Диктанты по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2020
Словосочетание. Предложение
Словарные диктанты
1. Восток, компот, коробка, концерт, беседа, салют, рапорт, стремление, посетить, грамота, спортсмен, зубчатый, выставка, гирлянда, компьютер, фонарь, паутина, паучок, скамейка, терраса, ветеран.
2. Шахматист, тренироваться, институт, барабан, искусный, георгины, хризантемы, внимание, картофель, ромашка, василёк, тарелка, стакан, каюта, блюдце, капуста, пятиклассник, суббота, сыроежка, подберёзовик, подосиновик.
3. Оркестр, олимпиада, перрон, пассажир, опечалить, расстроить, калитка, впечатление, грамматика, подражать, принцесса, возражать, здравствуй, пожалуйста, пенал, извините, корзина, порхать, папоротник, сверкать, ванна.
Творческие диктанты
Словосочетание
Запишите под диктовку слова и составьте с данными словами словосочетания, подчеркните именные словосочетания.
Пишешь, удивительный, терраса, смотрит, беседовать, окрестность, ключ, решаешь, пирог, шалаш, жители, рожь, чертишь, посещать, компот, опасаться, школьная, рукописный, тишь, гигантский.
Ответ:
Беседовать с приятелем, шалаш в лесу (им. слов.), вкусный компот (им.), седьмой ключ (им.)
Запишите под диктовку слова и составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные.
Малыш, идёшь, читаешь, сверкает, салют, облака, приветствовать, территория, надписать, удивить, камыш, починить, клич, прекрасный, местный, горизонт, горечь, посетить, болотистая.
Ответ:
Приветствовать друга (гл. слов.), сверкает в темноте (гл.), чистая территория.
Главные и второстепенные члены предложения
Распространите нераспространённые предложения второстепенными членами.
1.
Скворцы прилетают. Лежит снег. Они начинают устраивать гнёзда. Птицы носят пушинки, поют. Хороша песня скворцов.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ:
Скворцы прилетают тёплой весной. В лесу лежит снег до сих пор. После прилета они начинают устраивать гнёзда. Птицы носят пушинки, веточки и сухую траву для гнёзд, звонко поют. Весенняя песня скворцов хороша и бодра.
2.
Журавли летели. Они возвращались из стран, кружили над болотом. Уже оживала земля. Журавли выводили и выращивали птенцов.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ
3.
Собираются скворцы. Клубком носятся они над полями, садятся на сучья деревьев, на тростник. Иногда скворцы ссорятся, но не вступают в игры. Стаями отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются, садятся на деревья и пускаются в путь.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ
4.
Наступила зима. Образовались сугробы. По тропинке пробегал заяц и оставил следы. Заяц чувствует человека и убегает. Прилетели вороны. Они добывают корм. Снегири питаются семенами, ягодами.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ
5.
Была весна. Светило солнышко. Росли цветы. Над нами летали четыре бабочки. Вдруг прилетела птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Бабочки были разных цветов. Они сели на цветы, и птица их не заметила. Первая бабочка села на ромашку, вторая села на мак, третья села на одуванчик, а четвёртая оказалась на дереве.
(По М. Пришвину)
Ответ
Распределительные диктанты
Запишите словосочетания в две колонки: а) — именные, б) — глагольные.
1.
Ранний рассвет, удивил друга, перелететь с ветки, свежая морковь, вкусный пирог, стоишь у опушки, крутая лестница, скрепил листы, звёздная ночь, подарил ручку, новый костюм, возить дрова, весело плясать, спускаться с парашютом, скользкая дорожка, играть в баскетбол, честный ответ, объединиться с друзьями, тёмная туча, уцепился за ветку, прекрасная пора, свежий ветерок, хищное животное.
Ответ:
а) — именные: ранний рассвет, свежая морковь, вкусный пирог, крутая лестница, звёздная ночь, новый костюм, скользкая дорожка, честный ответ, тёмная туча, прекрасная пора, свежий ветерок, хищное животное;
б) — глагольные: удивил друга, перелететь с ветки, стоишь у опушки, скрепил листы, подарил ручку, возить дрова, весело плясать, спускаться с парашютом, играть в баскетбол, объединиться с друзьями, уцепился за ветку.
2.
Грустный взгляд, весёлые снегири, скрипел зубами, натянул леску, близкий друг, отвинтил гайку, ночной звук, объединил усилия, широкая долина, висели на ветках, опасный путь, посмотрел на небо, птичьи голоса, выйти к опушке, трескучий мороз, помчался по полю, местные ребятишки, идёшь по аллее, полезный шиповник, бежит по дорожке.
Ответ
Распределите в две колонки: в одну — словосочетания, в другую — предложения.
1.
Грустный взгляд. Карандаш сломался. Солнце светит. Вкусный торт. Воробьи чирикают. В белом инее. Сойти с лестницы. Открывается окрестность. Мяч катится. Вода льётся. Читаешь быстро. Ветер свищет. Новый плащ. Забавный малыш. Речка течёт. Спелые яблоки. Показались звёзды. Идёшь по долине. Появился из-за туч. Ребёнок удивился.
Ответ:
Словосочетания
Грустный взгляд. Вкусный торт. В белом инее. Сойти с лестницы. Читаешь быстро. Новый плащ. Забавный малыш. Спелые яблоки. Идёшь по долине. Появился из-за туч.
Предложения
Карандаш сломался. Солнце светит. Воробьи чирикают. Открывается окрестность. Мяч катится. Вода льётся. Ветер свищет. Речка течёт. Показались звёзды. Ребёнок удивился.
2.
Прячется за горизонтом. Месяц взошёл. Волны плещут. В сером небе. Ручьи бегут. Бабушка вязала. Холмистая местность. Накормить ребёнка. Жгучий мороз. Мама вышивает. Счастливый билет. Шиповник цветёт. Чижи щебечут. Объединить силы. Облака плывут. Прячется за горой. Берёзка трепещет. Брат купается. Оказался в роще. Шёл по аллее.
Ответ
3.
