Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Прямая речь. Диалог

159. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Замените там, где это необходимо, маленькие буквы большими.

1) Невежда враг самому себе гласит русская пословица. 2) В старину говорили хлеб батюшка земля матушка. 3) Как его ставить велико, коли он не стоит и лыка? спрашивает пословица. 4) Ворона шепчет воронёнку мой беленький. Слониха говорит слонёнку мой маленький. (Кир) 5) Надеясь на обильный ужин, не говори обед не нужен. (Киргизская пословица)

Начертите схемы предложений 1, 3, 5.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корень, подчеркните проверяемую безударную гласную, подберите проверочные слова.

Ответ:

1) «Невежда — враг самому себе», — гласит русская пословица. 2) В старину говорили: «Хлеб — батюшка, земля — матушка». 3) «Как его ставить велико, коли он не стоит и лыка?» — спрашивает пословица. 4) Ворона шепчет воронёнку: «Мой беленький!» Слониха говорит слонёнку: «Мой маленький!» (Кир) 5) Надеясь на обильный ужин, не говори: «Обед не нужен!». (Киргизская пословица)

160. Запишите, расставьте знаки препинания. Замените там, где это необходимо, маленькие буквы большими.

1) Все науки в грамматике нужду имеют писал М. В. Ломоносов. 2) И. С. Тургенев призывает берегите русский язык, наш прекрасный русский язык! 3) Язык это история народа читаем у А. Куприна. 4) Общественная речь должна быть правильной и выразительной завещал нам, сегодня живущим, академик Виноградов. 5) А. С. Пушкин советует молодым писателям Читайте простонародные сказки чтобы видеть свойства русского языка!

Начертите схемы предложений 1, 2, 5.

Ответ:

1) «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал М. В. Ломоносов. 2) И. С. Тургенев призывает: «Берегите русский язык, наш прекрасный русский язык!». 3) «Язык — это история народа», — читаем у А. Куприна. 4) «Общественная речь должна быть правильной и выразительной», — завещал нам, сегодня живущим, академик Виноградов. 5) А. С. Пушкин советует молодым писателям: «Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка!»

161. Прочитайте выразительно. Запишите, расставьте недостающие знаки препинания.

* * *

Мы спр..сили жур..вля

Где же лучшая з..мля?

Отв..чал он, прол..тая

Лучше нет р..дного края!

  (П. Воронько)

Ответ:

* * *

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

162. Прочитайте отрывок из повести В. Катаева «Сын полка». Понаблюдайте, как писатель избегает повторения слова «сказал».

Хороший паренёк?.. спр..сил к..питан Енакиев. Замеч..тельный! воскликнул Егоров уже совсем по-домашнему.

К..питан нахмурился и отв..рнулся. Был когда-то у к..питана Енакиева мальчик, сын Костя...

Как его звать? спр..сил к..питан Енакиев. Ваня с в..сёлой г..товностью ответил сержант Егоров и его лицо расплылось в ш..рокую, добрую улы..ку.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Начертите схемы предложений с прямой речью.

Ответ:

«Хороший паренёк?..» — спросил капитан Енакиев. «Замечательный!» — воскликнул Егоров уже совсем по-домашнему.

Капитан нахмурился и отвернулся. Был когда-то у капитана Енакиева мальчик, сын Костя...

«Как его звать?» — спросил капитан Енакиев. «Ваня», — с весёлой готовностью ответил сержант Егоров, и его лицо расплылось в широкую, добрую улыбку.

163. Прочитайте текст. Запишите, расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений с прямой речью.

Первая охота

Надоело щ..нку г..нять кур (по) дв..ру. Вот он и думает Пойду-ка я на охоту (за) дикими зв..рями и птицами. Шмыгнул (в) подворотню и (по) б..жал (по) лугу.

Увидели его дикие звери птицы и насекомые и думают каждый про себя.

Выпь думает Я его обману!

Удод думает Я его уд..влю!

Ветришейка думает Я его напугаю!

А я его прог..ню! думает Жук Бомбардир.

Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему думают они про себя. (По В. Бианки)

Ответ:

Первая охота

Надоело щенку гонять кур по двору. Вот он и думает: «Пойду-ка я на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.

Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.

Выпь думает: «Я его обману!»

Удод думает: «Я его удивлю!»

Ветришейка думает: «Я его напугаю!»

«А я его прогооню!» — думает Жук Бомбардир.

«Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» — думают они про себя. (По В. Бианки)

164. Прочитайте азербайджанскую пословицу. В чём особенность её оформления?

