Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Повторение изученного в 1 - 4 класса
Тестовые задания

I. Рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.

  1. Укажите слова с орфографическими ошибками.

А ходьба      В мужчина      С коллектив

  заморозка      галлерея      терраса

  лесница      стружка      пончо

  хлопушка      местность      вирмешель

  алея      сковорода      зделка

  троллейбус      транвай      аллигатор

Ответ:

  А — лесница, алея; В — галлерея, транвай; С — вирмешель, зделка.

2. Укажите слова, в которых пишется ь.

А на..ёмный      В тер..ер      С ад..ютант

  с..ёжиться      об..езд      об..ёмный

  Мар..яна      из..ян      шест..сот

  предъявить      С..юзен      бул..он

  вороб..иха      гон. .щик      пил..щик

  мул..тфил..м      вол..ер      об..егорить

Ответ:

  А — Марьяна, воробьиха, мультфильм; В — терьер, Сьюзен, вольер; С — шестьсот, бульон, пильщик.

3. В каких предложениях есть слова с непроизносимой согласной?

  А Радужные чу..ства создавали хорошее настроение.

  Интерес..ное дело не может предполагать напра..ных усилий.

  Среди бантиков и ленточек виднелось прелес..ное лицо ребёнка.

  В Вельможа важно ше..ствовал по аллее среди многочисленной свиты.

  Чудес..ный день, однако, таил в себе скрытые опа..ности.

  Я был крес..ником самого знаменитого в Москве живописца.

  С На столе стояли такие я..ства, что сразу же проснулся аппетит.

  При ранении кос..ные ткани не задеты.

  Мои ровес..ники много времени отводили учёбе и спорту.

Ответ:

  А — 1, 3; В — 3; С — 2.

4. Определите, какие из указанных частей речи относятся к служебным.

  А глагол

  предлог

  В союз

  существительное

  С* числительное

  Частица

Ответ:

  А — предлог; В — союз; С — частица.

5. Какое существительное не относится к 3-му склонению?

  А прядь  В суш..     С зелень

  брош..      овощ..    церковь

  площадь    голубь    груздь

  плед      горсть    метель

  грош..      боль      перстень

Ответ:

  А — плед, грош; В — овощ, голубь; С — груздь, перстень.

6. В каких словах пишется ь?

  А (несколько) встреч.. В плеш..      С пресеч.,

    испеч..      (с) плеч..      луч..

    (с) круч..      пон..чик      цвет беж..

    меч..      плющ..      (от) груш..

    ёж колюч..      играли марш..   дет..ясли

Ответ:

  А — испечь; В — плешь; С — пресечь.

7. Укажите глаголы, которые не относятся к I спряжению.

  А ворковать   В зависеть   С спасти

    стеречь    прилечь    сеять

    сидеть    вздремнуть  сопеть

    бриться    покрыть    увидеться

    кричать    лежать      стричь

Ответ:

  А — сидеть, кричать; В — зависеть, лежать; С — сопеть, увидеться.

8. Укажите словосочетания, в которых пропущена буква е.

  А посв..тить фонариком

  посв..тить песню ветеранам

  В прож..вать по адресу

  прож..вать пищу

  С разр..дить ружьё

  разр..дить грядки

Ответ:

  А — посветить фонариком; В — прожевать пищу; С — разредить грядки.

9. Укажите существительные, в окончании которых пишется буква и.

  А на речк..    В в рощ..    С о Марь..

  по привычк..    в колодц..    в прибо..

  у свечк..      на стройк..    в картофел..

  в скафандр..    в морков..    на постел..

Ответ:

  А — у свечки; В — в моркови; С — на постели.

10. Отметьте словосочетания, в которых прилагательные согласуются с именем существительным в форме единственного числа творительного падежа.

  А на белом коне

  разорванным платком

  в глубокой печали

  В из раскидистого дуба

  на широкой печи

  с приветливой улыбкой

  С с огромной радостью

  из открытого окна

  у деревенской телеги

Ответ:

  А — разорванным платком; В — с приветливой улыбкой; С — с огромной радостью.

11. Какой из глаголов в окончании имеет букву и?

  А черне..тся лес

  настро..шься на отдых

  малыш полза..т по траве

В вы смотр..те фильм

  сере..т небо

  жале..м о случившемся

С увид..шь себя

    бре..тся перед зеркалом

    больно кол..тся

Ответ:

  А — настроишься на отдых; В — вы смотрите фильм; С — увидишь себя.

12. Укажите слова, где есть непроверяемая согласная в корне.

  А м..лькать      В к..мод      С ф..нарик

    к..оск      сер..бристый      кат..маран

  см..родина      кр..пива      раст..рговать

  разг..варивать    ст..рожка      прогл..тить

Ответ:

  А — киоск, смородина; В — комод, крапива; С — фонарик, катамаран.

13. Укажите слова, где есть проверяемая согласная в корне.

