Диктанты по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2020


Словообразование. Орфография

Словарные диктанты

1. Диван, подоконник, облачный, отрасль, изжога, ресница, балкон, телефон, кабинет, маршрут, велосипед, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, баян, грамотный, паркет, чехол, завтрак, стакан, тарелка, салат, здравствуй.

2. Картофель, рассчитать, расчёт, расчётливый, здесь, выставка, шофёр, жокей, жонглёр, иллюминация, мультипликация, декламация, волейбол, минерал, полог, дрессировка, аллея, рассвет, здание, природа, отрасль, командир, гардероб, матч, росток, лагуна.

3. Здоровье, спартакиада, хоккей, фотоаппарат, кроссворд, кроссовки, приманка, свирепый, сувенир, созерцать, акация, абонемент, безмен, ветеринар, георгин, василёк, гимназия, диалог, жираф, захолустный, иллюзионист, канава, кальмар, организация, ростовщик.

Слуховые диктанты

Правописание приставок на 3 — С

На слух определите согласную на конце приставки, запишите только С или 3.

1) распечатал 2) разоблачить 3) бесформенный 4) избалован 5) расчертить 6) изложить 7) разбросать 8) распробовать 9) бездонный 10) безобидный 11) истолочь 12) восхождение 13) разбить 14) вспорхнуть 15) испечь 16) изрезать 17) испортить 18) излучать 19) иссушить 20) разделать 21) восхождение 22) бескрайний 23) безземельный 24) бесстрашный 25) распилить

Запись учащихся:

1 — с 6 — з 11 — с 16 — з 21 — с

2 — з 7 — з 12 — с 17 — с 22 — с

3 — с 8 — с 13 — з 18 — з 23 — з

4 — з 9 — з 14 — с 19 — с 24 — с

5 — с 10 — з 15 — с 20 — з 25 — с

Правописание гласных в корнях с чередованием (-лож- /-лаг-; -раст-/-ращ-/-рос-)

На слух определите гласную в корнях с чередованием, запишите только О или А.

1) положение 2) прилагательное 3) сложение 4) росток 5) слагать 6) предлагать 7) излагать 8) срастается 9) выросли 10) полог 11) отрасль 12) срослись 13) подросли 14) изложение 15) слагаемое 16) вложить 17) обложить 18) растение 19) полагать 20) приложение 21) положить 22) предложил 23) отросли (волосы) 24) переросли 25) вырастают

Запись учащихся:

1 — о 6 — а 11 — а 16 — о 21 — о

2 — а 7 — а 12 — о 17 — о 22 — о

3 — о 8 — а 13 — о 18 — а 23 — о

4 — о 9 — о 14 — о 19 — а 24 — о

5 — а 10 — о 15 — а 20 — о 25 — а

Правописание О — Ё после шипящих и Ц

На слух определите гласную в корне после шипящей, запишите только О или Ё.

1) изжога 2) пчёлы 3) шов 4) шёрстка 5) трущоба 6) шёпот 7) шёлк 8) крыжовник 9) жонглёр 10) шок И) капюшон 12) чащоба 13) чёлка 14) щётка 15) жёлудь 16) учёба 17) шоссе 18) счёт 19) шорох 20) решётка 21) шофёр 22) чопорный 23) чёботы 24) трещотка 25) шоколад

Запись учащихся:

1 — о 6 — ё 11 — о 16 — ё 21 — о

2 — ё 7 — ё 12 — о 17 — о 22 — о

3 — о 8 — о 13 — ё 18 — ё 23 — ё

4 — ё 9 — о 14 — ё 19 — о 24 — о

5 — о 10 — о 15 — ё 20 — ё 25 — о

Правописание И — Ы после Ц

На слух определите гласную в корне после Ц, запишите только И или Ы.

1) огурцы 2) отцы 3) цилиндр 4) зрительницы 5) ученицы 6) циркуль 7) операция 8) цыплёнок 9) дисциплина 10) циферблат 11) бледнолицый

12) цикл 13) панцирь 14) пациент 15) цыган 16) цитата 17) синицын 18) гвардейцы 19) на цыпочки 20) цигейка 21) бойцы 22) цыкнуть 23) цирк 24) циновка 25) полиция

Запись учащихся:

1 — ы 6 — и 11 — ы 16 — и 21 — ы

2 — ы 7 — и 12 — и 17 — ы 22 — ы

3 — и 8 — ы 13 — и 18 — ы 23 — и

4 — ы 9 — и 14 — и 19 — ы 24 — и

5 — ы 10 — и 15 — ы 20 — и 25 — и

Творческие диктанты

Правописание приставок на 3 — С

Определите, к каким словам можно подставить приставку бес—, подчеркните эти слова.

