Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Диктанты
Имя существительное как часть речи
Словарный диктант с грамматическим заданием.
1. Подчеркните разным способом однокоренные слова.
2. Укажите те из них, которые являются именами существительными.
Счёт, цирк, рассчитать, расчёска, раскрасить, раскраска, цыганский, циркач, лестница, залезть, жилой, лестничный, доска, дощечка, дощатый, грустить, груздь, лесник, счёты, метро, метровый, расчесать, красочный.
Ответ:
Счёт, счёты, рассчитать; расчёска, расчесать; раскрасить, раскраска, красочный; цирк, циркач; лестница, лестничный; доска, дощечка, дощатый.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Словарный диктант с грамматическим заданием. Какие имена существительные относятся к одушевлённым?
Одуванчик, коробка, кофта, иволга, пенал, вермишель, витрина, медведь, охотник, теннис, здание, перепёлка, комод, пирог, василёк, свекольник, чаща, сторож, окружность, цыплёнок.
Имена существительные собственные и нарицательные
Словарный диктант с грамматическим заданием. Какие имена существительные относятся к нарицательным?
Ромашка, торт «Полёт», игрушка, юла, Барби, «Неуловимые мстители», крапива, телевизор, Алёнушка, «Мишка на Севере», треугольник, сорока, заяц, Чебурашка, мультфильм «Ну, погоди!».
Род имён существительных
Выборочный диктант. Распределите слова по трём колонкам в соответствии с родом, к которому они относятся.
Лошадь, круиз, колено, пароход, подсолнух, весна, полено, стужа, учение, пароль, мозоль, ожерелье, бревно, трость, веселье, фасоль, юноша, блюдо, пюре, колобок, масло, подливка, пение.
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Словарный диктант. Какие слова имеют форму только множественного числа?
Чулки, стрелы, макароны, солома, стружки, обои, мотоциклы, ботинки, сандалии, сухари, деньги, линейки, очки, батарейки, дрова, брёвна, строительство, огороды, заводы, здания, футбол.
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
Словарный диктант. Какие слова имеют форму только единственного числа?
Горошина, малина, снежинка, огурец, мандарин, баклажан, горох, черника, говядина, крупа, каша, лапша, ворота, солнце, помидор, чернила, белила, плоскогубцы, джинсы, брюки, гольфы, туфли.
Три склонения имён существительных
Выборочный диктант. Выберите и запишите существительные, распределив их по трём колонкам в соответствии со склонением, к которому они относятся.
Весь день я чувствовал себя самым счастливым человеком. Я поймал двух ершей! А папа наловил много разной рыбы и даже поймал щуку.
Мама развела на берегу костёр, приготовила обед и чай.
Потом мы опять ловили рыбу, и мама выловила окуня.
Стало темнеть, и родители собрались ехать домой. Уложили в тележку удочки, рыбу и все пожитки, запрягли лошадь и поехали.
Вечер был прохладный, ясный. На западе уже догорала заря.
Я задремал, а перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней...
Вдруг мама тронула меня за плечо:
— Смотри, Юра, смотри скорей!
Я очнулся. Мы проезжали через берёзовый лесок. В воздухе пахло свежей берёзовой горечью. Я поглядел в глубь леса, куда указывала мама.
«Что это? Будто крохотный голубой огонёк светится в тёмной ночной траве...»
— Видишь, светлячки, — сказал папа. — Хочешь — набери их в коробочку, а дома выпустим в сад. Пусть у нас живут.
Мы с мамой принялись собирать этих светящихся жучков: ходили по густой влажной траве, отыскивая крошечные живые звёздочки. А над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах тоже, как светлячки, сверкали далёкие голубые звёзды.
(По Г. Скребицкому)
Падеж имён существительных
Диктант с грамматическим заданием. 1. Подчеркните существительные в соответствии с их синтаксической ролью. 2. Определите их падеж.
Дома я разделся, запрятал свой портфель и снял с полки Андерсена. «Снежная королева поцеловала мальчика, и его сердце превратилось в кусок льда...»
Я посмотрел во двор. За окном, как в сказке, шёл снег. Безмолвно синели пушистые сугробы. Я глядел на морозное зимнее окно и думал: «Вот сейчас снежинка превратится в Снежную королеву...» Несколько секунд я пристально следил за большой снежинкой, которая примостилась в углу рамы. Но снежинка так и осталась снежинкой. Никакого чуда не произошло.
