Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Лексика. Культура речи
Тестовые задания

I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.

1. Выберите и отметьте неудачные сочетания слов.

  А замечательная песенка

  узенькая тропинка

  светило небо

  В сказочные замки

  морозная тишина

  чирикали сороки

  С подвижные белки

  пушистый снег

  следы чужих зверей

Ответ:

  А — светило небо; В — чирикали сороки; С — следы чужих зверей.

2. Докажите, что приведённое слово имеет прямое и переносное значение. Составьте предложения с разными значениями этого слова.

  А густой

  В высокий

  С поле

Ответ:

3. Укажите однокоренные слова.

  А белила      В сладкий      С осторожно

  белка      подсластить      острог

  белобока      слаженный    сторожить

  белок      наслаждаться    старожил

  белоснежный  ладушки      сторожка

  обелиск      услада      настороженно

Ответ:

  А — белила, белобока, белок, белоснежный; В — сладкий, подсластить, наслаждаться, услада; С — осторожно, сторожить, сторожка, настороженно.

4. Отметьте предложения, где выделенные слова употреблены в переносном смысле.

  А Простор сияет чистый, белым-бела земля.

  Под шубою пушистой сады, луга, поля.

  Синий колокольчик спит в тени берёз...

  В Весна идёт сторонкой...

  Раскатывался окрик капитана...

  Среди бурунов, зноя и тумана скрипели и звенели паруса.

  С Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться...

  И таяли матросов голоса.

  Качая клювом и хвостом, будильник ходит под окном.

Ответ:

  А — сияет, шубою; В — идёт, звенели; С — таяли, будильник.

5. Составьте предложение, употребив в переносном смысле данное слово.

  А одеяло

  В лисица

  С дворник

Ответ:

6. Отметьте те словосочетания, где выделенные слова употреблены в переносном смысле.

  А крутой      глубокий

  крутой кипяток      глубокий омут

  крутой утёс      глубокая лужа

  крутой спуск      глубокие знания

  крутые берега      глубокое горе

  В стол      кухня

  деревянный стол      национальная кухня

  праздничный стол      русская кухня

  письменный стол      готовить на кухне

  богатый стол      просторная кухня

  С глухой      считать

  глухой лес      считать ворон

  глухой переулок      считать цифры

  глухой старик      считать себя умным

  глухие места      считать по порядку

Ответ:

  А — 1) крутой кипяток, 2) крутой утёс, спуск, 3) крутые берега; 1) глубокие омут, лужа, 2) глубокие знания, 3) глубокое горе; В — 1) стол деревянный, письменный, 2) праздничный стол, 3) богатый стол; 1) национальная, русская кухня, 2) готовить на кухне, просторная кухня; С — 1) глухой переулок, глухие места, 2) глухой лес, 3) глухой старик; 1) считать цифры, 2) считать ворон, по порядку, 3) считать себя умным.

7. Напишите все известные вам значения слова-омонима:

  А мир

  В клуб

  С точка

Ответ:

8. Отметьте слова, в которых пропущена буква е.

  А маст..рская   В выл..пить     С он означа..т

  выс..кать      выр..зать    отл..вать

  памяти..к      ул..ца      мат..риал

  смотр..тся    в..ковой      гал..рея

  хоч..тся      вас..лёк      в..трина

Ответ:

  А — мастерская, высекать, хочется; В — вылепить, вековой, вырезать; С — означает, материал, галерея.

9. Укажите словосочетания, где неверно употреблены слова.

  А коричневые волосы гнедой конь

  В смуглая рубашка каштановые аллеи

  С закадычный друг отъявленный герой

Ответ:

  А — коричневые волосы; В — смуглая рубашка; С — отъявленный герой.

10. Продолжите пословицы.

  А За двумя зайцами погонишься...

  Цыплят по осени...

  В Любишь кататься, ...

  Хорошо смеётся тот, ...

  С Кто смел, ...

  На чужой каравай...

Ответ:

11. Укажите слова-омонимы.

  А коса    В стена      С молния

  волна    скрип      кисть

  гореть    настроить    подошва

Ответ:

  А — коса; В — настроить; С — молния.

12. Объясните значения слова.

  А полька

  В шквал

  С хлестать

II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.

Летняя гроза

Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из- за леса. Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него и лёг в траву.

Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окружённый со всех сторон покосами. Схватили рюкзаки и бросились к пихтам. Под ними лежала рыжая сухая трава. Дождь сюда не проникал. Но мы уже вымокли и продрогли. Не хотелось шевелиться. Однако надо было разводить костёр. И с великим трудом мы его развели.

А дождь прибавлял прыти. Огромная чёрная туча наползла на реку, и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом прекратился. И тут же порывы ветра понеслись по реке, морща и волнуя воду. Сверкнула нервная молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.

Стало тихо.

Только крупные капли дождя, скатываясь с мокрых смолистых ветвей пихт, звучно шлёпались о широкие, сморщенные листья черемицы, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.

Молнии зачастили. Они прошивали насквозь тёмную тучу яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчётливо видных, то исчезавших во мраке. Гром грохотал почти беспрерывно.

Мы ждали бешеного ливня.

Но удивительное дело: грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. Этот хвост чисто смёл всё на своём пути. Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

И разом ожило всё вокруг: запели, затрещали кузнечики, мимо нас пробежала шустрая мышка. Туча была далеко. Она уползала за перевалы и всё ещё метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже не доносились.

(По В. Астафьеву)

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

  а) Огромная чёрная туча наползла на лес, и в ту же минуту начался ливень.

  б) Грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь.

  в) Гром то грохотал, то затихал.

  г) Туча всё никак не уходила и исторгала из себя дождь.

Ответ: 2.

2. О чём хотел сказать автор?

  а) о грозной туче

  б) о неудачной рыбалке

  в) об удивительной летней грозе

  г) о том, как после грозы оживает природа

Ответ: 3.

3. Какой эпитет использует автор применительно к молнии?

  а) нервная

  б) ослепительная

  в) яркая

  г) необычная

Ответ: 1.

4. Как автор называет молнии, которые прошивали тучу?

  а) зигзаги

  б) яркие иглы

  в) острые клинки

  г) копья

Ответ: 2.

5. Восстановите последовательность, в которой стоят в тексте данные предложения.

  1) Туча была далеко.

  2) Мы ждали бешеного ливня.

  3) А дождь прибавлял прыти.

  4) Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него и лёг в траву.

Ответ: 4-3-2-1.

6. Напишите, в чём особенность описанной в рассказе летней грозы.

7. Вспомните какое-либо природное явление и опишите его.