Сад опустел. Слышится в тишине. Лес молчит. Появился за рекой. Выглянуло из-за туч. Ночь прошла. На фоне рощ. Красивая брошь. Капли упали. Листья шуршат. Шуршат под ногами. Гроза прошла. Чудесной порой. Новый товарищ. Девочка танцует. Шьёт платье. Звёзды выглянули. Смотрит на доску. Тоненькая паутинка. Листочки появились. Дети слушали. Лежат на тропинке. Солнце светит. Кот бродит.
Ответ
Выборочные диктанты
Запишите только грамматические основы.
1.
Открыли весну грачи. На всех проталинках появились они. Зиму грачи провели на юге страны. Они очень спешили. По дороге птицы часто попадали в жестокие метели. Сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Прилетали только самые сильные птицы. Они важно расхаживали по дорогам.
(По В. Бианки)
Ответ:
1. Открыли(ск.) весну грачи(п.). На всех проталинках появились(ск.) они(п.). Зиму грачи(п.) провели(ск.) на юге страны. Они(п.) очень спешили(ск.). По дороге птицы(п.) часто попадали(ск.) в жестокие метели. Сотни птиц(п.) выбивались(ск.) из сил и погибали(ск.) в пути. Прилетали(ск.) только самые сильные птицы(п.). Они(п.) важно расхаживали(ск.) по дорогам.
2.
Тёмная туча закрыла небо. По синему небу поплыли облака. В лесу родились первые зверята. У лосей и косуль отрастают новые рога. В лесу запели чижи, скворцы. Мы нашли берлогу под корнями ели. Снег тает, собирается подо льдом.
(По В. Бианки)
Ответ
3.
Днём мы наловили рыбы и отнесли её к костру. Пеликан поспешно вылез на берег и заковылял к нам. Он строго посмотрел на деда. Дед задрожал. Но тут пеликан увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им и забил крыльями.
(По К. Паустовскому)
Ответ
4.
К закату мы вышли на берег озера. Ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно светили звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. Озеро поблескивало внизу. По чёрной воде плыли широкие круги.
(По К. Паустовскому)
Ответ
5.
Сороки живут в лесах или парках. Летом они питаются насекомыми, воруют яйца и птенцов из гнёзд певчих птиц. Зимою сороки держатся возле деревень, избегают шумных городов. Сороки хитры и вороваты. В нашем садике мы устроили летнюю кухоньку. Возле кухоньки стоят стол и скамейки. Каждый раз на соседние деревья слетаются сороки.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ
6.
У окошка в уютной комнате сидела тётя Полли, а рядом с ней стоял Том. Летний воздух, приятная тишина, запах цветов и жужжание пчёл произвели на неё своё действие. Она наклонилась над вязаньем, дремала. И кошка дремала у неё на коленях. Том сообщил тёте, что он уже покрасил забор. Тётя Полли ему не поверила. Она выглянула в окно и увидела, что Том не обманул.
(По М. Твену)
Ответ
Объяснительные диктанты
Виды предложений по цели высказывания
Запишите в скобках виды предложений по цели высказывания и по интонации.
1.
Спуститесь сквозь густые кусты орешника на дно оврага. Вы дышите пахучей сыростью, вам хорошо. Но что это? Резкий ветер внезапно налетел. Скорей выходите из оврага! Что это за серая полоса на небосклоне? Но вот слабо сверкнула молния. Да это гроза! Трава, кусты, деревья — всё вдруг потемнело. А вон виднеется сарай. Скорей бегите туда! Каков дождик? Каковы молнии? Сквозь крышу закапала вода. Но вот заиграло солнце, зазвучал пастуший рожок.
(По И. Тургеневу, 68 слов)
Ответ:
1. Спуститесь сквозь густые кусты орешника на дно оврага. (побуд., невоскл.) Вы дышите пахучей сыростью, вам хорошо. (повеств., невоскл.) Но что это? (вопрос., невоскл.) Резкий ветер внезапно налетел. (повеств., невоскл.) Скорей выходите из оврага! (побуд., воскл.) Что это за серая полоса на небосклоне? (вопрос., невоскл.) Но вот слабо сверкнула молния. (повеств., невоскл.) Да это гроза! (повеств., воскл.) Трава, кусты, деревья — всё вдруг потемнело. (повеств., невоскл.) А вон виднеется сарай. (повеств., невоскл.) Скорей бегите туда! (побуд., воскл.) Каков дождик? (вопрос., невоскл.) Каковы молнии? (вопрос., невоскл.) Сквозь крышу закапала вода. (повеств., невоскл.) Но вот заиграло солнце, зазвучал пастуший рожок. (повеств., невоскл.)
2.
Знаете ли вы, что такое рыбалка? Прислушайтесь на рассвете к звукам реки. Что это? Послышался плеск. В чём дело? На леску моего друга попалась большая щука, и он её почти вытянул. Но рыба оборвалась. Что делать? И вдруг рыба сама всплыла брюхом. Хороша!
(По М. Пришвину, 43 слова)
Ответ
3.
В детстве я жил на маленькой станции, и часто мы слышали не гудки паровоза, а пение петухов, лай собак, мычание коров, квохтанье куриц. А теперь я не могу узнать станцию. И скворцов не могу узнать. Один из скворцов свистел электричкой! Второй ворчал трактором, третий урчал самолётом. Почему мы так отодвинули лес? Почему живые скворцы подражают мёртвым звукам? Чем плохи были иволги и петухи? С воем проносятся электрички. Где вы, золотые иволги и горластые петухи? Давайте будем слушать звуки живой природы!
(По Н. Сладкову, 80 слов)
Ответ
4.
Что способно поразить воображение наших современников? Это прекрасные здания, произведения искусства, пейзажи, редкие растения и животные.
Давайте начнём знакомство с удивительным миром нашей Родины с путешествия по русским городам. Мы побываем в столицах, в маленьких городах, в лесах и на горах. Россия — самая большая страна в мире! Любите свою Родину!
(Из детской энциклопедии, 50 слов)
Ответ
5.
Хорошо пройтись по осеннему лесу! Взгляните вокруг: всё золотое, красное, бордовое. Кое-где ещё попадаются зелёные листочки. Они разбавляют золото осени. Лучи солнца, попадая на капли, оставленные дождём, создают удивительную игру света. В лес! Скорее идите в лес! Такой красоты не будет до следующей осени. Поймайте эту красоту! (48 слов)
Ответ
6.
