Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
Диктанты

Глагол как часть речи

  Словарный диктант. Какие слова относятся к глаголам?

Пробежаться, бескрайний, щедрость, удивительный, печка, уважение, шов, шёпот, развязать, подсказка, отбивать, беззаботность, чёлка, излагать.

Не с глаголом

Словарный диктант. Какие глаголы пишутся с не раздельно?

Невзлюбить, ненавидеть, не знать, не рассказать, негодовать, не встретиться, не стараться, не завидовать, недоумевать, не рассветает, неистовствовать.

Неопределённая форма глагола

  Выборочный диктант. Выпишите глаголы в неопределённой форме.

а) Могу вам твёрдо обещать:

Я вас не стану просвещать —

Кто может сам ловить мышей,

Не станет мучить малышей!..

б) Тот, кто не был в Африке,

Пусть не забывает:

Иногда и в Африке

Холодно бывает!

Можно даже в Африке

Промокнуть под дождём,

Зверю даже в Африке

Нужен тёплый дом...

в) Хватать, глотать умеют ЩУКИ —

Другой не нужно им науки!

      (Б. Заходер)

Правописание -тся — -ться в глаголах

  Словарный диктант. Какой глагол пишется без ь?

Маят..ся от безделья, надеят..ся на лучшее, мне нравит//ся пейзаж, поправит..ся на килограмм, будем развлекат//ся, катат..ся на велосипеде, нужно решит..ся на смелый поступок.

  Выборочный диктант. Запишите:

  А глаголы и подчеркните среди них те, в которых пишется ь;

  В 1) глаголы, распределив их по следующим группам: а) глаголы в неопределённой форме, б) глаголы в форме 3-го лица; 2) определите у выписанных глаголов спряжение;

  С 1) глаголы, распределив их в соответствии с формами (личными, неопределённой), в которых они употребляются; 2) подчеркните среди выписанных слов глаголы II спряжения.

Лесные приметы

Чтобы не заблудиться в лесу, нужно ознакомиться с приметами. Мир примет отличается бесконечным разнообразием. Становится радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. Каждую осень ты встречаешься всё с тем же огненным кустом рябины или зарубкой на сосне. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается зрение, тоньше обоняние.

Дым костра — одна из примет. То он поднимается столбом к небу, струится вверх; то стелется туманом по траве; то начинает метаться вокруг огня. Поглядишь на дым, и можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова солнце поднимется в синей прохладе.

(По материалам журнала «Всемирный следопыт»)

Виды глагола

  Выборочный диктант. Выпишите глаголы совершенного и несовершенного вида, распределив их по группам.

Недавно в Гватемале нашли маски древних богов. Они свидетельствовали о том, что культура майя распространилась в этом регионе на сотни лет раньше, чем предполагали учёные. Пару масок, которые датируются примерно 150 годом до н. э., выкопали из земли в древнем гватемальском городе Сиваль. Маски украшали лестницу, которая вела в комнату одной из пирамид города. Археологи также обнаружили несколько кувшинов и каменную табличку с надписями и изображением царя майя.

(По материалам журнала «Всемирный следопыт»)

Буквы е — и в корнях с чередованием

  Словарный диктант. В каких словах нет орфограммы «Буквы е — и в корнях с чередованием»?

Разжигать костёр, измерять длину, разбирать сооружение, развивать мысль, растереть спину, подпирать дверь, поседеть от страха, блеснуть знаниями.

Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее

  Выборочный диктант. Выпишите глаголы настоящего и прошедшего времени, распределив их по группам.

Наступила в Африке

Грустная пора:

Ливень так и хлещет,

Льёт как из ведра.

Льёт без остановки,

Льёт без передышки.

Плохо в это время

Маленькой Мартышке!

Прячутся все звери

Дома в эту пору:

Кто сидит в пещере,

Кто забрался в нору,

Кто в гнездо забился,

Кто залез в дупло.

Хорошо им дома —

Сухо и тепло.

