Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Повторение изученного в 1 - 4 класса
Тестовые задания
I. Рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Укажите слова с орфографическими ошибками.
А ходьба В мужчина С коллектив
заморозка галлерея терраса
лесница стружка пончо
хлопушка местность вирмешель
алея сковорода зделка
троллейбус транвай аллигатор
Ответ:
А — лесница, алея; В — галлерея, транвай; С — вирмешель, зделка.
2. Укажите слова, в которых пишется ь.
А на..ёмный В тер..ер С ад..ютант
с..ёжиться об..езд об..ёмный
Мар..яна из..ян шест..сот
предъявить С..юзен бул..он
вороб..иха гон. .щик пил..щик
мул..тфил..м вол..ер об..егорить
Ответ:
А — Марьяна, воробьиха, мультфильм; В — терьер, Сьюзен, вольер; С — шестьсот, бульон, пильщик.
3. В каких предложениях есть слова с непроизносимой согласной?
А Радужные чу..ства создавали хорошее настроение.
Интерес..ное дело не может предполагать напра..ных усилий.
Среди бантиков и ленточек виднелось прелес..ное лицо ребёнка.
В Вельможа важно ше..ствовал по аллее среди многочисленной свиты.
Чудес..ный день, однако, таил в себе скрытые опа..ности.
Я был крес..ником самого знаменитого в Москве живописца.
С На столе стояли такие я..ства, что сразу же проснулся аппетит.
При ранении кос..ные ткани не задеты.
Мои ровес..ники много времени отводили учёбе и спорту.
Ответ:
А — 1, 3; В — 3; С — 2.
4. Определите, какие из указанных частей речи относятся к служебным.
А глагол
предлог
В союз
существительное
С* числительное
Частица
Ответ:
А — предлог; В — союз; С — частица.
5. Какое существительное не относится к 3-му склонению?
А прядь В суш.. С зелень
брош.. овощ.. церковь
площадь голубь груздь
плед горсть метель
грош.. боль перстень
Ответ:
А — плед, грош; В — овощ, голубь; С — груздь, перстень.
6. В каких словах пишется ь?
А (несколько) встреч.. В плеш.. С пресеч.,
испеч.. (с) плеч.. луч..
(с) круч.. пон..чик цвет беж..
меч.. плющ.. (от) груш..
ёж колюч.. играли марш.. дет..ясли
Ответ:
А — испечь; В — плешь; С — пресечь.
7. Укажите глаголы, которые не относятся к I спряжению.
А ворковать В зависеть С спасти
стеречь прилечь сеять
сидеть вздремнуть сопеть
бриться покрыть увидеться
кричать лежать стричь
Ответ:
А — сидеть, кричать; В — зависеть, лежать; С — сопеть, увидеться.
8. Укажите словосочетания, в которых пропущена буква е.
А посв..тить фонариком
посв..тить песню ветеранам
В прож..вать по адресу
прож..вать пищу
С разр..дить ружьё
разр..дить грядки
Ответ:
А — посветить фонариком; В — прожевать пищу; С — разредить грядки.
9. Укажите существительные, в окончании которых пишется буква и.
А на речк.. В в рощ.. С о Марь..
по привычк.. в колодц.. в прибо..
у свечк.. на стройк.. в картофел..
в скафандр.. в морков.. на постел..
Ответ:
А — у свечки; В — в моркови; С — на постели.
10. Отметьте словосочетания, в которых прилагательные согласуются с именем существительным в форме единственного числа творительного падежа.
А на белом коне
разорванным платком
в глубокой печали
В из раскидистого дуба
на широкой печи
с приветливой улыбкой
С с огромной радостью
из открытого окна
у деревенской телеги
Ответ:
А — разорванным платком; В — с приветливой улыбкой; С — с огромной радостью.
11. Какой из глаголов в окончании имеет букву и?
А черне..тся лес
настро..шься на отдых
малыш полза..т по траве
В вы смотр..те фильм
сере..т небо
жале..м о случившемся
С увид..шь себя
бре..тся перед зеркалом
больно кол..тся
Ответ:
А — настроишься на отдых; В — вы смотрите фильм; С — увидишь себя.
12. Укажите слова, где есть непроверяемая согласная в корне.
А м..лькать В к..мод С ф..нарик
к..оск сер..бристый кат..маран
см..родина кр..пива раст..рговать
разг..варивать ст..рожка прогл..тить
Ответ:
А — киоск, смородина; В — комод, крапива; С — фонарик, катамаран.
13. Укажите слова, где есть проверяемая согласная в корне.