Солнце сильно греет. От земли идёт пар. Куда летит этот пар? Последи за белым облаком. Оно улетело далеко. А какая славная травка! А птицы? Посмотри на этих птичек. Вот ходят по пашне грачи с белыми носами. Они кричат и роются в чёрной земле. Вот летит и щебечет ласточка. Много разных птиц прилетело. А как они все свистят, щебечут!
(По Н. Вагнеру, 58 слов)
Ответ
Тире между подлежащим и сказуемым
Запишите тексты под диктовку, графически объясните постановку тире.
1.
Очень давно дубов было много в лесу.
Теперь дубы — редкие гости. Но иногда в лесу и в поле можно увидеть старый дуб.
Дуб — теплолюбивое дерево. В лесах далёкого севера дубов не увидишь. На высоких горах я видел много разноцветных дубов. Стволы старых дубов возносились высоко в небо.
Дуб — нежное дерево. Оно боится крепких морозов. Дуб растёт медленно. Учёные утверждают, что дубы — долгожители. Маленькие дубки медленно поднимаются из желудей над землёй. Нужно запастись терпением на долгое время, тогда вырастет красивый дуб. Для настоящего дуба нужна не одна человеческая жизнь.
(По И. Соколову— Микитову, 88 слов)
Ответ:
1. Очень давно дубов было много в лесу.
Теперь дубы (п.) — редкие гости (ск.). (Тире можно заменить словом это) Но иногда в лесу и в поле можно увидеть старый дуб.
Дуб (п.) — теплолюбивое дерево (ск.). (Тире можно заменить словом это) В лесах далёкого севера дубов не увидишь. На высоких горах я видел много разноцветных дубов. Стволы старых дубов возносились высоко в небо.
Дуб (п.) — нежное дерево (ск.). (Тире можно заменить словом это) Оно боится крепких морозов. Дуб растёт медленно. Учёные утверждают, что дубы (п.) — долгожители (ск.) (Тире можно заменить словом это). Маленькие дубки медленно поднимаются из желудей над землёй. Нужно запастись терпением на долгое время, тогда вырастет красивый дуб. Для настоящего дуба нужна не одна человеческая жизнь.
2.
Лоси — очень сильные и умные животные. Лоси — лесные жители. Но они быстро привыкают к людям. Зимою на лосей часто охотятся волки. Волки — хищники известные. Они стараются отбить от стада молодого лося, загоняют его в чащу и быстро с ним расправляются.
В уральских лесах мне приходилось встречаться с ними. Я любовался красотою сильных зверей. Они ловкие, грациозные.
Однажды я был свидетелем интересного случая.
Лоси — любители воды. Они переплывают широкие речки. Однажды я увидел в реке лося. Он принимал ванну. Лось перепугался и выбежал из воды. А моя собака стала гоняться за ним.
(По И. Соколову-Микитову, 91 слово)
Ответ
3.
Самая близкая к человеку птица — это скворец. Появляются скворцы весной. Прилёт скворцов — верный признак близкой весны. Весенняя песня скворца хороша и бодра. Скворцы — хорошие подражатели многим птицам. То вдруг скворец пустит соловьиную трель, а то закрякает дикой уткой. Скворцы — образцы семейной жизни. Скворец и скворчиха вместе устраивают гнездо. Скворчиху скворец услаждает звонкими песнями.
Я люблю наблюдать за жизнью скворцов.
(По И. Соколову-Микитову, 59 слов)
Ответ
Графические диктанты
Грамматическая основа предложения
Обозначьте грамматические основы предложений.
1.
Здравствуй, весна!
1) Потемнели дороги. 2) Посинел на реке лёд. 3) Грачи поправляют гнёзда, звенят ручьи. 4) Надулись на деревьях пахучие почки. 5) Ребята увидели первых скворцов. 6) Стройные косяки гусей потянулись с юга. 7) Высоко в небе показался караван журавлей. 8) Ива распустила мягкие пуховики. 9) Побежали по тропинке хлопотливые муравьи. 10) Выбежал на дорогу заяц. 11) Сидит он на пеньке и глядит вокруг. 12) Вышел большой лось с бородкой и рогами. 13) Радостное чувство наполняет душу.
(По И. Соколову-Микитову)
* Укажите нераспространённое предложение.
Ответ:
Здравствуй, весна!
1) Потемнели (ск.) дороги (п.). 2) Посинел (ск.) на реке лёд (п.). 3) Грачи(п.) поправляют(ск.) гнёзда, звенят (ск.) ручьи (п.). 4) Надулись (ск.) на деревьях пахучие почки (п.). 5) Ребята (п.) увидели (ск.) первых скворцов. 6) Стройные косяки гусей (п.) потянулись (ск.) с юга. 7) Высоко в небе показался (ск.) караван журавлей (п.). 8) Ива (п.) распустила (ск.) мягкие пуховики. 9) Побежали (ск.) по тропинке хлопотливые муравьи (п.). 10) Выбежал (ск.) на дорогу заяц (п.). 11) Сидит (ск.) он (п.) на пеньке и глядит (ск.) вокруг. 12) Вышел (ск.) большой лось (п.) с бородкой и рогами. 13) Радостное чувство (п.) наполняет (ск.) душу.
2.
Весна
1) Солнце ослепительными потоками лилось с вершины. 2) По синему небу плыли облака, ветер пахнул свежей травой и птичьими гнёздами. 3) Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях. 4) В саду лезла трава, весь луг покрылся белыми и жёлтыми звёздочками. 5) Забегали между стволами чёрные дрозды. 6) В липах завелась иволга. 7) В скворечниках просыпались и заливались разными голосами скворцы, хрипели, свистели соловьи, жаворонки. 8) А вот пролетел дятел. 9) Весь сад слушал кукушку. 10) В комнате разносился запах травы и свежести.
(По А. Толстому)
Ответ
3.
Зимняя ночь
1) По стволам и сучьям толстых деревьев стучит мороз. 2) Хлопьями осыпается иней. 3) В тёмном высоком небе рассыпались яркие звёзды.
4) Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. 5) Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. 6) Это пробежал под деревьями заяц. 7) Вот закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. 8) В зимнем лесу идёт скрытая от людей жизнь.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ
4.
