлу. Рахманиновский вар..ант извес..ного песнопения был взят сразу и во всю силу. Акустика ли с..бора сп..собствовала вп..ч..тлению сама ли (не)обыкновенная минута (не)обыкновенное душевное настр.ение...
(По В.Солоухину)
1. Дайте лексическую характеристику выделенному слову, опираясь на его значение. Приведите примеры для доказательства характеристики. В случае затруднения воспользуйтесь словарём.
2. Выпишите слова: с непроизносимыми согласными; с чередующейся гласной в корне; с чередующейся согласной в корне.
3. Выполните синтаксический разбор любого простого предложения текста.
Задание 7. 1. Выберите в скобках слово, подходящее по смыслу. Подчеркните его. 2. Выполните задания после текста.
(Остросюжетный, интересный, увлекательный) роман, на страницах которого (возникают, описываются, оживают) легенды, (написан, создан, реализован) Тамарой Крюковой и называется «Заклятие гномов». Бросив вызов судьбе, героиня (книги, произведения, романа) Злата (постигает, познаёт, узнаёт) (шарады, тайны, загадки) Вселенной. Кто (построил, создал, сотворил) Воздушный Замок и о чём так (грустно, печально, заунывно) поёт Эолова арфа? Как (возникло, появилось, произошло) племя кентавров и почему звёзды Вена и Альтаир так (редко, мало, изредка) (возникают, появляются, встречаются) на небосклоне? Но никто не даст ей ответа на (важный, главный, первостепенный) вопрос: как, переплыв реку забвения Лету, (вновь, опять, снова) (вернуться, возвратиться, прийти) в мир живых?
А Выпишите 2 — 3 прилагательных и подберите к ним антонимы.
В Выпишите 2 — 3 наречия и подберите к ним антонимы.
С Выпишите 2 — 3 глагола и подберите к ним антонимы.
Задание 8. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
А Полька бальный танец чешского пр..исх..ждения. Вош..л в моду в 1844 г. и сразу(же) произвёл наст..ящую с..нсацию. Во всех нотных магазинах нарасхват шли ноты новых полек художникам заказывали рисунки и гр..вюры с из..бражением пар, танцующих польку. Наконец, были придуманы фасон платья мужская прич..ска из завитых в..лос п..рож..ное парфюмерия — всё с названием «полька».
В Такой Популярности сп..со..ствовал характер польки — танца очень живого и весёлого и в то(же) время (не)трудного в исп..лнении. Уча..ствовало в нём любое ко..личество пар которые (в)припры..ку, всё время кружась, двигались то (в)бок то (по)кругу.
С В высш..м общ..стве полька первоначально была сочт..на танцем «(не)приличным» из(за) чрезмерного оживления и (не)обходимости «ск..кать козлом». (За)то на гимназических и студенческих балах артистических и домашних вечерах её сразу оц..нили (по)досто..нству. Лиш.. став очень Популярным и общепризнанным танцем, полька пр..никла и на большие балы где прод..ржалась до начала XX века.
(По материалам ДЭ «Балы и праздники в России»)
2. Выполните задания.
А 1) Выпишите 2 — 3 слова с непроверяемой гласной в корне.
2) К одному из выписанных слов подберите 2 — 3 однокоренных.
В 1) Найдите слово, которое вне текста может быть существительным в форме множественного числа родительного падежа и в форме единственного числа именительного падежа. Подберите однокоренные слова к каждому.
2) Выпишите одно многозначное слово. Подтвердите его многозначность примерами. К каждому значению подберите, если возможно, синонимы и антонимы.
С 1) Найдите и выпишите слово-омоним. Подтвердите его омонимичность примерами.
2) Выпишите по одному существительному, прилагательному и глаголу. Объясните значение каждого из этих слов.