Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
Диктанты
Глагол как часть речи
Словарный диктант. Какие слова относятся к глаголам?
Пробежаться, бескрайний, щедрость, удивительный, печка, уважение, шов, шёпот, развязать, подсказка, отбивать, беззаботность, чёлка, излагать.
Не с глаголом
Словарный диктант. Какие глаголы пишутся с не раздельно?
Невзлюбить, ненавидеть, не знать, не рассказать, негодовать, не встретиться, не стараться, не завидовать, недоумевать, не рассветает, неистовствовать.
Неопределённая форма глагола
Выборочный диктант. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
а) Могу вам твёрдо обещать:
Я вас не стану просвещать —
Кто может сам ловить мышей,
Не станет мучить малышей!..
б) Тот, кто не был в Африке,
Пусть не забывает:
Иногда и в Африке
Холодно бывает!
Можно даже в Африке
Промокнуть под дождём,
Зверю даже в Африке
Нужен тёплый дом...
в) Хватать, глотать умеют ЩУКИ —
Другой не нужно им науки!
(Б. Заходер)
Правописание -тся — -ться в глаголах
Словарный диктант. Какой глагол пишется без ь?
Маят..ся от безделья, надеят..ся на лучшее, мне нравит//ся пейзаж, поправит..ся на килограмм, будем развлекат//ся, катат..ся на велосипеде, нужно решит..ся на смелый поступок.
Выборочный диктант. Запишите:
А глаголы и подчеркните среди них те, в которых пишется ь;
В 1) глаголы, распределив их по следующим группам: а) глаголы в неопределённой форме, б) глаголы в форме 3-го лица; 2) определите у выписанных глаголов спряжение;
С 1) глаголы, распределив их в соответствии с формами (личными, неопределённой), в которых они употребляются; 2) подчеркните среди выписанных слов глаголы II спряжения.
Лесные приметы
Чтобы не заблудиться в лесу, нужно ознакомиться с приметами. Мир примет отличается бесконечным разнообразием. Становится радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. Каждую осень ты встречаешься всё с тем же огненным кустом рябины или зарубкой на сосне. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается зрение, тоньше обоняние.
Дым костра — одна из примет. То он поднимается столбом к небу, струится вверх; то стелется туманом по траве; то начинает метаться вокруг огня. Поглядишь на дым, и можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова солнце поднимется в синей прохладе.
(По материалам журнала «Всемирный следопыт»)
Виды глагола
Выборочный диктант. Выпишите глаголы совершенного и несовершенного вида, распределив их по группам.
Недавно в Гватемале нашли маски древних богов. Они свидетельствовали о том, что культура майя распространилась в этом регионе на сотни лет раньше, чем предполагали учёные. Пару масок, которые датируются примерно 150 годом до н. э., выкопали из земли в древнем гватемальском городе Сиваль. Маски украшали лестницу, которая вела в комнату одной из пирамид города. Археологи также обнаружили несколько кувшинов и каменную табличку с надписями и изображением царя майя.
(По материалам журнала «Всемирный следопыт»)
Буквы е — и в корнях с чередованием
Словарный диктант. В каких словах нет орфограммы «Буквы е — и в корнях с чередованием»?
Разжигать костёр, измерять длину, разбирать сооружение, развивать мысль, растереть спину, подпирать дверь, поседеть от страха, блеснуть знаниями.
Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее
Выборочный диктант. Выпишите глаголы настоящего и прошедшего времени, распределив их по группам.
Наступила в Африке
Грустная пора:
Ливень так и хлещет,
Льёт как из ведра.
Льёт без остановки,
Льёт без передышки.
Плохо в это время
Маленькой Мартышке!
Прячутся все звери
Дома в эту пору:
Кто сидит в пещере,
Кто забрался в нору,
Кто в гнездо забился,
Кто залез в дупло.
Хорошо им дома —
Сухо и тепло.
