Диктанты по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2020
Фонетика. Графика. Алфавит
Словарные диктанты
1. Витрина, магазин, фонарь, внимание, шоколад, великолепный, чердак, мелодия, вариант, участвовать, жюри, раньше, скворечник, пожалуйста, теннис, почерк, подчеркнуть, вестибюль, библиотека, картина.
2. Фотоаппарат, футбол, рюкзак, стрекоза, шкатулка, веранда, викторина, возьмём, праздник, парашют, шоссе, проталина, окрестность, сантиметр, брошюра, академия, километр, минута, брусника, ветеран.
3. Компьютер, коллекция, помощник, фанера, ворковать, канава, рокотать, канал, балкон, беседовать, гардероб, матч, стадион, хоккей, состязание, платформа, бинокль, профессия, грамотный, апельсин.
Распределительные диктанты
Запишите слова в две колонки: в левую — те, в которых гласные Е, Е, Ю, Я обозначают два звука, в правую — в которых эти буквы обозначают один звук и смягчают предшествующую согласную.
1) Музей, ёлка, яма, текст, лебедь, юбка, юг, якорь, мечта, песня, езда, еда, мячик, ряд, юмор, метель, январь, няня, юнга, юрист, мясо, небо, пятка, ёжик, ядро, язык, лепка, место, ягода, яйцо, телега, тень, ястреб, тюлень, ячмень, лень, рябчик, ясень, ремонт, ящик.
Ответ:
Слова, в которых гласные Е, Е, Ю, Я обозначают два звука: ёлка, яма, юбка, юг, якорь, езда, еда, юмор, январь, юнга, юрист, ёжик, ядро, язык, ягода, яйцо, ястреб, ячмень, ясень, ящик;
слова, в которых эти буквы обозначают один звук и смягчают предшествующую согласную: музей, текст, лебедь, мечта, песня, мячик, ряд, метель, няня, мясо, небо, пятка, лепка, место, телега, тень, тюлень, лень, рябчик, ремонт.
2) Единый, ёмкость, белка, кеды, ябеда, еловый, ветер, ёрзать, нюня, югослав, речка, яблоко, ювелир, пятно, перец, юноша, яркий, яд, рюкзак, ярус, ветчина, яблоня, сейф, явка, сюрприз, язва, дятел, якут, дядя, село, ярость, берёза, весна, ярмарка, перо, тяпка.
Ответ
Запишите слова в три колонки: в первую — с мягким знаком для обозначения мягкости, во вторую — с мягким знаком для обозначения грамматической формы слова, в третью — с разделительным мягким знаком.
1) Бурьян, идёшь, шьёт, бегать, льёт, лечь, деньги, вьюнок, брошь, гасить, тишь, испечь, караульщик, ручьи, спрячь, плоскость, фасоль, речь, воробьи, площадь, вьюга, тень, налью, глушь, дальний, судья, пудель, пьёт, картечь, пахать, пекарь, остричь, ранить, изголовье, говоришь, мышь, мощь, курьер, свинья.
Ответ:
С мягким знаком для обозначения мягкости: бегать, деньги, гасить, караульщик, плоскость, фасоль, площадь, тень, дальний, пудель, пахать, пекарь, ранить;
с мягким знаком для обозначения грамматической формы слова: идёшь, лечь, брошь, тишь, испечь, спрячь, речь, глушь, картечь, остричь, говоришь, мышь, мощь;
с разделительным мягким знаком: бурьян, шьёт, льёт, вьюнок, ручьи, воробьи, вьюга, налью, судья, пьёт, изголовье, курьер, свинья.
2) Альбом, безводье, бьёт, белишь, раньше, бальзам, блажь, возить, тушь (краска), батенька, болтунья, говоришь, рыбья, заплыть, бурчанье, пилишь, вернуть, льёт, рожь, верблюжья, десять, живьём, воскресенье, грань, брошь, меньше, дельфин, жаришь, житьё, глушь, семья, кидаешь, щёлочь, возьмём, вороньё, играешь, плывёшь.
Ответ
Запишите слова в две колонки: в левую — с мягким знаком, в правую — без мягкого знака.
1) Закончил, решаешь, дочь, мощный, мостик, возьмёшь, с помощью, кочка, тоньше, яичница, гвоздик, речь, каменщик, насоришь, весточка, барабанщик, речка, чертишь, бельё, лучше, кальмар, ночной, кругленький, крошечный, рукопись, дочка, метель, выспаться, подвинчивает, письмо, винтик.
Ответ:
С мягким знаком: решаешь, дочь, возьмёшь, с помощью, тоньше, речь, насоришь, чертишь, бельё, кальмар, кругленький, рукопись, метель, выспаться, письмо;
без мягкого знака: закончил, мощный, мостик, кочка, яичница, гвоздик, каменщик, весточка, барабанщик, речка, лучше, ночной, крошечный, дочка, подвинчивает, винтик.