Дождик в лесу
1) Поднялась большая туча и накрыла небо. 2) Загромыхал гром. 3) Понёсся по лесным макушкам сильный вихрь. 4) Зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой листья. 5) Упали тяжёлые капли. 6) Сверкнула молния, ударил гром. 7) Капля за каплей хлынул проливной дождь. 8) После проливного дождя грибы сильно пахли. 9) В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, розовые сыроежки, краснеют мухоморы, толпятся черноголовые подберёзовики. 10) Между белыми стволами берёз густо разросся ельник. 11) Здесь скрываются душистые грузди и красноголовые подосиновики. 12) А на лесных полянках показались рыжики, желтеют золотые лисички.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ
5.
В лесу
1) Гриша и Коля пошли в лес. 2) Они собирали грибы и ягоды. 3) Грибы они клали в лукошко, а ягоды укладывали в корзинку. 4) Вдруг грянул гром. 5) Солнце скрылось. 6) Кругом появились тучи. 7) Ветер гнул деревья к земле. 8) Пошёл крупный дождь. 9) Мальчики пошли к домику лесника. 10) Скоро в лесу наступила тишина. 11) Дождь перестал. 12) Выглянуло солнышко. 13) Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
* Укажите нераспространённые предложения.
Ответ
6.
1) Наступила осень. 2) Вспыхнули берёзы, осины. 3) Только дубы гордо стояли в лесу. 4) Кончилась осень, опали листья, лес почернел, помрачнел. 5) Только дубы светились в нём. 6) Долго не приходила зима. 7) Но вот она пришла. 8) И на деревьях пропали листья. 9) Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до весны. 10) Весной лопнули на берёзах почки, зацвело волчье лыко, а на ветках дуба всё шуршали старые листья.
(По Ю. Ковалю)
Ответ
Однородные члены предложения
Составьте схемы предложений с однородными членами.
1.
1) На озеро я шёл по пыльной дороге, спускался в овраги, проходил мимо рощи с запахом смолы и земляники, выходил в поле. 2) Мягкая дорога ушла в сторону, и я вступил на твёрдую тропу. 3) Она вилась около берега реки. 4) Я отошёл от речки, взобрался на вершину, нашёл тропу и зашагал к озеру.
(По Ю. Казакову, 50 слов)
Ответ
2.
1) Я жил на берегу моря и ловил рыбу. 2) У меня была лодка, сетки и удочки. 3) Перед домом стояла будка. 4) К будке был привязан мохнатый пёс по кличке Рябка. 5) Я часто уходил в море, трепал по спине Рябку. 6) Он вздохнёт, ляжет и положит лапы под голову. 7) Но вот настала зима, и море замёрзло.
(По Б. Житкову, 52 слова)
Ответ
3.
1) Из земли сиротливо торчат чёрные сучья ольшаника. 2) На ветках отсутствуют листочки, на земле исчезла трава. 3) Усталое солнце едва выглянуло из-за туч. 4) И вдруг заиграли на чёрном ольшанике пёстрые цветы. 5) Они разноцветные: белые, красные, золотистые, зелёные. 6) Цветы обсыпали чёрные ветви, броскими пятнами запестрели на белой коре берёз, упали на землю, трепещут в воздухе яркими крыльями, перекликаются свирельным свистом, переносятся с земли на ветви.
(По В. Бианки, 63 слова)
Ответ
4.
1) Родятся раки из икринок. 2) Зимуют они в норках речных и озёрных берегов. 3) В первый год жизни рак меняет свой панцирь много раз. Потом он взрослеет и линяет. 4) Рак — зверь ночной. 5) Днём он сидит в норке, а при солнце выскакивает из неё. 6) Тогда со дна цепочкой поднимаются и расплываются на поверхности пузырьки. 7) Добыча рака — мелкая живность: насекомые, рыбёшки. 8) Вот на это угощенье его и ловят. 9) Они быстро набиваются в сетку. 10) Очень вкусны раки у костра на берегу реки в летнюю ночь под звёздным небом.
(По В. Бианки, 83 слова)
Ответ
5.
1) Большие почки зеленеют на липе перед моим окном, и на каждой почке сверкает капля. 2) От почки к почке по тонкому сучку скатывается капля, сливается с другой и падает на землю. 3) А по коре дерева бежит сплошная вода и распределяется по веточкам.
(По М. Пришвину, 41 слово)
Ответ
6.
1) Вернулось солнце. 2) Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, поливал на себя водой, чесал каждое пёрышко, шевелил хвостом. 3) А когда он всё вымыл, всё вычистил, то поднял к солнцу высоко свой сверкающий клюв и загоготал.
(По М. Пришвину, 39 слов)
Ответ
7.
Сороки
Зимой и летом возле нашего домика живут сороки. По утрам они слетаются на крышу домика. Каждый раз они будят меня своим стрекотаньем. Я слушал торопливое стрекотанье сорок, вспоминал известную народную поговорку. В ней говорливые женщины назывались «сороками». Слушаешь этих женщин и удивляешься. Они говорят все сразу и без перерыва. Сороки доставляют нам много хлопот. В маленьком садике они обклёвывали спелые вишни, долбили клювами сладкие яблоки.
(По И. Соколову-Микитову, 65 слов)
Ответ
8.
Реки
На Земле много больших и малых рек. Они похожи на кровеносные сосуды, пронизывают сушу и соединяют водные системы с Мировым океаном. Некоторые реки исчезают под землёй, а потом появляются. Летом реки пересыхают, а зимой промерзают до дна. В пустынях реки бывают полноводными при сильных дождях. Пересечь пустыню могут только полноводные реки. Их источник питания находится далеко от засушливого места.
(Из детской энциклопедии, 60 слов)
Ответ
Простые и сложные предложения
Составьте схемы сложных предложений.
1.
1) Том весь день бездельничал и весело провёл время. 2) Но вот настало воскресное утро, и летняя природа просияла. 3) Белые акации стояли в цвету, и благоухание наполняло воздух. 4) Том вышел из дома с ведром извёстки и кистью. 5) Жизнь показалась ему тяжёлой и непосильной ношей.
(По М. Твену, 42 слова)
Ответ
2.