Плохо, очень плохо
Маленькой Мартышке!
Ручки посиневшие
Спрятала под мышки,
Съёжилась на ветке,
Кашляет, чихает...
А свирепый ливень
Всё не утихает!
(Б. Заходер)
Спряжение глагола
Словарный диктант. Какие глаголы относятся к I спряжению?
Расстроиться, обидеть, застелить, сидеть, смотреть, бороться, покрыть, видеть, греметь, свистеть, раструбить, стричь, пилить, веять.
Диктант с творческим заданием. Дополните текст 3 — 5 предложениями, используя глаголы в настоящем времени. Придумайте для текста название.
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то со всей силы бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как ветвистые золотые деревья, которые вырвали с корнем.
Радуги сверкают над дымной сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
(По К. Паустовскому)
Задание: 1. Подчеркните глаголы I (или II) спряжения. 2. Выпишите 1 — 2 глагола в форме прошедшего времени.
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа
Словарный диктант. Какие глаголы стоят в неопределённой форме?
Посмотришь и увидишь, прочитаешь и перескажешь, померишь и купишь, подумаешь и примиришься, стричься и бриться, выстираешь и выгладишь, встретишь и поздороваешься.
Употребление глаголов в форме одного из времён
Диктант. Какой глагол настоящего времени употреблён в значении будущего?
1) Девочка подошла, а кукла вдруг как раскроет глаза и как взглянет на неё.
2) Солнышко скоро заглянет в окошко.
3) Ночь проходит, и к утру наш отряд оказался рядом с деревней.
4) Я сегодня после уроков сразу ухожу на тренировку.
5) Скоро мы устроим настоящий праздник!
Повторение
Выборочный диктант.
Распределите и запишите глаголы по группам в соответствии с типом спряжения.
Полдень в африке
Стоит жаркий полдень в саванне. Животных клонит в сон. Во время сна львы тяжело дышат и вздыхают, словно люди. Слоны беспрестанно обмахиваются ушами, будто огромными веерами.
Травоядные держатся от хищников на почтительном расстоянии. Жирафы укрываются в тени кустов и деревьев. Маленькие антилопы прячутся в высокой траве. Травоядные часто отдыхают с закрытыми глазами, однако это не значит, что они спят. Они только дремлют и при этом машут хвостами, а уши у них шевелятся. При малейшей опасности они бросятся в бегство.
(Из «Детской энциклопедии»)
Диктант с грамматическим/творческим заданием Жила-была девочка Наташа.
Девочка как девочка, нос пуговкой, щёки с веснушками, в глазах искорки и две косички.
Очень любила Наташа одна по лесу бродить. Многое увидишь и услышишь, когда нет никого вокруг! Там мышонок сухие листья ворошит. Тут ящерка за мухой охотится. Можно и ёжика услышать. Его всегда сначала услышишь, а потом увидишь. Когда тихо, ёж никого не боится. Поэтому он шуршит и трещит в кустах, будто большой зверь пробирается.
Знала Наташа, где в лесу рябчики в песке купаются, где белка живёт, где птички гнёзда свили, где можно найти старого знакомого и ужасно любопытного дятла, где охотятся за лягушками ужи.
Много интересного и особенного видела девочка. Но самое важное было в том, что Наташа решила выучиться лесным языкам. Сначала она одолела птичьи языки, потом научилась понимать деревья. Слушать
деревья было Наташе интересно. Они шёпотом рассказывают друг другу разные истории.
И вот какую историю девочка услышала однажды от старого дуба.
(Н. Соловьёва)
Задание: допишите текст.
А 1) Подчеркните глаголы в неопределённой форме. 2) Определите их спряжение.
В 1) Подчеркните глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. 2) Определите их спряжение и вид.
С 1) Выпишите по 4 — 5 глаголов I и II спряжения. 2) Выполните морфологический разбор 2 — 3 выписанных глаголов.