Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное
Темы и тексты для мини-сочинений
Тексты
Рекомендуется для темы «Описание животного»
1. Прочитайте текст.
Петух был красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные сине-чёрные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр. На улице делал к противнику два- три неторопливых шага, будто предлагал подумать ещё раз. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле, как плащ.
(По Е. Носову)
2. Выберите верный вариант темы.
а) Красавец и храбрец петух.
б) Несносный забияка.
в) Любой противник петуху не страшен.
3. Выберите верный вариант главной мысли.
а) Повадки петуха.
б) Полюбуйтесь смелым и красивым петухом.
в) Ну и характер!
4. Составьте план приведённого текста.
5. Выберите для описания какое-либо животное (лису, зайца, медведя; может быть, жирафа, слона, кенгуру и т. д.). Составьте текст, в котором опишите это животное, и включите в описание образные сравнения.
Рекомендуется для темы «Повторение»
Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. Используйте в тексте прилагательные. Подчеркните их в соответствии с синтаксической функцией.
А 1) Слово бьёт иногда насмерть. (Александр Грин) 2) Дело художника — рождать радость. (Константин Паустовский)
В 1) Охранять природу — значит охранять Родину. (Михаил Пришвин)
2) Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить высокое звание — Человек. (Константин Паустовский)
С 1) Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дёргать повода во все стороны, конь превратится в клячу. (Максим Горький)
2) Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье. (Сергей Есенин)