2) Беречь, брусничка, воробьиха, зонтик, печь, ёлочка, кустик, бестолочь, лучший, вьюга, закусочная, больница, бинтик, ветошь, враньё, бубенчик, вдыхаешь, булочка, голубь, доченька, бантик, завинчивает, кольчуга, печка, многоводье, крепости, мальчик, болезни.
Ответ
Диктанты с дополнительным заданием
1.
В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В самое лицо дохнул тёплым ароматом лес.
Хорошенько осмотришься. Кругом глушь. Возле тропинки пахнет мёдом медуницы, а дальше растут прекрасные незабудки.
По листочкам цветов деловито ползают и пчёлы, и божьи коровки. А вот на душистых соцветиях засверкали золотистые жучки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, светятся их крылышки.
В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвой и смолой, лесной земляникой.
Лес — любимое место отдыха! (76 слов)
Задание
1. Выпишите из текста слова в две колонки: в левую I те слова, в которых мягкий знак служит для обозначения грамматической формы, в другую I слова, в которых для обозначения мягкости мягкий знак не нужен.
2. Подчеркните однородные члены как члены предложения.
3. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
4. Приведите 2 — 3 примера слов, в которых звуков меньше, чем букв.
5. Объясните постановку тире в последнем предложении.
Ответ:
1.
Слова, в которых мягкий знак служит для обозначения грамматической формы: идёшь, остановишься, осмотришься, глушь;
слова, в которых для обозначения мягкости мягкий знак не нужен: ландыш.
2.
В один прекрасный день идёшь (од. ск.) по знакомой тропинке и вдруг остановишься. (од. ск.) В самое лицо дохнул тёплым ароматом лес.
Хорошенько осмотришься. Кругом глушь. Возле тропинки пахнет мёдом медуницы, а дальше растут прекрасные незабудки.
По листочкам цветов деловито ползают и пчёлы (од. доп.), и божьи коровки (од. доп.). А вот на душистых соцветиях засверкали золотистые жучки. Порхают (од. ск) и садятся (од. ск.) на лепесточки бабочки, светятся их крылышки.
В лесу хорошо пахнет ландыш (од. п.), ночная фиалка (од. п.). Пахнет листвой (од. доп.) и смолой (од. доп.), лесной земляникой (од. доп.).
Лес — любимое место отдыха!
3. Ползают, соцветиях, порхают.
4. День, глушь.
5. Лес — любимое место отдыха! (можно тире заменить на слово это).
2.
Можжевельник
Можжевельник — крепкое и сильное деревце. Розоватая его древесина пропитана душистой смолой. Я приносил из лесу прелестные веточки, ставил на письменный стол. Ветками можжевельника в деревнях парят новые кадушечки. В них засаливают на зиму огурчики и мочат яблочки. Запах можжевельника придаёт особый вкус домашним соленьям. Я очень люблю пышные кусты можжевельника. Летом под его кустами обычно цветёт земляничка. Солнце греет, и на маленьких кочках зреют вкусные ягодки. (66 слов)
Задание
1. Выпишите из текста слова в две колонки: в левую I те, в которых мягкий знак служит для смягчения согласной, в правую I те слова, в которых для обозначения мягкости согласной мягкий знак не нужен.
2. Найдите сложное предложение, обозначьте грамматические основы.
3. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
4. Приведите 2 — 3 примера слов, в которых звуков больше, чем букв.
5. Объясните постановку тире в первом предложении.
6. Выпишите слова, в которых есть непроизносимые согласные.
7. Выпишите слово, в котором происходит оглушение согласной.
Ответ
3.
1) Далеко в тайге зарокотало, набрало силу и покатилось на деревню. 2) Надвигалась гроза. 3) Вспыхнул и сразу погас короткий свет молнии, раздался гром около деревни. 4) Небо было могучее и страшное. 5) По краям оно сливалось с землёй и уходило вверх, а там нависало огромной тяжестью. 6) В промежутках между ударами грома доносился едва уловимый шум. 7) Гром гулял уже над деревней. 8) Он начинал лениво, а потом вдруг делал яростный прыжок в сторону и тяжело лопался. 9) Не успевал отшуметь один раскат, возникал другой. 10) В ярком блеске молний избы в деревне казались прозрачными. (По В. Распутину, 86 слов)
Задание
1. Из предложений 1 — 3 выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. В словах предложений 1 — 3 расставьте ударение.
3. Слова предложений 5 и 6 запишите по алфавиту.
4. Произведите фонетический разбор слов краям, яростный.
5. Подчеркните безударную проверяемую гласную, запишите проверочные слова.
Ответ
4.
1) У Гены был пёс по кличке Гром. 2) Гром попал в дом два года назад. 3) Мама подобрала его в канаве. 4) Глаза у щенка гноились. 5) Он не мог стоять на ногах и всё ложился на живот. 6) Всей семьёй щенка выходили, он быстро окреп и вырос. 7) Это была маленькая собака на коротеньких ножках. 8) Морда у Грома сплюснута, нижняя челюсть вылезла вперёд. 9) Одно ухо стоит торчком, другое повисло лохматой тряпочкой. 10) Шерсть на морде лохматая. 11) А из шерсти торчат два зорких глаза и замшевый мокрый нос. 12) Собака была отважной, умной и осторожной. (По Н. Сластникову, 87 слов)
Задание
1. Выпишите из предложений 3, 4 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. В словах предложений 3, 4 расставьте ударение.
