Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Синтаксис. Пунктуация. Развитие речи
Диктанты

Словосочетание и предложение

  Словарный диктант с грамматическим заданием

  1. Составьте с данными словами словосочетания.

Ослепительный, вправо, подъём, вьюга, серьёзный, чудесный, опасный, честный, печалиться.

  2. Составьте с каждым словосочетанием простое предложение.

Вкусный бутерброд, интересная история, новый фотоаппарат, чувствовать аромат, солдатский котелок, коллекция марок, карабкаться на гору.

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения

  Диктант с грамматическим заданием

Я здешней тайги* хозяин. Меня зовут Косолапым, Топтыгиным. Это мои сказочные прозвища. Но это несправедливо. Какой же я косолапый? Я быстрый и ловкий. Могу в лесу лося* догнать, на дерево могу вскарабкаться. Даже рыбу из воды выхватить умею и на берег лапой выбросить. И не Топтыгин я вовсе. Топтыгин неуклюжий и с шумом топчется на месте*. А я по всему лесу хожу, иногда так тихо, что веточка не хрустнет. Если я побегу, то меня сложно догнать. Почему меня назвали медведем? Потому что я знаю и ведаю, где искать мой любимый мёд! Но мёд мне только для лакомства. Обычно же я ем сочные растения, съедобные корешки и ягоды.

(По Г. Юрмину и А. Дитриху)

Задания: 1. Озаглавьте текст. 2. Какие предложения по цели высказывания и интонации, кроме повествовательных, встречаются в этом тексте? Выпишите их и укажите, какие они.

  А 1) Выпишите слово с ъ и уточните его непостоянные признаки;

  2) определите склонение у существительных, обозначенных значком (*).

  В 1) Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне, подберите проверочное; охарактеризуйте выписанное слово как часть речи, указав несколько грамматических признаков;

  2) выпишите по два существительных каждого склонения; укажите, существительных какого склонения в тексте нет.

  С 1) Выпишите по одному словосочетанию для каждой схемы:

  глагол + существительное в Т. п.,

  глаг. + существительное с предлогом в Д. п.,

  сущ. в И. п. + существительное в Р. п.;

  2) выпишите любое сложное предложение, в котором нет прилагательных, и распространите его словами этой части речи; укажите падеж и род добавленных прилагательных.

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

  Диктант с грамматическим заданием. Найдите в предложениях главные члены и подчеркните их.

Катится по лесам и долам тихий голубой праздник. Дорожная слякоть превращается в золото и синь, снега вспыхивают белым пламенем.

В небе тронулся хоровод лебединых облаков. Реки встретили его перезвоном льдин. Ручейки помчались сказать и спеть празднику самое главное.

На дальние опушки высыпала лесная молодёжь. Высыпали и закачались осинки, берёзы да ивы, сосны. Старцы лесные тоже не выдержали. Сбросили они белые шапки, отряхнули с бород сосульки, повели плечами, помахали ветками.

Выглянула чёрная земля, а из земли показались зелёные ростки.

(По А. Дитриху)

Тире между подлежащим и сказуемым

  Свободный диктант. Найдите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Подчеркните в них главные члены предложения.

Северный олень

Северный олень живёт в тундре. Он большой, а питается низеньким растением. Оно похоже на мох и называется ягель. Олень и зимой его щиплет, разрывая глубокий снег копытами. Приручённый олень — первый помощник местных жителей. Оленьи упряжки возят по тундре грузы и людей. Главный враг оленя — полярный волк. Это самый большой волк на свете.

(Из «Детской энциклопедии»)

Нераспространённые и распространённые предложения

  Диктант с грамматическим заданием. Распространите предложения, добавив 2 — 3 слова по смыслу.

  Солнце встало. Расцвели фиалки. Проснулся шмель.

  Убежало молоко. Повар растерялся.

Торопимся на остановку. Автобус отъезжает.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

  Диктант с грамматическим и творческим заданиями. Допишите 2 — 3 предложения. Найдите и подчеркните дополнения.

На тополе возле скворечника сидит пара воробьёв. Они распускают крылышки и с громким чириканьем наскакивают друг на друга. Они спорят, кому занять для гнезда этот уютный домик. Наконец более решительный и смелый воробей прогоняет другого. Он победил. Победитель скрывается в скворечнике, потом улетает и через минуту возвращается с пёрышком в клюве.

(По Г. Скребицкому)

Второстепенные члены предложения. Определение

  Диктант с грамматическим заданием. Найдите и подчеркните определения и слова, к которым они относятся.

Что роднит статую, колокол, великанскую катушку электропровода и прочее? Все эти предметы нельзя изготовить без меди.

Титанами в древности величали великанов, которые были настоящими силачами. Неспроста титаном называют очень прочный и лёгкий металл. Из него строят космические корабли.