1) Гремел гром, и шёл дождь. 2) Сквозь дождь светило солнце, и раскинулась широкая радуга. 3) В это время расцвела черёмуха, и кусты дикой смородины над водой позеленели. 4) Из рачьей пещеры высунул голову и шевельнул своим усом рак.
(По М. Пришвину, 35 слов)
Ответ
3.
1) Поезд ускорил ход. 2) С грохотом пролетел он через мост, и Натка загляделась на реку, на луга. 3) Над лугами хлестал проливной дождь. 4) Поезд умчался дальше, а Натка зашагала в город и с первой машиной уехала к морю. 5) Рано утром она вышла на берег моря и встретила детей из лагеря. 6) Они шли с узелками и держали в руках круглые камешки и раковины. 7) Море затихло, и вода играла светлыми красками. 8) Натка искупалась и направилась в сторону лагеря, а ребятишки продолжали гулять по берегу моря.
(По А. Гайдару, 80 слов)
Ответ
4.
1) Нам родители подарили коньки, и мы уже научились кататься. 2) У нас во дворе дворники расчистили снег и поливали водой. 3) Вода замёрзла, и получился каток. 4) Мы катались там каждый день. 5) Я уже хорошо катаюсь, а сестра Маша катается плохо. 6) Мама на нас сердится. 6) Почти каждый день мы приходим домой с синяками, но папа не сердится. 7) А собака Чапка нас насмешила. 8) Она не катается на коньках, и мы ей вылепили собачку из снега. 9) Глупая Чапка её боится, рычит и не хочет с ней дружить.
(По В. Сутееву, 82 слова)
Ответ
Диктанты с дополнительным заданием
Однородные члены
Запишите под диктовку, выполните задания.
1.
Весною пахнет земля. Надуваются у деревьев и кустарников смолистые почки.
Уже прилетели грачи. Распевают песни, греются на солнышке весёлые скворцы. Вместе с полой водой покажутся косяки перелётных птиц. От тёплого юга до моря будут слышны их весёлые голоса.
Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы.
Высоко в небе пролетают прекрасные лебеди. На реках и озёрах отдыхают и кормятся дикие утки. Выйди на берег реки, послушай жаворонка! Чуткое ухо услышит свист крыльев и далёкие птичьи голоса.
(По И. Соколову-Микитову, 80 слов)
Задание
1. Подчеркните грамматическую основу в указанных предложениях:
1-й вариант — второе предложение;
2-й вариант — четвёртое предложение.
2. Из указанных предложений выпишите все словосочетания, разберите их.
3. Подчеркните побудительное предложение.
4. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены.
Ответ:
1. Надуваются (ск.) у деревьев и кустарников смолистые почки (п.).
Распевают (ск.) песни, греются (ск.) на солнышке весёлые скворцы (п.).
2. Смолистые (з.) почки (г.), почки (г.) у деревьев (з.), почки (г.) у кустарников (з.).
Распевают (г.) песни (з.), греются (г.) на солнышке (з.), весёлые (з.) скворцы (г.).
3. Выйди на берег реки, послушай жаворонка! (побудительное предложение)
4. Надуваются у деревьев (доп.) и кустарников (доп.) смолистые почки.
Распевают (ск.) песни, греются (ск.) на солнышке весёлые скворцы.
2.
Ива
По берегам лесных рек, по ручьям и старым канавам растёт зелёная ива. Растёт ива на огородах, в садах и у проезжих дорог.
Ранней весной цветёт нежная ива, отражается в весенней воде жёлтыми пуховиками. Пчёлы вьются над ивами, они собирают золотистую пыльцу.
В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Корни ив защищают от размыва вешней водою плотины. Ветер играет их лёгкой листвою, обнажает серебристую изнанку ивовых листьев. И под кустами ивы, и на берегах рек сидят обычно с удочками рыболовы.
(По И. Соколову-Микитову, 81 слово)
Задание
1. Подчеркните грамматическую основу в указанных предложениях:
1-й вариант 11-е предложение;
2-й вариант 12-е предложение.
2. Выпишите из текста словосочетания:
1-й вариант 13 именных;
2-й вариант I 3 глагольных.
3. Подчеркните слова в переносном значении.
4. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены.
Ответ
3.
Наступает зима. Однажды вечером пошёл снег, и всё вокруг побелело: и набережная, и лодочка у берега, и крыши домов. Только вода в заливе остаётся чёрной и тревожной.
Рыбаки готовятся к ловле. Чистятся рыбачьи сапоги, ремонтируются плащи, штаны, штопаются белые паруса.
И вот лодки отплывают от берега. Как хорош момент отплывания! Падает парус и вдруг быстро надувается в сизом воздухе. Лодка наклоняется и плавно выносится в море. Вода шипит и пенится, а на борту сидит рыбак и улыбается. На корме хранится запас хлеба, десяток рыбёшек и бочка с водой.
(По А. Куприну, 88 слов)
Задание
1. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены.
2. Подчеркните нераспространённое предложение.
3. Подчеркните восклицательное предложение.
4. Подчеркните слова в переносном значении.
Ответ
4.
Мы были в отчаянии. Этот кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он разрыл банку с червями. Сбежались куры и склевали весь запас.
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Вскоре мы выследили рыжего кота. Кот попался этим вечером. Он украл кусок колбасы и полез с ним на берёзку. Мы начали трясти берёзу, и кот уронил колбасу. С жутким воем он сорвался с берёзы, подскочил и умчался под дом в узкий лаз и стал выть. Но вот Лёнька взял леску, привязал к ней за хвост рыбу и закинул в лаз.
(По К. Паустовскому, 97 слов)
Задание
1. Найдите предложение с однородными членами при обобщающем слове, составьте его схему.
2. Подчеркните грамматическую основу в предложении:
1-й вариант I предпоследнее предложение;
2-й вариант I последнее предложение.
3. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены во втором абзаце текста.
Ответ
5.
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Стало ярче всё: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. В садах набухли почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и шептали свою весеннюю песню. И лес, и сад пахнут зеленью, землёй. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. Уже зазвенела короткая, но нежная и радостная песня малиновки. Свистит, переливается молодой лес.
(По Л. Толстому, 69 слов)
Задание
1. Составьте схему предложения с однородными членами при обобщающем слове.