Аварийный, классовый, грамотный, порядок, снежный, действие, содержательный, звёздный, умный, крайний, пилотный, сонный, звучный, различный, шумный, страшный, смертный, лунный, сильный.

Ответ:

Аварийный, классовый, грамотный, порядок, снежный, действие, содержательный, звёздный, умный, крайний, пилотный, сонный, звучный, различный, шумный, страшный, смертный, лунный, сильный.

Определите, к каким словам можно подставить приставку раз—, подчеркните эти слова.

Бросать, чертить, решить, сверлить, ценить, мотать, фасовать, паять, жевать, писать, шевелить, вешать, чесать, дробить, дать, терзать, плести, мыть, кроить.

Ответ

Правописание гласных в корнях с чередованием (-лож-/-лаг-; -раст-/-ращ-/-рос-)

Запишите слова под диктовку в столбик, подберите к ним однокоренные слова так, чтобы в корнях произошло чередование гласных.

Проращивать, возлагать, перерасти, расти, наложить, положить, проложить, обрасти, приложить, произрастать, предложить, сращивать, вырастить, слагать, зарастать, подрастать.

Ответ:

Распределительные диктанты

Правописание приставок

Распределите слова в две колонки: в левую — с приставкой С или оканчивающуюся на С, в правую — оканчивающуюся на 3.

Сгонять, безграмотный, растащить, испортить, раскидать, безразличный, расхрабрился, безрукавка, разворошить, истратить, изморось, издёргался, сдержать, бессмертный, размотать, расшифровать, развешать, восхвалить, развитие, разволновался, распорядок, бездетный, бескрайний, раздуть.

Ответ:

С приставкой С или оканчивающуюся на С: сгонять, растащить, испортить, раскидать, расхрабрился, истратить, сдержать, бессмертный, расшифровать, восхвалить, распорядок, бескрайний;

оканчивающуюся на 3: безграмотный, безразличный, безрукавка, разворошить, изморось, издёргался, размотать, развешать, развитие, разволновался, бездетный, раздуть.

Правописание гласных в корнях с чередованием (-лож-/-лаг-; -раст-/-ращ-/-рос-)

Распределите слова в две колонки: в левую — слова с чередующимися гласными, в правую — слова, в которых нет чередования.

Наслаждение, приложение, лагерь, ложбина, перерасти, возлагать, недоросль, раскат, сращение, ложа, вырастить, расписание, полагать, лагуна, ложиться, зарастать, ростовщик, растащить, отрасль, роскошный, взрослеть, роса, предположить, растрата.

Ответ:

Слова с чередующимися гласными: приложение, перерасти, возлагать, недоросль, сращение, вырастить, полагать, ложиться, зарастать, ростовщик, отрасль, взрослеть, предположить;

слова, в которых нет чередования: наслаждение, лагерь, ложбина, раскат, ложа, расписание, лагуна, растащить, роскошный, роса, растрата.

Распределите слова в две колонки: в левую — с буквой О в корне, в правую — с буквой А.

Проросли, возлагать, переросли, поросль, располагается, положить, отрасль, переложить, обрасти, отложение, наложить, зарастает, предлагать, произрастает, сращение, срослись, ростовщик, доложить, растение, слагаемое, сложил, взрослеть, срастается.

Правописание О — Ё после шипящих

Распределите слова в две колонки: в левую — с буквой О после шипящей в корне, в правую — с буквой Ё.

Чащоба, шёлк, шоколадка, шотландка, решётка, шёпот, шок, чащоба, жёлудь, чёрт, чёрточка, обжора, шорты, жёлтый, крыжовник, чётный, шорох, жёрдочка, трущоба, чёткий, чёрный, шов.

Ответ:

С буквой О после шипящей в корне: чащоба, шоколадка, шотландка, шок, обжора, шорты, крыжовник, шорох, трущоба, шов;

с буквой Ё: шёлк, решётка, шёпот, жёлудь, чёрт, чёрточка, жёлтый, чётный, жёрдочка, чёткий, чёрный.