Все металлы от жара плавятся. В стеклянном столбике градусника находится тоже металл, только всегда жидкий. Это ртуть. Именно она измеряет нам температуру.

(По Г. Юрмину и А. Дитриху)

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

  Диктант с грамматическим заданием. Найдите и подчеркните обстоятельства.

Волька наплавался и нанырялся и буквально посинел. Тогда он понял, что нужно вылезать из воды, но передумал и решил ещё разок нырнуть в ласковую прозрачную воду.

И вот, когда Волька уже хотел подняться наверх, его рука вдруг нащупала на дне реки продолговатый предмет. Волька схватил его и вынырнул у самого берега. В его руках был скользкий необычный сосуд из глины. Больше всего он походил на древнюю амфору. Горлышко было замазано зелёным смолистым веществом, а на нём была печать.

Волька прикинул сосуд на вес. Сосуд был тяжёлый, и Волька подумал, что это настоящий клад.

(По Л. Лагину)

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

  Диктант с грамматическим заданием. Найдите и подчеркните однородные члены предложения, выраженные прилагательными.

Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники тульские, хоть медовые, хоть с глазурью. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже годятся. Можно овсяное печенье и ванильные сухарики.

Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый, люблю яблоки тёртые с сахаром. А если яблоки почистить, то сначала люблю съесть яблочко, а потом кожуру!

Люблю котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, мясо, ириски, сахар, чай, джем, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочек, могу и сырые. А ещё я всей душой люблю мороженое!

(По В. Драгунскому)

  Диктант с творческим заданием. Продолжите текст, рассказав, как можно беречь хлеб; какой хлеб вы любите больше; что можно сделать из чёрствого хлеба.

Хлеб

С давних времён на Руси ценили и уважали хлеб. «Хлеб — всему голова», — говорит народная поговорка. И это действительно так. Трудно представить себе любую пищу, даже праздничную, без хлеба. Он кормит, вдохновляет, соединяет судьбы и времена. Благородный, священный, легендарный — так можно назвать хлеб. В тяжёлые годы за кусочек хлеба отдавали самое дорогое, что теряло свою цену. Хлеб становился жизнью. Поэтому необходимо хлеб беречь.

(Из «Детской энциклопедии»)

Задание: подчеркните однородные члены предложения в соответствии с их синтаксической ролью.

Предложения с обращениями

  Диктант с грамматическим заданием. Добавьте в предложения обращения и подчеркните их.

  1) Расскажу я тебе такую сказку.

  2) Скажи, почему у людей кожа разного цвета?

  3) Летал ли ты на самолёте?

  4) День сегодня морозный, одевайся теплее!

  5) Цветы нужно поставить в вазу.

Простые и сложные предложения

  Диктант с грамматическим заданием. Найдите сложные предложения. Подчеркните в них подлежащие и сказуемые.

В лесу ещё полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями, и солнце его там не достаёт. В поле давно уже зазеленела рожь, а лес всё ещё чернеет голыми ветками. Но в лес уже прилетели разные птицы, и все они порхают между деревьями, прыгают по земле и поют.

Солнце теперь встаёт очень рано, а ложится поздно. Оно усердно светит и так сильно греет, что все чувствуют приход весны.

(По Бианки)

Прямая речь

  Диктант с грамматическим заданием. Найдите предложение с прямой речью. Составьте его схему.

Уже несколько недель коала Ушастик обитал на своём дереве или на других поблизости. Всё это были отличные деревья с гладкой корой и стволом. На них было много наростов, которые помогали взбираться вверх. На некоторых деревьях не было листвы, зато были красивые цветочные бутоны. Они скоро должны были распуститься и превратиться в круглые зонтики молочного цвета.

«Вот это еда!» — восхищался Ушастик.

Всё кругом дышало бодростью, свежестью, сверкало яркостью красок, благоухало лесными запахами.

(По Л. Риис)

Диалог

  Диктант с грамматическим заданием. Оформите прямую речь как диалог. Найдите в диалоге обращение и подчеркните его.

— Караул! — по всему лесу стрельба.

Это невидимые охотники палят или сам Дед Мороз посохом по деревьям дубасит? Куда деваться? От кого спасаться?

— Эй, Сорока, не вводи в заблуждение лесное население. Никаких охотников и Деда Мороза тут нет. Лес зимой трещит по другой причине.

В стволе дерева есть много мелких ходов, по которым течёт древесный сок. «Умное» дерево старается к зиме избавиться от этой жидкости. Но иногда немножко сока всё же остаётся. Мороз прихватит, и сок замёрзнет, и вот в стволе трещина. Вот вам и выстрел! Кто стрелял? Да деревья от мороза. Сильный мороз поэтому и зовётся трескучим.

(По Г. Юрмину и А. Дитриху)