Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Повторение изученного в 1 - 4 класса
Темы и тексты для мини-сочинений

Тексты

  Рекомендуется при повторении темы «Глагол»

  1. Придумайте 4 — 6 предложений, в которых опишите, что будет сниться ёжику в его «лесных ежиных снах».

  2. Какой тип текста у вас получился?

  3. Подчеркните в написанном тексте глаголы. Определите их время.

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

(По И. Соколову-Микитову)

  Рекомендуется при повторении тем «Текст», «Имя существительное»

  1. Определите главную мысль текста. Составьте его план.

  2. Подумайте и напишите 4 — 6 предложений, в которых попытайтесь дать ответ на поставленный автором вопрос в конце текста.

  3. Какой тип текста у вас получился?

  4. Подчеркните имена существительные. Определите их склонение и падеж.

Самый воспитанный кот

Однажды в милицию в слезах пришла старуха и заявила, что у неё пропал самый белый, самый пушистый и самый хорошо воспитанный кот в городе. Она просила найти кота, иначе она жить без него не сможет.

Начальник милиции Петров тут же объявил розыск. Во все концы города разошлись и разъехались патрули, и через два часа в здание милиции были свезены все коты, которые в это время разгуливали по городу. И что же? Все коты были белые, пушистые и хорошо воспитаны.

Как отличить, который из них принадлежит старухе?

Под председательством майора Петрова среди котов был проведён конкурс: «Мы самые воспитанные коты».

Коты старались изо всех сил. Они не дрались, не царапались, не орали истошно, не лезли с грязными лапами, терпеливо ждали, когда им нальют в блюдечко молока.

Был среди них один кот, который портил всю картину. Грязный, неумытый, нерасчёсанный, он требовал молока, лез драться, царапался, он так громко и противно мяукал, что приходилось затыкать уши.

Его-то, подхватив под мышку, и принёс старухе майор Петров.

— Получите, бабушка, своего кота, — сказал он и торжественно вручил кота старухе.

Кот, увидев старуху, тут же поцарапал ей руку, а она всхлипнула и запричитала:

— Ах ты, мой бедненький, мой ненаглядненький, мой самый белый, самый пушистый, самый хорошо воспитанный котик!

Она умыла кота, расчесала ему шёрстку, покормила, попоила, уложила спать на чистую постель.

Вы спросите: «Как же догадался майор Петров, что именно этот кот принадлежал старухе?»

Это осталось его тайной.

А вы разгадали тайну майора Петрова?

(Б. Н. Сергуненков)

  Рекомендуется при повторении темы «Имя прилагательное»

  1. Придумайте и допишите 4 — 6 предложений в середину и в конец текста, чтобы ответить на поставленный в заглавии вопрос: «Почему ноябрь пегий?»

  2. Какой тип текста у вас получился?

  3. Подчеркните волнистой чертой прилагательные. Определите их род, число и падеж.

Почему ноябрь пегий?

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит:

— Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет! Того и гляди охотники высмотрят!

Услыхала туча зайца и двинулась в лес.

— Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая куропатка. — Землю снегом засыплешь — что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь...

(По Р. Погодину)