Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Повторение изученного в 1 - 4 класса
Материал для самостоятельных и контрольных работ

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в предложениях.

  А Для пры..ков в дли..ну греч..ские атлеты брали в руки спец..альные ут..желители. Их тщ..тельно обрабатывали, поскольку они имели больш..е значение для сохр..нения р..вн..весия в пры..ке.

  В Знам..нитый греч..ский врач.. Гиппократ сч..тается создателем науч..ной мед..ц..ны. В пери..д его де..тельности болез..нь стала рас..матриват..ся как естестве..ное явление, а не как результат деяния богов или других сверх..естестве..ных сил.

  С П..пулярное и..ску..ство росписи стен и па..но ц..нилось в Греции кла..сического пери..да выше, чем ваз..пись. До наш..х дней дошло очень мало образц..в такой ж..в..писи. Другим п..пулярным видом и..ску..ства была гравиро..ка. Среди наход..к есть юв..лирные изделия, м..неты и предметы с зам..чательными узорами. Письме..ные пам..тники св..детельствуют о том, что в это время ткались и красились пр..красные ткани, но им не суждено было сохранит..ся до нашего времени.

(По материалам «Большой книги знаний»)

Задание 2. Вставьте подходящее по смыслу слово.

  А разв..ваться / разв..ваться

  Организм ... под неусыпным надзором врачей.

  В огороде на пугале ... какие-то разноцветные тряпки.

  В иску..ственный / искус..ный

  Мой новый знакомый оказался ... мастером.

  Цветы, стоящие в вазе, оказались ... .

  С ше..ствовать / ше..ствовать

  Старшеклассники ... над младшими школьниками.

  Гуси чинно ... по тропинке.

Задание 3*. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните задания после текста.

Самая б..льшая рыба — китовая акула. Она дост..гает (20 м) ... в дли..ну и питается планктоном. Самая крупная хищная рыба — тоже акула, именуемая белой, — не превышает в дли..ну (7 — 8 м) ... . А (30) ... миллионов лет назад в морях охотилась хищная акула дли..ной (22) ... метра! Уч..ные назвали её кархароклес мегалодон. Челюсти этой «ры..ки» раскрывались на полтора метра в высоту; питалась она китами. Кинематогр..фисты ..делали из мегалодона людоеда, хотя в реальности эта акула вряд ли стала(бы) гонят..ся за мелкой, юркой и немног..численной д..бычей — люд..ми.

(Из журнала «Всемирный следопыт»)

2. Выпишите из текста по одному примеру на каждую из указанных частей речи. Разберите, указав известные вам признаки.

  А Имя существительное.

  В Имя прилагательное.

  С Глагол.