Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Лексика. Культура речи
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Выберите и отметьте неудачные сочетания слов.
А замечательная песенка
узенькая тропинка
светило небо
В сказочные замки
морозная тишина
чирикали сороки
С подвижные белки
пушистый снег
следы чужих зверей
Ответ:
А — светило небо; В — чирикали сороки; С — следы чужих зверей.
2. Докажите, что приведённое слово имеет прямое и переносное значение. Составьте предложения с разными значениями этого слова.
А густой
В высокий
С поле
Ответ: —
3. Укажите однокоренные слова.
А белила В сладкий С осторожно
белка подсластить острог
белобока слаженный сторожить
белок наслаждаться старожил
белоснежный ладушки сторожка
обелиск услада настороженно
Ответ:
А — белила, белобока, белок, белоснежный; В — сладкий, подсластить, наслаждаться, услада; С — осторожно, сторожить, сторожка, настороженно.
4. Отметьте предложения, где выделенные слова употреблены в переносном смысле.
А Простор сияет чистый, белым-бела земля.
Под шубою пушистой сады, луга, поля.
Синий колокольчик спит в тени берёз...
В Весна идёт сторонкой...
Раскатывался окрик капитана...
Среди бурунов, зноя и тумана скрипели и звенели паруса.
С Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться...
И таяли матросов голоса.
Качая клювом и хвостом, будильник ходит под окном.
Ответ:
А — сияет, шубою; В — идёт, звенели; С — таяли, будильник.
5. Составьте предложение, употребив в переносном смысле данное слово.
А одеяло
В лисица
С дворник
Ответ: —
6. Отметьте те словосочетания, где выделенные слова употреблены в переносном смысле.
А крутой глубокий
крутой кипяток глубокий омут
крутой утёс глубокая лужа
крутой спуск глубокие знания
крутые берега глубокое горе
В стол кухня
деревянный стол национальная кухня
праздничный стол русская кухня
письменный стол готовить на кухне
богатый стол просторная кухня
С глухой считать
глухой лес считать ворон
глухой переулок считать цифры
глухой старик считать себя умным
глухие места считать по порядку
Ответ:
А — 1) крутой кипяток, 2) крутой утёс, спуск, 3) крутые берега; 1) глубокие омут, лужа, 2) глубокие знания, 3) глубокое горе; В — 1) стол деревянный, письменный, 2) праздничный стол, 3) богатый стол; 1) национальная, русская кухня, 2) готовить на кухне, просторная кухня; С — 1) глухой переулок, глухие места, 2) глухой лес, 3) глухой старик; 1) считать цифры, 2) считать ворон, по порядку, 3) считать себя умным.
7. Напишите все известные вам значения слова-омонима:
А мир
В клуб
С точка
Ответ: —
8. Отметьте слова, в которых пропущена буква е.
А маст..рская В выл..пить С он означа..т
выс..кать выр..зать отл..вать
памяти..к ул..ца мат..риал
смотр..тся в..ковой гал..рея
хоч..тся вас..лёк в..трина
Ответ:
А — мастерская, высекать, хочется; В — вылепить, вековой, вырезать; С — означает, материал, галерея.
9. Укажите словосочетания, где неверно употреблены слова.
А коричневые волосы гнедой конь
В смуглая рубашка каштановые аллеи
С закадычный друг отъявленный герой
Ответ:
А — коричневые волосы; В — смуглая рубашка; С — отъявленный герой.
10. Продолжите пословицы.
А За двумя зайцами погонишься...
Цыплят по осени...
В Любишь кататься, ...
Хорошо смеётся тот, ...
С Кто смел, ...
На чужой каравай...
Ответ: —
11. Укажите слова-омонимы.
А коса В стена С молния
волна скрип кисть
гореть настроить подошва
Ответ:
А — коса; В — настроить; С — молния.
12. Объясните значения слова.
А полька
В шквал
С хлестать
II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.
Летняя гроза
Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из- за леса. Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него и лёг в траву.
Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окружённый со всех сторон покосами. Схватили рюкзаки и бросились к пихтам. Под ними лежала рыжая сухая трава. Дождь сюда не проникал. Но мы уже вымокли и продрогли. Не хотелось шевелиться. Однако надо было разводить костёр. И с великим трудом мы его развели.
А дождь прибавлял прыти. Огромная чёрная туча наползла на реку, и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом прекратился. И тут же порывы ветра понеслись по реке, морща и волнуя воду. Сверкнула нервная молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.
Стало тихо.
Только крупные капли дождя, скатываясь с мокрых смолистых ветвей пихт, звучно шлёпались о широкие, сморщенные листья черемицы, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.
Молнии зачастили. Они прошивали насквозь тёмную тучу яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчётливо видных, то исчезавших во мраке. Гром грохотал почти беспрерывно.
Мы ждали бешеного ливня.
Но удивительное дело: грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. Этот хвост чисто смёл всё на своём пути. Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.
И разом ожило всё вокруг: запели, затрещали кузнечики, мимо нас пробежала шустрая мышка. Туча была далеко. Она уползала за перевалы и всё ещё метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже не доносились.
(По В. Астафьеву)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Огромная чёрная туча наползла на лес, и в ту же минуту начался ливень.
б) Грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь.
в) Гром то грохотал, то затихал.
г) Туча всё никак не уходила и исторгала из себя дождь.
Ответ: 2.
2. О чём хотел сказать автор?
а) о грозной туче
б) о неудачной рыбалке
в) об удивительной летней грозе
г) о том, как после грозы оживает природа
Ответ: 3.
3. Какой эпитет использует автор применительно к молнии?
а) нервная
б) ослепительная
в) яркая
г) необычная
Ответ: 1.
4. Как автор называет молнии, которые прошивали тучу?
а) зигзаги
б) яркие иглы
в) острые клинки
г) копья
Ответ: 2.
5. Восстановите последовательность, в которой стоят в тексте данные предложения.
1) Туча была далеко.
2) Мы ждали бешеного ливня.
3) А дождь прибавлял прыти.
4) Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него и лёг в траву.
Ответ: 4-3-2-1.
6. Напишите, в чём особенность описанной в рассказе летней грозы.
7. Вспомните какое-либо природное явление и опишите его.