Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак плюс или галочку. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Какие слова неверно определены как часть речи?
А синий (прилаг.)
синеть (глаг.)
синь (прилаг.)
синька (сущ.)
В веселье (сущ.)
весёлый (прилаг.)
весёлость (прилаг.)
веселить (глаг.)
С бег (глаг.)
бежать (глаг.)
беглец (сущ.)
беглый (прилаг.)
Ответ:
А — синь; В — весёлость; С — бег.
2. Какие имена существительные неверно отнесены к 1-му склонению?
А ступня В воевода С кастрюля
кошка доля настурция
брош(?) эстрада стройка
юноша овощ(?) природа
Ответ:
А — брошь; В — овощ; С — настурция.
3. Какие имена существительные неверно отнесены ко 2-му склонению?
А кремень В церковь С оконце
батон полотенце кофе
полотно май каравай
дань пельмень хвощ(?)
Ответ:
А — дань; В — церковь; С — кофе.
4. Какие имена существительные неверно отнесены к 3-му склонению?
А стриж(?) В степь С глубь
морковь бровь сталь
кровь лож(?) шампунь
пыль сухарь постель
Ответ:
А — стриж; В — сухарь; С — шампунь.
5. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа?
А ворота В вороньё С чернила
сметана сани сани
серебро носки тряпьё
козлята валенки зерно
Ответ:
А — ворота; В — сани; С — чернила.
6. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?
А носилки В молодёжь С ножницы
добро сливки обувь
перила макароны гроза
телега джунгли сомнение
Ответ:
А — добро; В — молодёжь; С — обувь.
7. Какие признаки не относятся к имени существительному?
А склонение В лицо С падеж
время род спряжение
Ответ:
А — время; В — лицо; С — спряжение.
8. Просклоняйте существительное.
А лекторий
В станция
С стремление
Ответ: —
9. Отметьте те существительные в парах, которые соответствуют грамматической норме.
А учителя — учители инженеры — инженера
В шофёры — шофера выборы — выбора
С директоры — директора слесари — слесаря
Ответ:
А — учителя, инженеры; В — шофёры, выборы; С — директора, слесари.
10. Отметьте те существительные в парах, которые соответствуют грамматической норме.
А мест — местов
сапог — сапогов
цаплей — цапель
В чулков — чулок
солдат — солдатов
хозяев — хозяинов
С носок — носков
апельсин — апельсинов
грузин — грузинов
Ответ:
А — мест, сапог, цапель; В — чулок, солдат, хозяев; С — носков, апельсин, грузин.
11. Укажите слова, в которых пропущена буква а.
А п..пугай В зо..сад С скв..рец
выг.. варивать чел..веческий в..кзал
с..рока пл..ток п..лисадник
пос..дить уг..щать к..тлета
Ответ:
А — посадить; В — платок; С — палисадник.
12. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в дательном, родительном и предложном падежах.
А соль В речь С Петя
кружка пение Марья
слон Ваня Мария
Ответ:
А — соль; В — речь; С — Мария.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовое задание.
Лесной ручей
Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной.
Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.
Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов. Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.
На пути явилась широкая низина. Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью.
Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и насел на ручей, и шевелит всеми своими длинными ножками.
Семена елей плывут и осин.
Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время.
В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и это и есть самая жизнь.
Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону, скучно становится.
Вот уже двенадцатый год, как я рано, неодетой весной, прохожу вырубкой к своему ручью. Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы, что дикая вырубка стала как сад: каждый куст, каждую сосенку, ёлочку обласкал я, и они все стали моими, и это всё равно, что я их посадил, это мой собственный сад.
Из этого «сада» я вернулся к ручью. Но что такое с ним случилось? Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина в другую. Может быть, ручей разделился, потому что одна вода решила, что её путь раньше приведёт к цели, а другая в другой стороне увидела более короткий путь. Но вот они обежали большой круг, заключили большой остров и вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.
И глаз мой обласкан, и стало мне лучше, что и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к тёплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком земли я первый вошёл в цветущий мир.
Ручей мой пришёл в океан.
(По М. Пришвину)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Душа леса — деревья, кусты, цветы, звери и птицы.
б) Ручей, пробираясь через лес, постоянно борется за свою жизнь.
в) Нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.
г) Вода ручья всегда разделяется в поисках более короткого пути к океану.
Ответ: 3.
2. Выберите правильное продолжение предложения. Автор привязался к ручью...
а) потому что ручей — это душа леса, сама жизнь
б) потому что за ручьём интересно наблюдать
в) потому что ручей как живой человек
г) потому что ручей красиво журчит
Ответ: 1.
3. О чём хотел сказать автор?
а) об одиночестве человека
б) о дружбе человека и ручья
в) о жизни ручья в лесу
г) о вечной тайне природы, которая живёт в ручье
Ответ: 4.
4. Какое предложение лучше всего помогает понять основную тему текста?
а) Новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается.
б) Нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли ручей попадёт в океан к свободной воде, и это и есть самая жизнь.
в) Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к тёплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком земли я первый вошёл в цветущий мир.
г) Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина в другую.
Ответ: 3.
5. Какова главная мысль текста?
а) Человек в природе черпает силы, любовь к жизни и чувствует себя от этого по-настоящему счастливым.
б) Ручей — это самая главная загадка природы.
в) Вода всегда, соединяясь в один поток, приходит в океан.
г) Когда общаешься с природой, не хочется больше ни к чему стремиться.
Ответ: 1.
6. Как в тексте описывается ручей?
7. На что, по-вашему, похож ручей? Объясните.
8. Напишите о том, какие мысли и чувства у вас возникают на природе в лесу. Объясните почему.