  А лё..кий

  чудес..ный

  хру..пий

  в..кзал

  В фу..бол

  ко..кий (металл)

  ре..кий (запах)

  (цветущий) ка..тан

  С ко..та

  ло..кий

  (старинный) ка..тан

  ре..кая (вещь)

Ответ:

  А — лёгкий, хрупкий; В — ковкий, резкий; С — ловкий, редкий.

14. Какие предложения являются: А — простыми; В — сложными; С — простыми с однородными членами предложения?

  1) С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

  2) На покосе дети тоже косили, граблями сено ворошили.

  3) Зимой люди за окно продукты вывешивают, так ворона сейчас же прилетит и всё растреплет.

  4) Однажды я наблюдал за молодым задиристым и потрёпанным грачом.

  5) Прекрасный, добрый волшебник сидел на серой туче: он сбрасывал на город снежинки.

  6) За большим окном стремительно наступал вечер, и ветер задувал всё сильней.

Ответ:

  А — 1, 2, 4; В — 3, 5, 6; С — 1, 2, 3, 4.

15. Укажите слова, в которых пишется буква о.

  А мол..дец      В стор..на      С г..раж

  м..лчаливая      р..вновесие      ск..кать

  к..заться      г..родовой      прод..лжение

  д..леко-д..леко    см..трины      д..лина

  наконец      обл..ка      пр..стор

Ответ:

  А — 1, 2, 4; В — 3, 5, 6; С — 1, 2, 3, 4.

16. Укажите слова, в которых пишется буква и.

Ц..ремония, параш..т, грац..я, ш..мпанзе, ж..ри, щ..вель, ц..трус, борц.., ч..ёвничать, брош..ра.

Ответ:

  А — грация, шимпанзе, цитрус; В — чага, щавель, прощание, чаёвничать; С — парашют, жюри, брошюра.

II. Прослушайте текст. Выполните тестовое задание.

Запылала осень медью...

Все знают: как наступит осень, так листву деревья сбросят. А почему?

С осени до весны листья деревьям попросту ни к чему. Они своё отработали — всё лето напролёт кормили-поили деревья. А осенью, когда деревья начинают засыпать и ни в еде, ни в воде до тёплой поры не нуждаются, наступает время листопада.

Само дерево, всеми своими ветвями, так и отталкивает от себя жёлтые, отмершие листья. В том месте, где каждый листик держится за ветку, нарастает что-то вроде непроходимой стенки. Вот уж листику не за что держаться, и он сам собой отламывается и, кружась, падает. Подует ветер — дерево ещё быстрее избавляется от пожелтевшего наряда. Кстати, опавшей листве предстоит напоследок сослужить дереву ещё одну службу, и не только ему: она жёлтым одеялом укроет от мороза и древесные корни, и приготовившуюся зимовать траву. А перегниёт листва — почва под деревом станет от перегноя ещё плодороднее.

Всё верно. Выходит, в природе ничего случайно, просто так не бывает и зазря ни одна мелочь не пропадает. А приключись вдруг чудо: вовремя не сбрось дерево листву — жди беды: студёной порой зимующие листья примутся по-кошачьи цепко удерживать нападавший снег — на ветках нарастут громадные белые шапки. Разве дереву справиться с такой тяжестью? В конце концов ветки сломаются, и оно погибнет, а так, без листвы, снег соскользнёт на землю, и налегке дерево благополучно перезимует.

(По Г. Юрмину и А. Дитриху)

1. Что представляет собой данный текст?

  а) рассказ

  б) объяснение

  в) описание

  г) наставление

Ответ: 2.

2. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

  а) С осени до весны листья деревьям ни к чему.

  б) Опавшая листва больше не пригодится ни дереву, ни траве.

  в) Зимующие на дереве листья могут оставаться живыми даже до весны.

  г) Не опавшие вовремя листья украшают дерево.

Ответ: 1.

3. Какое сравнение использует автор для описания опавшей листвы?

  а) жёлтое покрывало

  б) жёлтый ковёр

  в) жёлтая шубка

  г) жёлтое одеяло

Ответ: 4.

4. О чём хотел сказать автор?

  а) О прекрасной поре — осени.

  б) О том, почему деревьям не нужна листва зимой.

  в) О том, зачем нужны опавшие листья.

  г) О том, что происходит с листвой зимой.

Ответ: 2.

5. Какова главная мысль текста?

  а) В природе ничего случайно не бывает и зря ни одна мелочь не пропадает.

  б) Как наступит осень, так листву деревья сбросят.

в) Осенью, когда деревья начинают засыпать и ни в еде, ни в воде до тёплой поры не нуждаются, наступает время листопада.

  г) Перегниёт листва, и тогда почва под деревом станет от перегноя ещё плодороднее.

Ответ: 1.

6. Напишите, почему для дерева опасно, если на нём зимой останется листва.

7. Напишите, какую роль играет опавшая листва для природы в целом: что она даёт земле, другим растениям, для чего нужна насекомым, птицам, животным?