Правописание И — Ы после Ц

Распределите слова в две колонки: в левую — с буквой И после Ц, в правую — с буквой Ы.

Цинк, цыпки, цикл, станция, на цыпочках, нация, выцыганить, пяльцы, циркач, куцый, цитрус, циновка, циркуль, цыганка, скворцы, ресницы, цилиндр, сестрицын, авиация, редакция, цыплячий, панцирь, цыкнуть, ножницы.

Ответ:

С буквой И после Ц: цинк, цикл, станция, нация, циркач, цитрус, циновка, циркуль, цилиндр, авиация, редакция, панцирь;

с буквой Ы: цыпки, на цыпочках, выцыганить, пяльцы, куцый, цыганка, скворцы, ресницы, сестрицын, цыплячий, цыкнуть, ножницы.

Диктант-игра «третий лишний»

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Подчеркните в каждой строчке лишнее слово.

1. Поглотить, глотка, глотке

2. Качнуть, качка, качнул

3. Взгляд, нагляделся, нагляделись

4. Проливной, разливной, проливного

5. Продавец, продают, продавали

6. Столовая, столице, столица

7. Нагревает, грелка, нагревали

8. Грязи, грязь, грязнуля

9. Висит, повис, висят

10. Волнение, разволновался, волнением

11. Жить, жизнь, жизни

12. Диван, диванная, на диване

13. Небосклон, небесный, небесного

14. Рассказали, скажет, сказал

15. Груз, груза, грузовик

Ответ:

1. Поглотить, глотка, глотке

2. Качнуть, качка, качнул

3. Взгляд, нагляделся, нагляделись

4. Проливной, разливной, проливного

5. Продавец, продают, продавали

6. Столовая, столице, столица

7. Нагревает, грелка, нагревали

8. Грязи, грязь, грязнуля

9. Висит, повис, висят

10. Волнение, разволновался, волнением

11. Жить, жизнь, жизни

12. Диван, диванная, на диване

13. Небосклон, небесный, небесного

14. Рассказали, скажет, сказал

15. Груз, груза, грузовик

Однокоренные слова. Состав слов

Однокоренные слова

1. Чистота, чистюля, чиновник

2. Удивительный, диван, диво

3. Водитель, водица, водный

4. Горнист, гористый, пригорок

Приставка

5. Надорвать, надписать, надстроить

6. Зазнайство, зайчик, заехал

7. Подоконник, подорожник, подбежать

8. Облако, обвешать, обварить

9. Посадить, потребовать, полезный

10. Подбегать, подальше, подвернуть

11. Убегать, угловой, украсить

Суффикс

12. Гвоздик, мостик, бублик

13. Стульчик, гномик, столик

Окончание

14. Балкон, окно, вчера

15. Весело, весёлый, веселье

Приставки на З — С

1. Расчертить, разбросать, раздобыть

2. Исчезает, испугался, изделие

3. Распробовать, расстелил, растение

4. Беззаботный, бесправный, беззлобный

5. Всплывает, вскрикнул, сделал

6. Беспросветный, возгордился, разместить

7. Раскачать, разведать, испытать

8. Беспощадный, безземельный, бесхитростный

9. Размыть, беззаконие, растерзать

10. Бесстыдный, распихать, разбить

Чередующиеся гласные в корнях слов

1. Сложение, предложение, излагать

2. Полог, росток, отрасль

3. Подрасти, выросли, предложили

4. Поросль, расти, растение

5. Подложить, положить, взрастить

6. Расти, прилагательное, отложить

7. Заросли, переложить, обрасти

8. Произрастает, предложение, сложить

9. Слагаемое, сращение, доложил

10. Вырастить, излагать, ростовщик

Правописание О — Ё после шипящих

1. Зачёт, жёсткий, шов

2. Чёлн, шорты, чёрточка

3. Жокей, шофёр, чёткий

4. Цоколь, чётный, щёки

5. Капюшон, шорох, шёпот

6. Учёт, звездочёт, шок

7. Жёлудь, шотландец, жёлтый

8. Чёрствый, чёлка, жонглёр

9. Пчёлы, трущоба, чащоба

10. Изжога, обжора, печёнка

Правописание Ы — И после Ц

1. Плоскогубцы, цинк, цикорий

2. Цигейка, цыганка, циферблат

3. Цикл, цитрусовые, певцы

4. Станция, ресницы, сестрицын

5. Циркуль, шлёпанцы, рукавицы

6. Бубенцы, на цыпочках, нация

7. Вибрация, цыган, цыкнуть

8. Цитата, голубцы, цыц

9. Секция, бледнолицый, цыплячий

10. Циклон, цыганка, цыпки

Объяснительные диктанты

Приставки на З — С

Запишите тексты, обозначьте приставки на 3 — С.