Тогда я захлопнул книгу и открыл дверь на балкон. Там стояла ёлка, которая упиралась зелёной верхушкой в перегородку. Я долго смотрел на её тяжёлые гроздья и глубоко вдыхал свежий запах хвои.
А потом я подхватил ладонью пригоршню душистого снега и поднёс его к губам. Ох, какой же он был вкусный!
(М. Тарловский)
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
Словарный диктант с грамматическим заданием.
1. Поставьте словосочетания в форму а) родительного падежа; б) творительного падежа; в) предложного падежа, по возможности используя соответствующие предлоги.
2. Выделите окончания имён существительных.
1) Звонкая капель, злая мачеха, хорошая мысль, крутой берег, тёплая шерсть, широкое поле.
2) Вкусный торт, интересная книга, неожиданная радость, грустный день, сладкая жизнь, широкие ворота.
3) Безоблачное небо, тёмный лес, девочка Маша, весёлая Наталия, отличник Виталий.
Множественное число имён существительных
Словарный диктант с грамматическим заданием.
1. Поставьте словосочетания в форму а) родительного падежа; б) творительного падежа; в) предложного падежа, по возможности используя соответствующие предлоги.
2. Выделите окончания имён существительных.
1) Хохлатые цапли, красивые кухни, вкусные апельсины, широкие окна, пёстрые листья.
2) Большие зеркала, лесные дорожки, синие костюмы, берёзовые почки, прописные буквы.
3) Кривые линии, короткие носки, тонкие осины, чёрные очки, строгие решения.
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Словарный диктант с грамматическим заданием. Поставьте имена существительные в форму творительного падежа.
Малыш, товарищ, крепыш, страница, кулич, столица, курица, сургуч, плащ, мох, улица, боец, плюш, хвощ, сторож, борец, сыч, девица, корица, круча, стужа, перец, камыш, гараж.
Повторение
Диктант с грамматическим заданием
Уля
Жил однажды на свете прекрасный ребёнок. Ребёнка звали Уля, и это была девочка. Все, кто видел маленькую Улю, чувствовали в своём сердце совестливую боль, потому что Уля была нежна лицом и добра нравом. Но не каждый человек, который на неё смотрел, был честным и добрым.
У неё были большие ясные глаза. И всякий человек хотел увидеть в их глубине самое главное, самое любимое на свете, самое важное и счастливое для себя.
В глазах Ули отражалась одна истинная правда. Если жестокий человек имел красивое лицо и богатую одежду, то в глазах Ули он был безобразным и покрытым язвами вместо украшений.
Сама Уля не знала, что в глазах её отражалась правда. Она была ещё маленькой и неразумной. А другие люди не успевали разглядеть себя в её глазах, но всякий любовался девочкой и думал, что жить хорошо, потому что она существует на свете.
(По А. Платонову)
Задания:
А — работа с 1-м абзацем: 1) подчеркните все имена существительные; 2) выпишите из абзаца по одному существительному на каждое склонение.
В — работа с 3-м абзацем: 1) подчеркните все имена существительные; 2) определите падеж и склонение подчёркнутых слов.
С — работа по всему тексту: 1) выпишите существительные, имеющие форму только одного числа; 2) выполните их морфологический разбор.
Диктант с грамматическим заданием
Сон в летнюю ночь
Неподвижный пруд повеял свежестью на усталого пешехода и поманил его отдохнуть на берегу. Всё было тихо. Только в роще слышалось пение соловья. Сон быстро смыкал очи парубка.
Поднялся Левко, протёр глаза и оглянулся вокруг. Серебристый туман пал на окрестность. С изумлением парень смотрел на знакомую местность. Старинный дом отражался в пруду и казался загадочным. Вместо мрачных ставней сверкали новые окна и двери.
Вдруг почудилось Левко, будто окно открылось и выглянула приветливая головка с яркими очами. Девушка оперлась на локти, потом помахала парню рукой и лукаво усмехнулась. Сердце Левко забилось, но вода задрожала и окно закрылось.
(По Н. В. Гоголю)
Задания:
А — 1) подчеркните имена существительные с непроизносимой согласной в корне; 2) определите их склонение и падеж.
В — 1) подчеркните имена существительные 3-го склонения как члены предложения; 2) определите их падеж.
С — 1) выпишите существительные особого типа склонения и выполните морфологический разбор одного из них; 2) выпишите существительные, в которых при образовании формы множественного числа наблюдается чередование согласной или гласной, и выполните их морфемный разбор.