3. Слова предложений 11,12 запишите по алфавиту.
4. Произведите фонетический разбор слов назад, лохматая.
5. Выпишите слова, в которых мягкость согласных обозначать с помощью мягкого знака не надо.
6. Из предложения 10 выпишите слово, в котором одна из букв (е, ё, ю, я) обозначает два звука.
Ответ
5.
Весна
1) На дворе было славно. 2) Весеннее солнце глядело с голубого неба. 3) По небу двигались белые облачка. 4) В воздухе пахло свежестью и чёрным хлебом. 5) Вода капала с крыш и пробивала канавки на земле. 6) А сквозь землю пробивалась едва заметная зелёная травка. 7) Всё на дворе трепетало жизнью. 8) У сарая бродили куры, пёстрый петух с важным видом шагал по двору. 9) Он искал зёрна и угощал ими своих подруг. 10) Стайка воробьёв вылетала из сада на двор и чирикала. 11) Голуби гуляли по крыше, сушили на солнце крылья и ворковали. 12) У бочки дремала большая рыжая дворняга. (89 слов)
Задание
1. Выпишите из предложения 3 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. Запишите слова предложений 11, 12 по алфавиту.
3. Произведите фонетический разбор слов белые, канавки.
4. В словах предложений 8, 9 расставьте ударение.
5. Из предложений 6 — 11 выпишите слова с разделительным мягким знаком.
6. Из предложений 5 — 7 выпишите слова, в которых одна из букв (е, ё, ю, я) обозначает два звука.
7. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных.
8. Подчеркните в словах безударную проверяемую гласную, запишите проверочные слова.
Ответ
6.
1) Ранней весной в степи не умолкало птичье щебетанье. 2) Птички слетались на сжатое поле, клевали зёрнышки. 3) А на опушке леса стояла рябина. 4) На ней созрели красные гроздья ягод. 5) Стоит рябина и удивляется. 6) Почему к ней не летят птицы? 7) Но вот выпал снег. 8) Белым ковром покрылись поля. 9) Занесло сугробами траву. 10) А рано утром проснулась рябина от птичьего щебетанья. (По Е. Чарушину, 57 слов)
Задание
1. Выпишите из предложения 4 слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных.
3. Из предложений 1 — 3 выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
4. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком.
5. Произведите фонетический разбор слов слетались, белым.
Ответ
Контрольные диктанты
1.
Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки.
Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга.
(По К. Паустовскому, 84 слова)
Задание
1. В словах первого абзаца подчеркните проверяемую безударную гласную, запишите над словом проверочное.
2. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант I четвёртое предложение первого абзаца;
2-й вариант I второе предложение второго абзаца.
3. Выпишите из первого абзаца два примера, когда одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука.
4. Произведите фонетический разбор слова:
1-й вариант I висел;
2-й вариант I полей.
Ответ:
1.
Зима (зимы) в этом году (год) стояла (стоя) тёплая. В воздухе висел (повис) дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода (воды) не замерзала (мёрзнуть), а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки.
2. Мокрые (опр.) вороны (п.) садились (ск.) на печные (опр.) трубы (обст.), толкались (ск.), каркали (ск.) друг на друга (обст.).
В печных (опр.) трубах (обст.) завыл (ск.), засвистел (ск.) ветер (п.), вздул (ск.) снег (доп.).
3. Стояла, таял.
4. Висел — [вʹ и сʹ е́ л] 2 слога
[вʹ] — согл., мягк. парный, зв. парн.
[и] — гл., безуд.
[сʹ] — согл., мягк. парн., гл. парн.
[е́] — гл., ударн.
[л] — согл., тв. парн., зв. непар.
В слове 5 букв, 5 звуков.
Полей — [п о лʹ э́ йʹ] 2 слога
[п] — согл., тв. парн., гл. парн.
[о] — гл., безуд.
[лʹ] — согл., мягк. парн., зв. непарн.
[э́] — гл., ударн.
[йʹ] — согл., мягк. непарн., зв. непарн.
В слове 5 букв, 5 звуков.
2.
Хорошо весной в лесу! Начинает пробуждаться в нём скрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег, над головой видны тонкие ветки со смолистыми почками. Всё больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Снег осыпан хвоей. На лесных полянах появились первые проталины. На голых кочках видны зелёные листочки брусники. Всюду начинают зацветать подснежники. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева воркует дикий голубь. Скоро зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса.
(По И. Соколову-Микитову, 83 слова)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант I предпоследнее предложение;
2-й вариант I последнее предложение.
2. Выпишите из диктанта два примера, когда одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука.
3. Выпишите из диктанта слова на -ТЬСЯ и -ТСЯ, объясните написание.
4. Произведите фонетический разбор слова:
1-й вариант I поют;
2-й вариант I корою.
Ответ