1.

Вот над землёй взлетает могучее солнце. Оно быстро раскаляется, разливается румянцем и всплывает над узкой тучкой. Затем появляются облака. Верхний край растянутого облачка сверкает змейками. Облака расползаются над бесконечной речкой. Около небосклона они сдвигаются. А к вечеру эти облака исчезают, и на небе появляется звезда. Ветер разгоняет дневной зной, разбрасывает его по воздуху. Здесь пахнет сжатой рожью, гречихой.

(По И. Тургеневу, 58 слов)

Ответ:

1. Вот над землёй взлетает могучее солнце. Оно быстро раскаляется, разливается румянцем и всплывает над узкой тучкой. Затем появляются облака. Верхний край растянутого облачка сверкает змейками. Облака расползаются над бесконечной речкой. Около небосклона они сдвигаются. А к вечеру эти облака исчезают, и на небе появляется звезда. Ветер разгоняет дневной зной, разбрасывает его по воздуху. Здесь пахнет сжатой рожью, гречихой.

2.

На рассвете я проснулась и посмотрела в окно. Деревья расцвели золотистыми и красными листьями, а берёза распустила ветки. Многие деревья уже начинали сбрасывать листья. Далеко раскинулся ковёр из иссохших листьев, и ветер разбрасывал их. Исчезла красивая зелень.

Вдруг пошёл дождь. Измокшие люди бежали по дорожкам, а дождь всё усиливался. Стук его капель по крышам разносился далеко. Кажется, что это будет продолжаться бесконечно. (61 слово)

Ответ

3. 

Тайна египетских пирамид

Много интересных открытий сделали учёные на египетской земле. Во время раскопок были вскрыты остатки каменной кладки. Учёные рассчитывали найти остатки пирамид. Трудно было разгадать тайны пирамид. Известковую скалу расчистили и вырубили в ней отверстия. Надписи на камнях восхваляли фараонов. Здесь можно было увидеть сцены из жизни простых людей. Сохранились рассказы из жизни египтян.

Тяжёлые стволы колонн сбросили на землю. Здание было разрушено. Для строительства нужно было сделать точные расчёты. Учёные обнаружили бесчисленные мраморные обломки. Во время землетрясения статуя сдвинулась с места, и верхняя её часть рухнула на землю. (87 слов)

Ответ

4. 

Как разрушаются горы?

Горы рождаются, развиваются, распадаются и исчезают. Они оставляют после себя участки плоского рельефа. В разрушении гор участвуют разные внешние силы. Днём солнечные лучи нагревают скалу, и камни словно раздвигаются, ночью они вновь сжимаются. Камень не выдерживает и растрескивается. Теперь свою разрушительную работу начинает вода. При замерзании она расширяется в трещинах, и они растут. В них проникают корни растений и разъедают поверхность скалы. Быстрые горные реки способны разбить породы.

(Из детской энциклопедии, 68 слов)

Ответ

5. 

Кто трясёт Землю?

Отчего происходят землетрясения? Учёные выяснили, что земная кора состоит из плит. Они перемещаются относительно друг друга, расходятся, сталкиваются.

Мощное землетрясение начинается с серии мелких толчков. Эти толчки передаются на большие расстояния. Сильные толчки могут встряхнуть и разрушить здания городов, всколыхнуть воды океана, рассечь поверхность Земли огромными трещинами.

(Из детской энциклопедии, 71 слово)

Ответ

6.

Солнце повисело в осиновых ветках и растворилось за лесом. Закат расплылся в небе. Низко над просекой распластал свои крылья ястреб. Он летел бесшумно, не шевелил крыльями. Я стоял на бесснежной поляне. Только под высокими деревьями ещё располагались сугробы. Дрозды трещали и голосили на ёлках. Вдруг я почувствовал аромат. Он шёл с земли. На земле торчали короткие стебли. На них распустились сиреневые цветочки. Эти цветы назывались волчьим лыком.

