Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
Материал для самостоятельных и контрольных работ

Задание 1. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Выполните задания после текста.

Он вход..т в порт, огромный, (не)уклюжий,

Обглоданный ветрами пар..ход,

Из труб кудел..ю, душной и верблюж..ей,

Сп..лза..т дым и за корму плывёт.

А порт не спит... Товарные в..гоны

По рельсам двиг..ются и скр..пят...

Теч..т зерно струёй (не)уг..монной,

И груз..ики у сходен г..л..сят.

И дни т..кут, пропахшие душистой

Пш..ничной пылью, дымом и смолой;

Всё тот(же) зной, т..мительный и мглистый,

И плач..щий мартын над г..л..вой...

      (Э. Багрицкий)

  А 1) Подчеркните глагол.

  2) Выпишите один из глаголов и выполните его морфологический разбор.

  В 1) Выпишите глаголы II спряжения.

  2) Выполните морфемный и словообразовательный разбор одного из выписанных глаголов.

  С 1) Выпишите глаголы I спряжения.

  2) Подчеркните глаголы, употребленные в тексте в переносном значении. Подберите к ним, если возможно, синонимы.

Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Там, где букву вставлять не нужно, поставьте соединительный знак

Встреча двух разных народов всегда в..дёт к обмену идеями техн..логиями и культурой. Это мож..т сп..со..ствовать обог..щению опыта этих народов улу..шению традиц..онного уклада жиз..ни. Однако если один из народов став..т себя выше, он (не)изменно стр..мит..ся к заво..ванию и угн..тению другого. История из..билует примерами м..грации народов или наше..ствия армий навязывания р..лигии языков и образа жиз..ни людям которые либо прин..мали новый уклад жиз..ни либо вым..рали либо о..теснялись на обоч..ну истории. Сегодня существу..т множ..ство примеров как успешного соприк..сновения культур, так и погл..щения одной культуры другой. Вмес..те с тем успешное развитие (не)которых мног..нац..ональных общин — примеры конструктивного соприкосновения культур.

(Из «Большой книги знаний»)

  А 1) Выпишите из текста 3 — 4 глагола. Укажите их вид. 2) Выпишите 1—2 словосочетания по схеме: глагол + существительное в В. п.; глагол + существительное в Т. п.

  В 1) Выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.

  Подберите к нему видовую пару.

  2) Выделите корень в выписанном глаголе. Докажите примерами, что данный корень имеет омонимы.

  С 1) Выпишите отглагольные существительные:

  а) с чередующейся гласной в корне;

  б) с чередующейся согласной в корне.

  2) Выполните их морфемный и словообразовательный разбор.

  3) Охарактеризуйте постоянные признаки глаголов, от которых образованы данные существительные.

Задание 3. 1. Выберите из данной ниже группы глаголы в соответствии с указанными значениями. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Расп..л..гаться, переб..гать, ос..зать, ш..гать, т..шнить, уд..рать, прол..гать, обм..рать, об..нять, пом..щаться, вост..ргаться, ул..тать, нах..диться, сод..ржаться, прил(е,и)гать, зн..бить.

  А глаголы со значением перемещения

  В глаголы со значением нахождения

  С глаголы со значением чувственного    ощущения

Ответ:

  Глаголы со значением перемещения: перебегать, шагать, удирать, улетать.

  Глаголы со значением нахождения: располагаться, пролегать, помещаться, находиться, содержаться, прилегать.

  Глаголы со значением чувственного ощущения: осязать, тошнить, обмирать, обонять, восторгаться, знобить.

  2. Отметьте (если есть) глаголы II спряжения; подчеркните разноспрягаемые глаголы.

3. Образуйте от выписанных глаголов форму прошедшего времени любого числа и составьте с 3 — 4 из них сложные предложения. Подчеркните сказуемые.

Задание 4. Подберите видовую пару для глаголов несовершенного вида. Выберите три видовые пары и составьте с ними предложения, чтобы оба глагола были употреблены.

