Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Тестовые задания

I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак плюс или галочку. Возможное количество ответов — от одного до трёх.

  1. Какие слова неверно определены как часть речи?

  А синий (прилаг.)

  синеть (глаг.)

  синь (прилаг.)

  синька (сущ.)

  В веселье (сущ.)

  весёлый (прилаг.)

  весёлость (прилаг.)

  веселить (глаг.)

  С бег (глаг.)

  бежать (глаг.)

  беглец (сущ.)

  беглый (прилаг.)

Ответ:

  А — синь; В — весёлость; С — бег.

  2. Какие имена существительные неверно отнесены к 1-му склонению?

  А ступня     В воевода   С кастрюля

  кошка       доля       настурция

  брош(?)    эстрада    стройка

  юноша      овощ(?)    природа

Ответ:

  А — брошь; В — овощ; С — настурция.

3. Какие имена существительные неверно отнесены ко 2-му склонению?

  А кремень   В церковь   С оконце

  батон      полотенце   кофе

  полотно    май      каравай

  дань      пельмень  хвощ(?)

Ответ:

  А — дань; В — церковь; С — кофе.

4. Какие имена существительные неверно отнесены к 3-му склонению?

  А стриж(?)   В степь    С глубь

  морковь    бровь      сталь

  кровь      лож(?)      шампунь

  пыль      сухарь      постель

Ответ:

  А — стриж; В — сухарь; С — шампунь.

5. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа?

  А ворота     В вороньё   С чернила

  сметана    сани      сани

  серебро    носки      тряпьё

  козлята      валенки    зерно

Ответ:

  А — ворота; В — сани; С — чернила.

6. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?

  А носилки   В молодёжь С ножницы

  добро      сливки      обувь

  перила    макароны  гроза

  телега    джунгли    сомнение

Ответ:

  А — добро; В — молодёжь; С — обувь.

7. Какие признаки не относятся к имени существительному?

  А склонение В лицо       С падеж

  время       род      спряжение

Ответ:

  А — время; В — лицо; С — спряжение.

8. Просклоняйте существительное.

  А лекторий

  В станция

  С стремление

Ответ:

9. Отметьте те существительные в парах, которые соответствуют грамматической норме.

  А учителя — учители инженеры — инженера

  В шофёры — шофера выборы — выбора

  С директоры — директора слесари — слесаря

Ответ:

  А — учителя, инженеры; В — шофёры, выборы; С — директора, слесари.

10. Отметьте те существительные в парах, которые соответствуют грамматической норме.

  А мест — местов

  сапог — сапогов

  цаплей — цапель

  В чулков — чулок

  солдат — солдатов

  хозяев — хозяинов

  С носок — носков

  апельсин — апельсинов

  грузин — грузинов

Ответ:

  А — мест, сапог, цапель; В — чулок, солдат, хозяев; С — носков, апельсин, грузин.

11. Укажите слова, в которых пропущена буква а.

  А п..пугай    В зо..сад      С скв..рец

  выг.. варивать  чел..веческий    в..кзал

  с..рока      пл..ток      п..лисадник

  пос..дить      уг..щать      к..тлета

Ответ:

  А — посадить; В — платок; С — палисадник.

12. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в дательном, родительном и предложном падежах.

  А соль      В речь       С Петя

  кружка      пение      Марья

  слон      Ваня      Мария

Ответ:

  А — соль; В — речь; С — Мария.

II. Прослушайте текст. Выполните тестовое задание.

Лесной ручей

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри.

Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.

Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов. Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.

На пути явилась широкая низина. Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью.

Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и насел на ручей, и шевелит всеми своими длинными ножками.

Семена елей плывут и осин.

Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время.

В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и это и есть самая жизнь.

Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону, скучно становится.

Вот уже двенадцатый год, как я рано, неодетой весной, прохожу вырубкой к своему ручью. Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы, что дикая вырубка стала как сад: каждый куст, каждую сосенку, ёлочку обласкал я, и они все стали моими, и это всё равно, что я их посадил, это мой собственный сад.

Из этого «сада» я вернулся к ручью. Но что такое с ним случилось? Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина в другую. Может быть, ручей разделился, потому что одна вода решила, что её путь раньше приведёт к цели, а другая в другой стороне увидела более короткий путь. Но вот они обежали большой круг, заключили большой остров и вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.

И глаз мой обласкан, и стало мне лучше, что и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к тёплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком земли я первый вошёл в цветущий мир.

Ручей мой пришёл в океан.

(По М. Пришвину)

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

  а) Душа леса — деревья, кусты, цветы, звери и птицы.

  б) Ручей, пробираясь через лес, постоянно борется за свою жизнь.

  в) Нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.

  г) Вода ручья всегда разделяется в поисках более короткого пути к океану.

Ответ: 3.

2. Выберите правильное продолжение предложения. Автор привязался к ручью...

  а) потому что ручей — это душа леса, сама жизнь

  б) потому что за ручьём интересно наблюдать

  в) потому что ручей как живой человек

  г) потому что ручей красиво журчит

Ответ: 1.

3. О чём хотел сказать автор?

  а) об одиночестве человека

  б) о дружбе человека и ручья

  в) о жизни ручья в лесу

  г) о вечной тайне природы, которая живёт в ручье

Ответ: 4.

4. Какое предложение лучше всего помогает понять основную тему текста?

  а) Новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается.

  б) Нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли ручей попадёт в океан к свободной воде, и это и есть самая жизнь.

  в) Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к тёплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком земли я первый вошёл в цветущий мир.

  г) Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина в другую.

Ответ: 3.

5. Какова главная мысль текста?

  а) Человек в природе черпает силы, любовь к жизни и чувствует себя от этого по-настоящему счастливым.

  б) Ручей — это самая главная загадка природы.

  в) Вода всегда, соединяясь в один поток, приходит в океан.

  г) Когда общаешься с природой, не хочется больше ни к чему стремиться.

Ответ: 1.

6. Как в тексте описывается ручей?

7. На что, по-вашему, похож ручей? Объясните.

8. Напишите о том, какие мысли и чувства у вас возникают на природе в лесу. Объясните почему.