2. Произведите синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам):
1-й вариант I пятое предложение;
2-й вариант I предпоследнее предложение.
3. Из второго предложения выпишите словосочетания, укажите способ подчинительной связи.
4. Приведите примеры олицетворения.
Ответ
Простые и сложные предложения
Подчеркните грамматические основы сложных предложений, составьте их схемы.
1.
Мы ехали довольно долго. Вскоре лошадь остановилась у калитки. Калитка заскрипела, дружно залаяли собаки. Я поднял голову и увидел избушку, из одного окошечка тускло светил огонёк. Лесник довёл лошадь до крыльца и застучал в дверь. Из-за двери раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрипел, и девочка в рубашке показалась на пороге. Она взглянула на меня и пошла в избу.
Изба лесника состояла из одной комнаты. На стене висел тулуп, на лавке лежало ружьё, а в углу валялась груда тряпок. На столе горела свеча, она печально вспыхивала и гасла. Девочка погасила фонарь, села на крошечную скамейку.
(По И. Тургеневу, 97 слов)
Ответ:
Калитка заскрипела, дружно залаяли собаки. Я поднял голову и увидел избушку, из одного окошечка тускло светил огонёк. Из-за двери раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрипел, и девочка в рубашке показалась на пороге. На стене висел тулуп, на лавке лежало ружьё, а в углу валялась груда тряпок. На столе горела свеча, она печально вспыхивала и гасла. (сложные предложения)
2.
Однажды в деревне сгорел дом. Приехали пожарные и спасли дом. Но к ним выбежала женщина, она плакала и указывала рукой на дом. В доме осталась девочка. Пожарные послали в этот дом собаку по кличке Боб, и он побежал по лестнице. Вскоре он принёс девочку, а пожарные осмотрели собаку. Она не пострадала. Но Боб рвался в дом, и пожарные решили его отпустить. Собака побежала и быстро вернулась. В зубах у неё была кукла. Все засмеялись, а собака положила куклу на землю. (По Л. Толстому, 80 слов)
Ответ
3.
Русалка
Сестрица с братцем играли у колодца и вдруг свалились в него. А в колодце жила русалка, она забрала к себе детей и заставила их работать. Девочке для пряжи она дала плохой лён и приказала носить воду в бочку без дна. А мальчику велела рубить дерево тупым топором. Русалка плохо кормила детей, и однажды дети убежали. Русалка погналась за ними, а девочка бросила щётку, и из этой щётки выросла щетинистая гора. Но русалка перебралась через эту гору. Тогда девочка бросила зеркало, и из этого зеркала выросла зеркальная гора. Не смогла русалка перелезть через неё.
(По сказке братьев Гримм, 93 слова)
Ответ
Объяснительные диктанты
Однородные члены
Подчеркните однородные члены, укажите, какими членами предложения они являются.
1.
В этом месяце соловей звонко пел, щёлкал. Ребята удивляются. А когда он спит? Утром и вечером птицы поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и лай, и вой, и кашель, и жужжанье, и урчанье. Звонкими и чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Скрипят жучки и кузнечики, барабанят дятлы, свистят флейтой иволги и маленькие дрозды. Жужжат пчёлы и шмели. Дятлы ищут сухие сучья. Вот какой чудесный оркестр в лесу!
(По В. Бианки, 72 слова)
Ответ:
1. В этом месяце соловей звонко пел, щёлкал. (однор. ск.) Ребята удивляются. А когда он спит? Утром и вечером (однор. обст.) птицы поют и играют. (однор. ск.) Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и лай, и вой, и кашель, и жужжанье, и урчанье (однор. доп.). Звонкими и чистыми (однор. опред.) голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. (однор. доп.) Скрипят жучки и кузнечики (однор. доп.), барабанят дятлы, свистят (однор. ск.) флейтой иволги и маленькие дрозды. Жужжат пчёлы и шмели. (однор. подл.) Дятлы ищут сухие сучья. Вот какой чудесный оркестр в лесу!
2.
Весной и летом дуют сильные ветры. Бури загоняют рыбу в тихие места: в глубокие и тёмные ямы, в тростники и камыши. Но вот надвигается ненастье. Все рыбы уплывают и прячутся в укромные места. В жару рыба ищет прохладные места. В этих местах воду охлаждает ключ, он бьёт из-под земли.
Короткие дожди и грозы освежают воду и пробуждают аппетит у рыбы. Их надо прикармливать изо дня в день. А за ними придут хищные рыбы: окуни, щуки и судаки. (По В. Бианки, 77 слов)
Ответ
3.
Ящерица
Я изловил в лесу ящерицу и принёс её домой. Жила она в банке. Туда я насыпал песку и камешков. Каждый день я менял в банке воду и пускал туда мух, червячков. Ящерица с жадностью их поедала, схватывала широким ртом. Очень ей нравились капустные бабочки. Она быстро поворачивала в их сторону головку, открывала рот, высовывала язык и прыгала за вкусной едой. Вскоре у ящерицы родились детёныши. Теперь маленькая семья вползала на камешки и нежилась на солнышке.
(По В. Бианки, 75 слов)
Ответ
4.
Степан бросился в палисадник и хотел схватить Муму, но она ловко вывернулась из—под его пальцев, подняла хвост и побежала к Герасиму. Степан начал ловить её у ног хозяина, но проворная собачка не давалась в руки, прыгала и увёртывалась. Герасим с усмешкой смотрел на эту возню. Потом он подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану. Степан принёс её в дом и поставил на паркет. Барыня ласковым голосом звала Муму. Муму испугалась и бросилась к двери, потом прижалась к стене. Она тоскливо оглядывалась и не трогалась с места.
(По И. Тургеневу, 88 слов)
Ответ
5.
Однажды мы поймали промокших птенцов и посадили в гнездо. Слабенькие птенцы сжались и придвинулись к своим сестричкам и братишкам. Родители кормили птенцов. Днём из гнезда вылетел ещё один птенчик и сел на ступеньку крыльца. Его не могли поймать. При приближении человека он взлетел и уселся на ветку сирени. Мы боялись, что птенцов изловит наш чёрный кот. Взрослые птички долго и беспокойно кружились над птенцами.
