Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Материал для самостоятельных и контрольных работ
Задание 1. Определите, какой частью речи являются данные слова.
А красный (...), краснеть (...), краснота (...), раскраснеться (...); дело (...), деловой (...), делать (...).
В единица (...), единый (...), единственный (...); лечь (...), лёжка (...), лежак (...), лежалый (...).
С дума (...), думать (...), выдумка (...), задумчивый (...); ожог (...), ожёг (...); дорога (...); сечь (...).
Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Д..волен я буквально всем!
На ж..воте лежу и ем
Бруснику спелую бруснику!
Пугаю ящ..риц на пне
Потом в..ляюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Б..лотной птицы...
Надо мной
Между б..рёзой и с..сной
В своей п..чали бе..конечной
Плывут, как мысли, обл..ка
Внизу в..лну..тся река,
Как чу..ство радости бе..печной...
Я так люблю осе..ний лес
Над ним — с..яние н..бес
Что я хотел бы пр..вратиться
Или в б..гряный тихий лист
Иль в д..ждевой весёлый свист
Но, пр..вратившись, возр..дит..ся
И возвр..тит..ся в отчий дом
Чтобы однажды в доме том
Перед д..рогою больш..ю
Сказать: — Я был в лесу листом!
Сказать: — Я был в лесу дождём!
Повер..те мне: я чист душ..ю...
(Н. Рубцов)
А Подчеркните неправильно помещённое(ые) в группы слово(а):
Одушевлённые существительные
брусника
птица
лист
ящерица
Существительные 1-го склонения
берёза
сосна
облака
спина
Существительные 3-го склонения
мысль
печаль
дождь
радость
В Выпишите существительные 2-го склонения. Укажите их род и падеж.
С Выпишите существительные, имеющие только одну форму числа. Укажите, какое число является постоянным морфологическим признаком у этих слов.
Задание 3. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Выполните задания после текста.
А Степь была по-особенному пр..красна в то утро. (В)первые за многие дни выпала крупная, как г..рох, р..са. Когда я шёл через вин..градник меня пор..зило обил..е паутин, огромных, я бы ск..зал, кла..сических в своей законченности и с..хранности. В сухие солнечные дни я видел что тут есть паутины но они скрадывались были незаметны не бр..сались в глаза. Теперь же они (не)ожиданно про..вились и обознач..лись. Крупным жемч..гом осела на них р..са. Надо ли доб..влять что р..са св..ркала в к..сых и ярких лучах ра..него со..нца.
В И вся степь была в таких же св..ркающих паутинах. Это были доп..лнительные и, может быть, (не)об..зательные укр..шения степи потому(что) и без св..ркающих паутин она была пр..красна. Пер..п..давшие в эти дни дожди ож..дали многие травы (по)этому общий сер..ватый степной тон св..тился во многих м..стах свеж..ми зелёными пятн..ми. Во множ..стве р..сли степные р..стения с сухими, сильно разветвлёнными стеблями но с живыми, чистого и полного тона, лиловыми цв..тами на них. Во множестве своём они ра..ст..лались (в)даль и (в)ширь пр..сторными лиловыми туманами.
С Я шёл по степи (на)пр..мик, предпол..гая что об..зательно выйду к Салу. Дикая степь конч..лась и нач..лось скошенное поле. А когда конч..лось и оно я увид..л перед собой камыши на том и на этом берегу а между стен..образными зар..слями камыша, синеватая от неба, вол..книстая от т..чения, прост..ралась (не)широкая вода Сала.
Да, (не)пр..вычно буд..т тебе после застойного пруда в текуч..й воде. Ну ничего, найдёш.. на первое время какую-нибудь заводь в камышах огл..диш..ся пр..выкн..ш.. . (По В. Солоухину)
А 1) Выпишите существительные 3-го склонения. Определите их падеж. Выполните морфемный разбор этих слов. 2) Найдите существительное, имеющее форму только одного числа. Выполните его морфологический разбор.
В 1) Выпишите существительные особого типа склонения. Определите их падеж. Выполните морфемный разбор этих слов.
2) Подчеркните существительные в форме множественного числа в соответствии с синтаксической функцией.
3) Найдите слово-омоним. Определите все его значения. Сравните их морфологические характеристики. Проиллюстрируйте примерами свой ответ.
С 1) Выпишите существительное, которое имеет форму одного числа. Выполните его морфологический разбор.
2) Определите начальную форму имени собственного. Охарактеризуйте его постоянные признаки.
3) Выпишите по одному-два примера на каждый встречающийся тип склонения.
Задание 4. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Выполните тестовое задание: отметьте знаком плюс (+) правильные утверждения.
Рож.. р..сла тихо. В жаре и безмолв..и к..лосья скл..нились обратно к земле, словно они уснули без пам..ти и тень тьмы нашла на них с неба и покрыла их на п..кой. Наташа огл..нулась в (не)знакомом поле, желая увид..ть что заст..ло со..нце. Дальн..я молния в злобе разд..лила весь видимый мир пополам и (от)туда, с другой стороны, что за деревней Панютино, шёл пыльный вихрь под тя..кой и медленной туч..й; там раздался удар грома, сначала глухой и (не)страшный потом звук его раск..тился и, повторившись, дош..л до Наташи так бли..ко что она почу..ствовала боль в сер..це.
(По А. Платонову)
А 1) В тексте 4 имени существительных среднего рода.
2) В тексте 2 имени существительных собственные.
3) В тексте 3 существительных стоят в форме предложного падежа.
В 1) В тексте 4 существительных 3-го склонения.
2) В тексте 2 существительных стоят в форме винительного падежа.
3) В тексте 3 слова имеют орфограмму «Непроизносимая согласная в корне».
С 1) В тексте одно несклоняемое существительное.
2) В тексте 3 существительных особого типа склонения.
3) В тексте 3 слова имеют орфограмму «Чередующаяся гласная в корне».
Задание 5. Из данных пар выберите и подчеркните те существительные, которые употреблены в правильной форме:
А докторы — доктора, торты — торта, профессоры — профессора.
В джинс — джинсов, окон — окнов, помидор — помидоров, сапог — сапогов.
С татар — татаров, армян — армянинов, гусар — гусаров, одеял — одеялов.
Задание 6. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Выделите окончания существительных и определите в скобках: А — число; В — падеж; С — склонение.
Заг..родная рез..денц.. (...) Екат..рины в Цариц..н.. (...) так и осталась недостроенной посреди цариц..нского парка (...). И сегодня это здан.. (...) наход..тся в таком(же) вид.. (...), как и 200 лет (...) назад. Пустые глазниц.. (...) окон ( ...) и дверей (...) отсу..ствие (...) крыш.. (...) старые порушенные стены (...) — всё это р..ждает много таинственных слухов (...). Гов..рят что в стенах (...) дворца (...) ж..вут пр..в..дения (...) которых ночью не раз вид..ли мес..ные ж..тели ( ...) а так(же) слыш..ли какие-то г..л..са (...) из развал..н (...) здания (...). Так(же) ход..т л..генды (...) о кладах (...) и подземных лаб..ринтах (...) около Больш...го дворца (...).
(Из «Детской энциклопедии»)