  А собирать  В капать    С дожидаться

    печь      смотреть    заметать

    покупать    строить    осваивать

Задание 5. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Р..стислав заст..лил п..стель выгнал из своего каб..нета оз..рного ч..рного кота Ц..гана зап..р дверь и, не позавтр..кав, на г..лодный ж..лудок отправ..лся на б..зар за разными вкус..ност..ми: за твор..гом см..таной свеж..нькой курят..нкой а так(же) ов.ощами и фруктами которые он об..жал и погл..щал в огромном ко..личестве в с..ставе с..латов, заправленных ма..онезом или р..стительным маслом.

  А 1) Выпишите глаголы несовершенного вида. Определите их спряжение, а также те непостоянные признаки, которые они имеют.

  2) Выпишите однокоренные слова. Допишите к ним 2 — 3 примера. Выделите корень.

  В 1) Выпишите глаголы с чередующейся гласной в корне. Выполните их морфологический разбор.

  2) Выпишите из текста прилагательные, к которым можно подобрать однокоренные глаголы. Запишите эти глаголы. Определите их спряжение и вид.

  С 1) Выпишите глаголы, которые имеют видовую пару. Запишите к ним глаголы, соотносящиеся по виду.

  2) Выпишите существительное, которое имеет два варианта постановки знака ударения. Составьте с ним сложное предложение. Подчеркните грамматическую основу.

Задание 6. 1. Расставьте ударение в приведённых глаголах.

  А Повторит, начать, принять, понять, поняла.

  В Вручат, начал, начала, клеить, понял.

  С Включат, ржавеют, вальсировать, облегчить, баловать.

Ответ:

  А Повтори́т, нача́ть, приня́ть, поня́ть, поняла́.

  В Вруча́т, звони́т, начала́, кле́ить, по́нял.

  С Включа́т, ржа́веют, вальси́ровать, облегчи́ть, балова́ть.

  2. Составьте словосочетания с глаголами по следующим схемам:

  а) глагол + существительное;

  б) глагол + существительное с предлогом;

  в) глагол + наречие;

  г) глагол -I- местоимение с предлогом;

  д) глагол + словосочетание.

Задание 7. Продолжите каждый ряд глаголами, подходящими по смыслу (три-четыре слова). Выделите в глаголах окончание. Вставьте пропущенные буквы.

  А Листья верт..тся, круж..тся, ...

  Спорт..мен трен..ру..тся, плава..т, ...

  В Ребёнок хныч..т, капризнич..ет, ...

  Учитель об..ясня..т, хмур..тся, ...

  С Девушка улыба..тся, прихорашива..ется, ...

  Ураган ревёт, во..т, ...

Задание 8. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Допишите предложения, чтобы они стали сложными.

  А Ты прочита..ш.. эту книгу, а ...

  Ш..колад был слишком сла..кий, ...

  В Изо всех сил стр..миш..ся к поставленной цел.., но ...

  Все ра(с,сс)читывали на весёлые к..никулы, потому что ...

  С Ко..ники пришпор..ли лош..дей, чтобы ...

  На арену ц..рка с гик..ньем вык..тился на (четырёх)колёсном вел..с..педе рыжий клоун, и ...

  2. Подчеркните глаголы несовершенного вида.

Задание 9. 1. Вставьте пропущенные буквы.

Звезда

Глубок..й ночью каме..ного века

С..дели люди в шкурах у огня.

Как искры, в косм..с ул..тали звёзды,

Д..лёкий свет таинственно хр..ня.

Вокруг к..стра кружились молча звери.

Погасло пламя. И тогда в дыму

Вдруг человек схв..тил последний уголь

И бросил в зат..ившуюся тьму.

Ис..езли звери. Тьма сильней сгустилась.

И человек искал огонь в..зде...

И вдруг, найдя его в х..лодном небе,

Он в первый раз подумал о звезде.

      (В. Коржиков)

  А 1) Подчеркните глаголы совершенного вида.

  2) Подберите синонимы к слову тьма. Составьте с записанными словами-синонимами словосочетания.

  В 1) Подчеркните глаголы с приставками. Определите их спряжение.

  2) Выпишите существительное со значением «огонь, поднимающийся над горящим предметом». Подберите к нему синонимы. Составьте с записанными словами-синонимами словосочетания.

  С 1) Выпишите те глаголы, в корнях которых происходит чередование гласной и согласной. Приведите примеры. Графически укажите чередование.

  2) Выпишите слово-омоним. Приведите доказательства его омонимичности.