(По И. Соколову-Микитову, 64 слова)
Ответ
6.
Прилетела красавица Весна на крыльях. И стало шумно в лесу. Снег рушится, журчат ручьи, льдинки в них звенят, в ветвях ветер свистит. А птицы поют, заливаются и покоя не знают.
А Дед Мороз всё слышит. Пробрался он ночью в тёмный лес и спрятался под елью. Вот он увидел зайчика. А зайчик ещё белый, шубку не поменял. Но прошло время, и зайчишка стал серым. А вот медведь остановился, когтями из земли корешки выкопал, жуёт и хрюкает от удовольствия. Посмотрел Дед Мороз на них и ушёл.
(По В. Бианки, 84 слова)
Ответ
Простые и сложные предложения
Запишите в скобках синтаксическую характеристику предложений (простое, сложное).
1.
Лес кончился, и Люся вышла на поле. Здесь было ясно и чисто. Воздух звенел на солнце, и этот звон усиливался. Потом всё смолкло и затихло. Лес на горе шевелился и дышал берёзовым дымком. Небо было высокое, но синь на нём уже отцвела, и чувства в его глубине уменьшились, и в его загадочности появилось много усталости. Люся повернула к речке. Около дороги пробежал ёж, и Люся обрадовалась. Она улыбнулась и вскоре вышла к лесу.
(По В. Распутину, 73 слова)
Ответ:
Лес кончился, и Люся вышла на поле. (сл.) Здесь было ясно и чисто. (пр.) Воздух звенел на солнце, и этот звон усиливался. (сл.) Потом всё смолкло и затихло. (пр.) Лес на горе шевелился и дышал берёзовым дымком. (пр.) Небо было высокое, но синь на нём уже отцвела, и чувства в его глубине уменьшились, и в его загадочности появилось много усталости. (сл.) Люся повернула к речке. (пр.) Около дороги пробежал ёж, и Люся обрадовалась. (сл.) Она улыбнулась и вскоре вышла к лесу. (пр.)
2.
Кай и Герда вышли от Снежной королевы. Они говорили о бабушке, о розах, и на пути их стихали свирепые ветры, а солнечные лучи пробивали тучи.
Вот запели первые птички, деревья покрылись зелёными почками. Дети шли, расцветали весенние цветы, и зеленела травка. Но вот послышался колокольный звон, и показались высокие башни их родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату. Цветущие розовые кусты заглядывали в открытое окошко. Тут стояли детские скамеечки. Кай с Гердой уселись на них и взяли друг друга за руки.
(По Г.-Х. Андерсену, 85 слов)
Ответ
3.
Майские жуки
Ещё не отцвели черёмуха и ива, а рябина уже цветёт, цветёт яблоня и жёлтая акация. Все догоняют друг друга, все деревья цветут этой весной.
Начался массовый вылет майских жуков. Тихое озеро быстро засыпается семенами деревьев и трав. Я плыву, и след моей лодки виднеется далеко.
Лес и вода обнялись. Я вышел на берег насладиться ароматом смолистых листьев. Лежала большая сосна, она очистилась от сучьев до самой вершины, и сучья здесь валялись, а на них лежали сучья осины и ольхи, и всё это издавало дивный аромат.
(По М. Пришвину, 85 слов)
Ответ
4.
На дворе стояла осень. Было холодно. Шёл моросящий дождь. Холодный ветер срывал последние листья. Мы с мамой возвращались домой, и вдруг мы услышали плач. Мама осторожно раздвинула кусты, и на земле мы увидели чёрный комочек. Маленькое существо дрожало всем телом. Мама завернула его в платочек и сунула за пазуху. Дома мы разглядели свою находку. Это был щенок. Мама налила в блюдечко молока, накрошила хлеб и дала собаке. Радостное чавканье разнеслось по комнате. Мама сидела на табуретке, сложила руки на коленях и радостно смотрела на собаку.
(По В. Сысолятину, 85 слов)
Ответ
5.
Как зима кончилась
Началась весна. Мы с сестрой Машей хотели идти гулять без пальто, но родители нам не разрешили.
На улице погода стояла хорошая, солнце светило, а снег таял. Везде текла вода. Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу. Из дома я принёс пароходик и привязал к нему доски. Пароходик вёл их по каналу на буксире, а я всё время гудел. На одну доску я посадил игрушечного утёнка. Мама сказала, что утёнок должен сам плавать. Но я объяснил ей, что у утёнка в боку находится дырка. Я хотел прокатить по каналу кота Усика, но он стал шипеть, царапаться и вырываться.
(По В. Сутееву, 101 слово)
Ответ
6.
От дождей разлилась вода. По вечерам прилетали дикие утки. Дочка мельника Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте. Анюте было скучно. И она выходила на плотину и бросала хлебные крошки в воду. Утки не плыли к ней, они боялись Анютки и улетали.
Однажды поздним вечером мельник вернулся с охоты. Он поставил ружьё и сбросил мешок с плеч. Анютка кинулась разбирать дичь. Среди подбитых уток одна оказалась живой. Анютка вылечила птицу, и весной она улетела. Девочке жалко было расставаться с птицей. А вскоре у уточки появились жёлтые цыплята.
(По В. Бианки, 90 слов)
Ответ
Прямая речь. Диалог. Обращение
Составьте схемы предложений с прямой речью, подчеркните обращения.
1.
У меня завелись мыши, а кошки у меня не было. Я стал у людей спрашивать: «У кого есть кошечка?» А мне сердито отвечали: «У самих еды нет, а чем кошку кормить?» Однажды на берегу я увидел в норе кошку. Я стал звать ее: «Кисонька, иди ко мне!» А кошачьи глаза словно спрашивали: «Ты не обидишь меня, человек?» Вскоре кошка стала жить у меня. А мыши ворчали: «Завёл зверя, житья от него нет!»
(По Б. Житкову, 73 слова)
Ответ:
У меня завелись мыши, а кошки у меня не было. Я стал у людей спрашивать: «У кого есть кошечка?» А мне сердито отвечали: «У самих еды нет, а чем кошку кормить?» Однажды на берегу я увидел в норе кошку. Я стал звать ее: «Кисонька, иди ко мне!» А кошачьи глаза словно спрашивали: «Ты не обидишь меня, человек?» Вскоре кошка стала жить у меня. А мыши ворчали: «Завёл зверя, житья от него нет!»