А лё..кий
чудес..ный
хру..пий
в..кзал
В фу..бол
ко..кий (металл)
ре..кий (запах)
(цветущий) ка..тан
С ко..та
ло..кий
(старинный) ка..тан
ре..кая (вещь)
Ответ:
А — лёгкий, хрупкий; В — ковкий, резкий; С — ловкий, редкий.
14. Какие предложения являются: А — простыми; В — сложными; С — простыми с однородными членами предложения?
1) С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.
2) На покосе дети тоже косили, граблями сено ворошили.
3) Зимой люди за окно продукты вывешивают, так ворона сейчас же прилетит и всё растреплет.
4) Однажды я наблюдал за молодым задиристым и потрёпанным грачом.
5) Прекрасный, добрый волшебник сидел на серой туче: он сбрасывал на город снежинки.
6) За большим окном стремительно наступал вечер, и ветер задувал всё сильней.
Ответ:
А — 1, 2, 4; В — 3, 5, 6; С — 1, 2, 3, 4.
15. Укажите слова, в которых пишется буква о.
А мол..дец В стор..на С г..раж
м..лчаливая р..вновесие ск..кать
к..заться г..родовой прод..лжение
д..леко-д..леко см..трины д..лина
наконец обл..ка пр..стор
Ответ:
А — 1, 2, 4; В — 3, 5, 6; С — 1, 2, 3, 4.
16. Укажите слова, в которых пишется буква и.
Ц..ремония, параш..т, грац..я, ш..мпанзе, ж..ри, щ..вель, ц..трус, борц.., ч..ёвничать, брош..ра.
Ответ:
А — грация, шимпанзе, цитрус; В — чага, щавель, прощание, чаёвничать; С — парашют, жюри, брошюра.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовое задание.
Запылала осень медью...
Все знают: как наступит осень, так листву деревья сбросят. А почему?
С осени до весны листья деревьям попросту ни к чему. Они своё отработали — всё лето напролёт кормили-поили деревья. А осенью, когда деревья начинают засыпать и ни в еде, ни в воде до тёплой поры не нуждаются, наступает время листопада.
Само дерево, всеми своими ветвями, так и отталкивает от себя жёлтые, отмершие листья. В том месте, где каждый листик держится за ветку, нарастает что-то вроде непроходимой стенки. Вот уж листику не за что держаться, и он сам собой отламывается и, кружась, падает. Подует ветер — дерево ещё быстрее избавляется от пожелтевшего наряда. Кстати, опавшей листве предстоит напоследок сослужить дереву ещё одну службу, и не только ему: она жёлтым одеялом укроет от мороза и древесные корни, и приготовившуюся зимовать траву. А перегниёт листва — почва под деревом станет от перегноя ещё плодороднее.
Всё верно. Выходит, в природе ничего случайно, просто так не бывает и зазря ни одна мелочь не пропадает. А приключись вдруг чудо: вовремя не сбрось дерево листву — жди беды: студёной порой зимующие листья примутся по-кошачьи цепко удерживать нападавший снег — на ветках нарастут громадные белые шапки. Разве дереву справиться с такой тяжестью? В конце концов ветки сломаются, и оно погибнет, а так, без листвы, снег соскользнёт на землю, и налегке дерево благополучно перезимует.
(По Г. Юрмину и А. Дитриху)
1. Что представляет собой данный текст?
а) рассказ
б) объяснение
в) описание
г) наставление
Ответ: 2.
2. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) С осени до весны листья деревьям ни к чему.
б) Опавшая листва больше не пригодится ни дереву, ни траве.
в) Зимующие на дереве листья могут оставаться живыми даже до весны.
г) Не опавшие вовремя листья украшают дерево.
Ответ: 1.
3. Какое сравнение использует автор для описания опавшей листвы?
а) жёлтое покрывало
б) жёлтый ковёр
в) жёлтая шубка
г) жёлтое одеяло
Ответ: 4.
4. О чём хотел сказать автор?
а) О прекрасной поре — осени.
б) О том, почему деревьям не нужна листва зимой.
в) О том, зачем нужны опавшие листья.
г) О том, что происходит с листвой зимой.
Ответ: 2.
5. Какова главная мысль текста?
а) В природе ничего случайно не бывает и зря ни одна мелочь не пропадает.
б) Как наступит осень, так листву деревья сбросят.
в) Осенью, когда деревья начинают засыпать и ни в еде, ни в воде до тёплой поры не нуждаются, наступает время листопада.
г) Перегниёт листва, и тогда почва под деревом станет от перегноя ещё плодороднее.
Ответ: 1.
6. Напишите, почему для дерева опасно, если на нём зимой останется листва.
7. Напишите, какую роль играет опавшая листва для природы в целом: что она даёт земле, другим растениям, для чего нужна насекомым, птицам, животным?