(По Ю. Ковалю, 67 слов)

Ответ

Чередующиеся гласные в корнях слов

Графически объясните написание чередующихся гласных в корнях.

1.

Ель обычно растёт на влажных местах. В густой тени елового леса разрослись некоторые растения. В колючих ветвях ели расположились птицы. В глубоких и тёплых гнёздах в зимнюю стужу выводят своих птенчиков клесты. К весне они подрастают.

Особенно красивой вырастает ель зимой. Её тяжёлые шапки белого снега висят на раскидистых ветвях и сверкают на солнце. Приятно проложить в лесу тропочку. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. В еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низкими ветвями располагаются зайцы. Густые ветви елей похожи на лесной полог.

(По И. Соколову-Микитову, 84 слова)

Ответ:

Растёт (рост), разрослись (отрасль), расположились (располагаться), подрастают (рост), вырастает (росток), проложить (прилагать), располагаются (расположить).

2.    

В лесу

Друг отца предложил отдохнуть на природе, и мы отправились в лес.

В лесу был чудесный воздух и разнообразная растительность. Тропинка почти заросла, и мы с трудом различали дорогу. Вот перед нами зарастающий осокой пруд, а дальше располагается широкий овраг, за ним раскинулась прекрасная поляна. На ней уютно расположилась лесная сторожка. А там дальше вырос берёзовый лес. Вокруг берёзок густо зеленеет молодая поросль.

Лес — это великое чудо! Хочется слагать о нём прекрасные песни. (71 слово)

Ответ

3.

У меня есть щенок по кличке Ромка. У этого Ромки быстро растут лапы и уши. Уши у него выросли очень длинные. Они, словно пологом, закрывают ему глаза. Часто щенок задевает лапами разные предметы. Однажды Ромка зацепил кирпич. Ромушка удивился и стал смотреть за полётом кирпича. Потом он повернул голову и положил её на лапы. Ромка затявкал и отпрыгнул в густую растительность. На лай прибежала Ромкина мать. Она успокоила сыночка, и вскоре Рома завилял хвостиком и мирно расположился на отдых. (81 слово)

Ответ

4.

Пришла хлопотливая осень, расположилась в садах и лесах, жёлтым пологом задёрнула кусты и сдула с деревьев зелёное платье. А потом наступила зима, покрыла белым пухом холодную землю. Берёзовые семена проспали до тёплых дней и к весне стали подрастать. Берёзовые семена дали зелёную поросль, росточки быстро подрастали. Они вскоре стали красивыми растениями. А люди слагают красивые песни о временах года.

(По М. Пришвину, 61 слово)

Ответ

5.

Я шёл по болоту и собирал клюкву. Клюква разрослась по всему болоту. За болотом оказался бугор. Здесь росли сосны. Я снял куртку, расстелил её и лёг под соснами. Бугор был весь в божьих коровках. Я просил их улететь на небо. Но они ползали по лицу, забирались в волосы. Сосны уходили в небо. Казалось, что они растут прямо из меня. Подул ветер. Сосна уронила шишку. Я расположился под деревом и задремал.

(По Ю. Ковалю, 71 слово)

Ответ

Правописание О — Ё после шипящих

Подчеркните слова с гласными О — Ё после шипящих.

1.

Наступает жаркий день. Солнце жжёт, и в воздухе духота. Я шёл вдоль соседского забора. Вдруг из маленькой щёлки послышался шелест и шорох. Я подошёл к забору и заглянул в щёлочку. В траве сидел птенчик, его лапка застряла в куче стружек. Птенчик пытался выпутаться, его жёлтый пух на голове с шоколадным отливом поднимался от усилий, а чёрный клюв был открыт. Я просунул руку в щёлку, разгрёб стружки, раздалось щёлканье, и птенчик благодарно щёлкнул клювом и побежал. (74 слова)

Ответ:

Наступает жаркий день. Солнце жжёт, и в воздухе духота. Я шёл вдоль соседского забора. Вдруг из маленькой щёлки послышался шелест и шорох. Я подошёл к забору и заглянул в щёлочку. В траве сидел птенчик, его лапка застряла в куче стружек. Птенчик пытался выпутаться, его жёлтый пух на голове с шоколадным отливом поднимался от усилий, а чёрный клюв был открыт. Я просунул руку в щёлку, разгрёб стружки, раздалось щёлканье, и птенчик благодарно щёлкнул клювом и побежал.

