Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Укажите глаголы, которые не относятся к I спряжению.
А купаться В лететь С бросать
гнать мыть вертеться
слушать нестись сеять
петь испечь лечь
Ответ:
А — гнать; В — лететь; С — вертеться.
2. Укажите глаголы, которые не относятся ко II спряжению.
А видеть В оформить С ненавидеть
повалить лепить солить
кормить чистить лаять
скрыться брить гудеть
Ответ:
А — скрыться; В — брить; С — лаять.
3. Составьте по два словосочетания к каждой схеме:
глагол + существительное в В. п.
глагол + существительное в Т. п. с предлогом
глагол + существительное в В. п. с предлогом
Ответ: —
4. Укажите глаголы, не имеющие значения «перемещение в пространстве».
а) отодвинуться
б) перебежать
в) крутиться
г) проживать
Ответ:
Проживать, крутиться.
5. Укажите глаголы, не имеющие значения «нахождение где-либо».
а) находиться
б) пролегать
в) переключить
г) раствориться
Ответ:
Переключить, раствориться.
6. Укажите глаголы, не относящиеся к глаголам речи.
а) убедить
б) сомневаться
в) произнести
г) сказывать
Ответ:
Убедить, сомневаться.
7. Отметьте глаголы совершенного вида.
А расти В потерять С затягивать
рассмеяться запутываться сесть
прыгать устроить грести
истратить грустить съесть
Ответ:
А — рассмеяться, истратить; В — потерять, устроить; С — сесть, съесть.
8. Образуйте видовую пару для глаголов.
А касаться В замечать С говорить
беречь открывать брать
Ответ: —
9. Отметьте слова, в которых пропущена буква и.
А зап..реть В ц..рковой С на ручк..
выт..реть отп..чатки на ц..почках
проб..раться зам..реть о Дарь..
ц..плёнок в клетк.. о мыш..
Ответ:
А — пробираться; В — цирковой; С — о мыши.
10. Отметьте слова, в которых пропущена буква е.
А зам..реть В изм..ритель С зам..рять
м..ролюбивый зам..рать ум..ротворить
ум..реть м..рцать м..рещиться
Ответ:
А — замереть, умереть; В — измеритель, мерцать; С — замерять, мерещиться.
11. Отметьте слова с неправильным ударением.
а) начать — начать
б) понять — понять
в) принять — принять
г) начала — начала
Ответ:
Начать, понять, принять, начала.
12. Допишите предложение, чтобы оно стало сложным.
А Мандарин был безвкусный, и ...
Изо всех сил тренируешься, а ...
Котёнок схватил старый тапочек ...
В Шофёр резко остановил машину, чтобы ...
В трубе загудел весенний ветер, когда ...
На улице полыхали зарницы, и ...
С Яичница быстро зажарилась, а ...
Фиолетовые ирисы с жёлтыми серединками возвышались на клумбе, и ...
Во дворе растеклась огромная лужа, поэтому ...
Ответ: —
13. Отметьте слова, в которых пропущена буква о.
А м..к..роны В д..бавить С ск..в..родка
х..рошенько к..стрюля абрак..дабра
выв..лить м..трёшка б..тончик
Ответ:
А — хорошенько; В — добавить; С — сковородка.
II. Прослушайте рассказ. Выполните тестовое задание.
Счастливый жучок
Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они из разных концов деревни.
— Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.
Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими, как осенние цветы, глазами, подумала и сказала:
— Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.
Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна Красное Солнышко:
— Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются все из своих трещинок, щёлок.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые, кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.
Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:
— Вот я к вам прилетела с тёплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость и счастье, чтобы вы могли весело летать и бегать по полям и лесам?
Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:
— Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы все некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы разлетимся в разные стороны, будем кружить над цветами, радоваться твоему приходу.
— Хорошо, — ответила им Весна и начала наряжать каждого.
— Бабочке-белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице — нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в чёрный бархат с белой каёмкой по концам крыльев. Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела она в голубую лёгкую кисею. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее, с тёмными и голубыми крапинками.