2.
У меня был пёс по кличке Рябка. Он любил рыбу. Я часто разговаривал с собакой. «Хочешь рыбы, Рябка?» — спрашивал я. Рябка хвостом завиляет, повернёт мордочку ко мне и словно говорит: «И где рыба, хозяин?» Когда я уезжал в море, я всегда трепал Рябку по спине и уговаривал: «Жди меня, Рябка!» И он ждал, а взгляд его говорил: «Ты только возвращайся!»
(По Б. Житкову, 60 слов)
Ответ
3.
На льдине
Однажды рыбак Андрей и его сын Володя взяли сети и поехали на санях по льду ловить рыбу через лунки. Наловили много рыбы, и отец сказал: «Пора домой!» Но его не послушались. А ночью отец закричал: «Товарищи, вставайте, ветер сильный!» «Почему нас качает?» — закричал Володя. А отец ответил: «Нас несёт на льдине в море!» Все стали кричать: «Помогите!» Володя заплакал. Вдруг среди туч Володя увидел самолёт и закричал: «Самолёт! Мы спасены!» С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка, а в записке было написано: «Помощь идёт!» Вскоре рыбаки были спасены.
(По Б. Житкову, 91 слово)
Ответ
Запишите тексты в форме диалога.
1. Это случилось в голодный год. Стал ко мне на подоконник прилетать грач. А у меня хранился запас гречневой крупы. Я насыпал крупу на подоконник и спросил:
— Кашки хочешь, дурашка?
Я хотел научить птицу отвечать на мои вопросы. Но птица клевала крупу и улетала. Скоро гречка закончилась. Лёг я спать голодный и всю ночь вертелся. Утром я выглянул в окно и увидел грача.
— Вот и мясо прилетело! — сказал я.
Я открыл окно и хотел поймать птицу, но она улетела на самую макушку ели, смотрит на меня и говорит:
— Хочешь кашки, дурашка?
(По М. Пришвину, 90 слов)
2. Поспели в саду ягоды: малина, смородина и крыжовник. Настало им время собираться в город.
Крыжовник не боится дальнего пути и говорит:
— Везите меня, выдержу, я ещё не дозрел, я твёрдый.
И смородина говорит:
— Уложите аккуратно, тогда я доеду.
А малина раскисла и ноет:
— Меня лучше не трогать. Боюсь езды, боюсь трястись. Трясёшься, трясёшься, а потом станешь кашей.
(По В. Бианки, 57 слов)
3. — Собака, почему ты лаешь?
— Волков пугаю.
— Собака, ты почему хвост поджала?
— Волков боюсь.
(По К. Ушинскому, 13 слов)
4. Два упрямых козлика встретились на узком бревне. Оба они не могли перейти ручей.
— Уступи мне дорогу, — сказал один.
— Пяться назад, я первый взошёл на мост.
— Нет, брат, я старший.
Тут оба столкнулись лбами, сцепились рогами и стали драться, а потом поскользнулись и полетели в воду.
(По К. Ушинскому, 45 слов)
5. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело звенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
— Дели по одному, — сказал Миша.
Мальчики разложили печенье на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
— Да, бабушка, налей чаю!
Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Вкусно, — говорил Миша.
Мама и бабушка молчали. Но вот печенье съели. Вовка вздохнул и вылез из-за стола. Миша посмотрел на маму. Она мешала ложечкой чай, а бабушка жевала корочку хлеба.
(По В. Осеевой, 74 слова)
6. Собака яростно лаяла. Перед ней сидел котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. А рядом стояли два мальчика и смотрели.
В окно выглянула женщина, поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула:
— Что вы делаете? Вам должно быть стыдно!
— А мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот и плохо! — гневно ответила женщина.
(По В. Осеевой, 55 слов)
7. Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву. Девочки вынули из сумки еду, поели. Вдруг рядом с ними запел соловей. Девочки были очарованы пением. Но пора было идти домой. Лида собрала остатки еды и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? Выброси его в кусты, — сказала Оля.
— Не могу, стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
(По В. Сухомлинскому, 62 слова)
Контрольные диктанты
1.
Подснежники
По опушкам лесов, на лесных полянах ранней весной расцветают цветы. Это подснежники. Подснежники — цветы ранние.
Лес в эту пору наполнен птичьими голосами, и голоса эти слышатся везде: и на ели, и на берёзе, и в кустах. Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко свистят весенние гости. А вот сидит на дубе и громко воркует чудесный голубь.
Ещё не растаял в оврагах снег. Около деревьев, под кустами, на проталинах — всюду цветут белым и голубым ковром прелестные подснежники. Приятно собрать и поставить на стол букет этих свежих цветов. И кажется, что слышишь голос леса: «Ребята, любите и оберегайте природу!»
(По И. Соколову-Микитову, 101 слово)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения, надпишите над каждым словом часть речи:
1-й вариант I первое предложение;
2-й вариант I На макушках высоких берёз звонко свистят весенние гости.
2. Составьте схему предложения с прямой речью.
Ответ:
1. По опушкам (обст.) лесов (доп.), на лесных (опр.) полянах (обст.) ранней (опр.) весной (обст.) расцветают (ск.) цветы (п.).
На макушках (обст.) высоких (опр.) берёз (доп.) звонко (обст.) свистят (ск.) весенние (опр.) гости (п.).
2. А: «П!»
2.
За грибами
Вчера целый день шёл проливной дождь. На другой день Витя сказал: «Ребята, пойдёмте в лес, там много грибов!» Мы согласились и пошли в лес. В лесу были разные грибы: и маслята, и подберёзовики, и сыроежки, и подосиновики. Мы складывали грибы в корзину, и вскоре под елями и соснами начались белые.
Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок, травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли, но вставали на колени, копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
(По В. Бианки, 106 слов)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения, надпишите над каждым словом часть речи:
1-й вариант I первое предложение второго абзаца;
2-й вариант I Все кусты и ёлочки были в паутинках...
2. Составьте схему предложения с прямой речью.
Ответ