2. 

Жора-обжора

Жора проснулся рано и пошёл чистить зубы своей любимой щёткой. Потом он взял расчёску, причесал чёлочку. Жора выпил чашечку чёрного кофе, надел жёлтую курточку с чёрным капюшоном и пошёл на учёбу. По дороге Жора купил пончики и съел целую горку. Вскоре он почувствовал изжогу и решил не ходить на учёбу, а пошёл домой пить мезим. Вот такой у нас Жора-обжора.

(61 слово)

Ответ

3.  

Гроза

Гроза всё накалялась. Небо из чёрного стало багровым и выделялось чётче. Гром бил сильно и жёстко. Он взрывался сразу, потом вспыхивал в другой стороне. Всё вокруг было заполнено тяжёлым грохотом, всё сжималось и трепетало, чёрные молнии разрезали небо. Вот молния выглянула в щёлку, но не погасла, а вдруг закружилась, заплясала и разошлась широким концом, обнаружила жуткий голубой огонь.

Грохот охватил всё небо, стал разрывать его на части. Оно треснуло и обвалилось. И сразу пошёл дождь, шумно полил по жёлобу, смыл жёрдочку. Гроза стала отходить, молнии сверкали в одной стороне. Небо потемнело и затем стихло, из него сыпал дождь. Он словно отбивал чечётку на крыше.

(По В. Распутину, 90 слов)

Ответ

4.

Однажды шофёр вёз в кабине чопорного шотландца. В кармане у шотландца лежала шоколадка. На обёртке был изображён жонглёр, а рядом с ним собачка с шёлковой шёрсткой. Они ехали по шоссе вдоль речки. От яркого солнца речка была жёлтого цвета. Вдруг из кустов показался шустрый зайка. Он быстро пробежал вдоль дороги и скрылся в зарослях камыша. (55 слов)

Ответ

5. 

Ночёвка в лесу

Первый день похода подошёл к концу. Надо искать ночлег. Мы остановились на берегу речки, стали готовиться к ночёвке. Рядом шумели заросли камыша.

Все стали искать хворост. И вот наш командир зажёг спичку и разжёг костёр. Сучья в костре стали перешёптываться, слышались шорохи и лесные звуки. Огонь горячо пылал. Настало время ужина. Мы нарезали чёрный хлеб, но он был уже чёрствый, открыли банки сгущёнки и тушёнку. Потом под шёпот листьев все легли спать. Утром мы пошли в лес, там попадались грибы, ягоды и жёлуди. (84 слова)

Правописание Ы — И после Ц

Запишите тексты, графически объясните написание Ы — И после Ц.

1. Весной у курицы вывелись цыплята (искл.). Однажды курица со своими цыпочками пошла гулять. Один цыплёнок отстал и попал на маленькую станцию (в словах на -ция пишется и). Он хотел посмотреть на часы, но циферблат (в корнях слов после ц пишем и) часов был сломан. На часах не было ни одной цифры (в корнях слов после ц пишем и). Вдруг малыш услышал шум, он повернулся и увидел проезжавшую мимо цистерну с молоком. Цыплёнок испугался и убежал в лес. На опушке он заметил цыганский табор. Возле костра на циновке сидели цыгане и ели огурцы. Красивая цыганка пела задушевную песню. (75 слов)

Ответ:

1. Весной у курицы (в окончаниях после ц пишется ы) вывелись цыплята (искл.). Однажды курица со своими цыпочками (искл.) пошла гулять. Один цыплёнок (искл.) отстал и попал на маленькую станцию (в словах на -ция пишется и). Он хотел посмотреть на часы, но циферблат (в корнях слов после ц пишем и) часов был сломан. На часах не было ни одной цифры (в корнях слов после ц пишем и). Вдруг малыш услышал шум, он повернулся и увидел проезжавшую мимо цистерну (в корнях слов после ц пишем и) с молоком. Цыплёнок (искл.) испугался и убежал в лес. На опушке он заметил цыганский (искл.) табор. Возле костра на циновке (в корнях слов после ц пишем и) сидели цыгане (искл.) и ели огурцы (в окончаниях после ц пишется ы). Красивая цыганка (искл.) пела задушевную песню.