Решили принарядиться и важные, степенные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог — в коричневый да ещё присадил себе в виде украшения на голову длинный рог. Навозный жук выбрал тёмно-синий костюм. Дольше всех никак не мог подыскать подходящую одежку жучок-бронзовка. Наконец и он надел на себя кафтан — золотисто-зелёный, нарядный.
Много ещё красивых одежд раздала Весна разным бабочкам, жукам, проворным стрекозам и весёлым скакунам-кузнечикам.
— Ну, кажется, всем я угодила, — сказала Весна, — теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу.
В это время набежал ветерок, приподнял с земли прошлогодний завядший лист.
Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож. Скорее походил на какого-то бурого червячка.
— Кто ты такой? — спросила его Весна. — Как тебя звать?
— Меня зовут Ивановым червячком, — ответил ей незнакомец.
— Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд?
Жучок-червячок взглянул на Весну и ответил:
— А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу. Мне не надо яркого платья — я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Зачем мне красивый наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно.
Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя от неё не просит. А потом подумала и поняла: да ведь он и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живёт одним общим счастьем.
И тут же решила Весна: «Подарю я ему крохотный голубой фонарик. Пусть он зажигает его каждый вечер и светит всю ночь. Пусть этот фонарик горит, как яркая звёздочка в тёмной ночной траве, и напоминает обитателям леса о том, что счастье никогда не меркнет, даже в самую тёмную ночь...»
Вот и сказке конец, — улыбнулась бабушка Дарья. Она замолчала, глядя вдаль за околицу. Там, за рекой, над синим простором лугов, уже загорались первые звёзды.
Ребята тоже притихли. О чём они думали? Может быть, о счастливом Ивановом червячке, который, наверное, уже выбрался из-под увядшей листвы и зажигает в ночном лесу свой неяркий голубой огонёк. А может, о том, как хорошо уметь в жизни радоваться за других, радоваться и знать, что твоя звёздочка освещает не только твоё, но и чужое счастье.
(По Г. Скребицкому)
1. Какое утверждение соответствует содержанию данного текста?
а) Бабочки, жучки, стрекозы и кузнечики, звери явились на просторную лесную поляну, где их ждала Весна.
б) Одела Весна мотыльков в пёстрые платьица.
в) Невзрачный бурый жучок-червячок сидел под прошлогодним завядшим листом.
г) Подарила Весна жучку-червячку маленький фонарик, чтобы ему не было обидно и одиноко в ночном лесу.
Ответ: 3.
2. Почему Иванов червячок отказался от нарядов Весны?
а) Он и так чувствовал себя счастливым, потому что всё ожило, тепло и лес нарядно одет.
б) Жучок выползает из листвы только ночью, а в темноте красивые одежды не нужны.
в) Жучку-червячку было всё равно, как он выглядит.
г) Невзрачный жучок ожидал другого подарка от Весны.
Ответ: 1.
3. О чём автор хотел сказать?
а) О том, как жучок-червячок стал светлячком.
б) О том, как всё меняется с приходом Весны.
в) О том, что настоящее счастье заключается в умении радоваться не за себя одного, а за всех и жить одним общим счастьем.
г) О том, что бабушка Дарья — настоящая сказочница, которую любят дети.
Ответ: 3.
4. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста?
а) Принесла Весна с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков.
б) — Ну, кажется, всем я угодила, — сказала Весна, — теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу.
в) — А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу.
г) Как хорошо уметь в жизни радоваться за других, радоваться и знать, что твоя звёздочка освещает не только твоё, но и чужое счастье!
Ответ: 4.
5. Какова основная мысль текста?
а) Весна приносит радость, солнце, тепло, дарит жизнь.
б) Настоящее счастье никогда не меркнет.
в) Скромность украшает.
г) Детям нужны добрые и поучительные сказки.
Ответ: 2.
6. Каким другим словом можно заменить выделенное прилагательное в предложении Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка?
а) некрасивый
б) неприметный
в) неказистый
г) скромный
Ответ: 2.
7. Напишите, почему бабочки и жуки были рады нарядам, которые им подарила Весна.
8. Напишите, почему Весна решила жучку-червячку подарить маленький голубой фонарик.
9. Понравился ли вам этот рассказ? Объясните почему.