Плохо, очень плохо

Маленькой Мартышке!

Ручки посиневшие

Спрятала под мышки,

Съёжилась на ветке,

Кашляет, чихает...

А свирепый ливень

Всё не утихает!

      (Б. Заходер)

Спряжение глагола

  Словарный диктант. Какие глаголы относятся к I спряжению?

Расстроиться, обидеть, застелить, сидеть, смотреть, бороться, покрыть, видеть, греметь, свистеть, раструбить, стричь, пилить, веять.

  Диктант с творческим заданием. Дополните текст 3 — 5 предложениями, используя глаголы в настоящем времени. Придумайте для текста название.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то со всей силы бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как ветвистые золотые деревья, которые вырвали с корнем.

Радуги сверкают над дымной сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

(По К. Паустовскому)

Задание: 1. Подчеркните глаголы I (или II) спряжения. 2. Выпишите 1 — 2 глагола в форме прошедшего времени.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

  Словарный диктант. Какие глаголы стоят в неопределённой форме?

Посмотришь и увидишь, прочитаешь и перескажешь, померишь и купишь, подумаешь и примиришься, стричься и бриться, выстираешь и выгладишь, встретишь и поздороваешься.

Употребление глаголов в форме одного из времён

  Диктант. Какой глагол настоящего времени употреблён в значении будущего?

  1) Девочка подошла, а кукла вдруг как раскроет глаза и как взглянет на неё.

  2) Солнышко скоро заглянет в окошко.

  3) Ночь проходит, и к утру наш отряд оказался рядом с деревней.

  4) Я сегодня после уроков сразу ухожу на тренировку.

  5) Скоро мы устроим настоящий праздник!

Повторение

  Выборочный диктант.

  Распределите и запишите глаголы по группам в соответствии с типом спряжения.

Полдень в африке

Стоит жаркий полдень в саванне. Животных клонит в сон. Во время сна львы тяжело дышат и вздыхают, словно люди. Слоны беспрестанно обмахиваются ушами, будто огромными веерами.

Травоядные держатся от хищников на почтительном расстоянии. Жирафы укрываются в тени кустов и деревьев. Маленькие антилопы прячутся в высокой траве. Травоядные часто отдыхают с закрытыми глазами, однако это не значит, что они спят. Они только дремлют и при этом машут хвостами, а уши у них шевелятся. При малейшей опасности они бросятся в бегство.

(Из «Детской энциклопедии»)

  Диктант с грамматическим/творческим заданием Жила-была девочка Наташа.

Девочка как девочка, нос пуговкой, щёки с веснушками, в глазах искорки и две косички.

Очень любила Наташа одна по лесу бродить. Многое увидишь и услышишь, когда нет никого вокруг! Там мышонок сухие листья ворошит. Тут ящерка за мухой охотится. Можно и ёжика услышать. Его всегда сначала услышишь, а потом увидишь. Когда тихо, ёж никого не боится. Поэтому он шуршит и трещит в кустах, будто большой зверь пробирается.

Знала Наташа, где в лесу рябчики в песке купаются, где белка живёт, где птички гнёзда свили, где можно найти старого знакомого и ужасно любопытного дятла, где охотятся за лягушками ужи.

Много интересного и особенного видела девочка. Но самое важное было в том, что Наташа решила выучиться лесным языкам. Сначала она одолела птичьи языки, потом научилась понимать деревья. Слушать

деревья было Наташе интересно. Они шёпотом рассказывают друг другу разные истории.

И вот какую историю девочка услышала однажды от старого дуба.

(Н. Соловьёва)

Задание: допишите текст.

  А 1) Подчеркните глаголы в неопределённой форме. 2) Определите их спряжение.

  В 1) Подчеркните глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. 2) Определите их спряжение и вид.

  С 1) Выпишите по 4 — 5 глаголов I и II спряжения. 2) Выполните морфологический разбор 2 — 3 выписанных глаголов.