2.

Около маленькой станции расположился цыганский табор. Рядом протекала красивая речка. А в лесу звонко пели птицы. Старый цыган повёл коней на водопой, а цыганята долго возились в воде. От этого у них на руках появились цыпки. Они сели на берегу и стали есть цитрусы. Вдруг два маленьких цыганёнка увидели цыплёнка. Мальчик попытался с ним поиграть. Он это видел в цирке. Но цыплёнок не слушался. Тут пришёл старик и объяснил, что цыплята не поддаются дрессировке. После этих слов цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!» Цыплёнок убежал, а цыганята пошли играть. (91 слово)

Ответ

Контрольные диктанты

1.

Жаркий безоблачный день. Лучи солнца пробиваются сквозь густые растения. От станции тянется бескрайняя дорога. Она удаляется в лес. На каждом шагу бесстрашного путника этой дремучей чащобы подстерегает опасность.

Но вот заросли пройдены. Можно расположиться на отдых. Путник достаёт тушёнку, кусок цыплёнка, цитрусовые и ест с аппетитом. На деревьях звонко пощёлкивают птицы. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Путник хватается за ружьё, но зверь ушёл сквозь растительность.

Усталый путник выходит на поляну, ложится в траву и внимательно слушает каждый шорох и шёпот. Разнообразные бабочки и жучки летают вокруг, хлопотливые пчёлы залетают в чашечки цветов. Сердце останавливается от восторга.

(По Г. Скребицкому, 99 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант I третье предложение второго абзаца;

2-й вариант I последнее предложение второго абзаца.

2. 1-й вариант I выпишите слова с чередующимися гласными, графически объясните написание.

3. 2-й вариант I выпишите слова с приставками на 3 — С, графически объясните написание.

Ответ:

1. Путник (п.) достаёт (ск.) тушёнку (доп.), кусок цыплёнка(доп.), цитрусовые (доп.) и ест (ск.) с аппетитом (обст.).

 Путник (п.) хватается (ск.) за ружьё (доп.), но зверь (п.) ушёл (ск.) сквозь растительность (обст.).

2. Растения (чередов. раст-рост), заросли (рас-рос), расположиться (лож-лаг), растительность (раст-рост), ложится (лож-лаг).

3.

Жаркий безоблачный день. Лучи солнца пробиваются сквозь густые растения. От станции тянется бескрайняя дорога. Она удаляется в лес. На каждом шагу бесстрашного путника этой дремучей чащобы подстерегает опасность.

Но вот заросли пройдены. Можно расположиться на отдых. Путник достаёт тушёнку, кусок цыплёнка, цитрусовые и ест с аппетитом. На деревьях звонко пощёлкивают птицы. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Путник хватается за ружьё, но зверь ушёл сквозь растительность.

Усталый путник выходит на поляну, ложится в траву и внимательно слушает каждый шорох и шёпот. Разнообразные бабочки и жучки летают вокруг, хлопотливые пчёлы залетают в чашечки цветов. Сердце останавливается от восторга.

2.

У меня в сторожке жил ручной ёж. Днём он располагался в старом сапоге, вечером любил полежать на циновке у дверцы шкафа, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от шороха. Это шуршал ёж. Он бежал по тоненькой жёрдочке, ловко ловил беспомощных мышей и быстро расправлялся с ними, а потом ложился отдыхать. Ёж доставлял мне много беспокойства, был большой обжора. Он объедал мои любимые растения и даже ел маленькие росточки в горшочках. Но мне нравилась его хватка. Вот он выходит из убежища, разглядывает каждую щёлку, суёт нос за решётку, выхватывает мелкие крошки, сбрасывает их в кучку. Он был забавен в своих движениях, походке, смешна была его мордочка с чёрными и бесхитростными глазками.

(По И. Соколову-Микитову, 112 слов)

Задание

1. Сделать синтаксический разбор предложения:

1-й вариант I пятое предложение;

2-й вариант I предпоследнее предложение.

2. 1-й вариант I выпишите слова с О — Ё после шипящих, обозначьте орфограмму.

3. 2-й вариант I выпишите слова с приставками на 3 — С, обозначьте орфограмму.

Ответ