Лентяю сказали: «Закрой дверь». А он в ответ: «Подует ветер — закроет».

Запишите пословицу в форме диалога. Как изменятся знаки препинания?

Ответ

165. Прочитайте. Как построено стихотворение? Какой приём лежит в основе данных поэтических строк? Какова главная мысль стихотворения?

Докладчик

Выступал докладчик юный

говорил он о труде.

Он доказывал с трибуны

Нужен труд всегда везде!

Нам велит трудиться школа

учит этому отряд!

Подними бумажки с пола!

крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится

На это есть уборщица.

    (А. Барто)

Запишите текст стихотворения, расставьте знаки препинания.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова», выделите орфограмму, объясните её правописание.

Объясните правописание -ТСЯ(-ТЬСЯ) в глаголах.

Ответ:

Докладчик

Выступал докладчик юный,

говорил он о труде.

Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

Нам велит трудиться школа,

учит этому отряд!

— Подними бумажки с пола!

крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится:

— На это есть уборщица.

166. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

Филька, плача, расск..зал Панкрату, как он обидел раненого к..ня и как из (за) этого упал (на) д..ревню м..роз.

Что же мне т..перь делать дедушка Панкрат? спр..сил Филька.

Изобр..сти сп..сение от стужи. Тогда (перед) людьми не будет твоей в..ны. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек в..сёлый. Каждый тебя (по) пл..чу потреплет и пр..стит. Понятно?

Понятно ответил Филька.

Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку ч..с с четв..ртью.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания (кроме предложений первого абзаца).

Найдите предложение с обращением. Запишите его в форме предложения с прямой речью и словами автора. Начертите схему записанного предложения. Обращение выделите знаком О.

Ответ:

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

— Что же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.

— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

— Понятно, — ответил Филька.

— Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

167. Прочитайте. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок. В каком предложении заключена главная мысль данного текста? Аргументируйте свой ответ.

!

Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество! По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» — это короче.

Ах, ваше величество, что вы написали!

Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Нет, вы правильно написали это слово — и всё-таки сделали очень грубую ошибку.

Какую же?

Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись

Запишите, расставьте недостающие знаки препинания. Выделите орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова.

Ответ:

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

— Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

— И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

— По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» — это короче.

— Ах, ваше величество, что вы написали!

— Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

— Нет, вы правильно написали это слово — и всё-таки сделали очень грубую ошибку.

— Какую же?

— Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

168. Выпишите из текстов загадок сначала предложение(-я), в котором(-ых) прямая речь стоит перед словами автора. Затем запишите предложение(-я), в котором(-ых) прямая речь стоит после слов автора. Расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.

1) Василий уезжает и говорит плачущей Василисе Не плачь Василиса я осенью приеду тебя не забуду. (Ледоход) 2) Ежедневно в семь утра я кричу Вставать пора! (Будильник) 3) Вот так лошадка! Словно большая тетрадка в линейку! воскликнул Андрейка. (Зебра) 4) Долгоножка хвалится Я ли не красавица! А всего-то — косточка да красненькая кофточка. (Яблоко) 5) Приказало солнце Стой семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет, рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

Выделите в словах орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова.

Ответ:

1) Василий уезжает и говорит плачущей Василисе: «Не плачь, Василиса, я осенью приеду, тебя не забуду.» (Ледоход) 2) Ежедневно в семь утра я кричу: «Вставать пора!» (Будильник) 3) «Вот так лошадка! Словно большая тетрадка в линейку!» — воскликнул Андрейка. (Зебра) 4) Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица!» А всего-то — косточка, да красненькая кофточка. (Яблоко) 5) Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой!» Туча скрыла солнца свет, рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

*169. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной и запишите. Как изменится пунктуационное оформление предложений?

1) Чехов писал: «Язык должен быть прост и изящен». 2) «От правды отстанешь, куда пристанешь?» — вопрошает русская пословица. 3) Есенин подчёркивал: «Тема Родины, России — основная во всех моих стихах». 4) «Доброта есть вечная цель нашей жизни», — утверждал Л. Толстой. 5) Из соседней комнаты кто-то позвал: «Иван Андреич! Вы дома?» (А. Чехов)

Ответ

*170. Запишите данные высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы (см. слова для справок). Слова автора ставьте перед прямой речью и после прямой речи. Расставьте нужные знаки препинания.

1) Большая отвага о себе молчит. (Японская пословица) 2)Добро помни, зло забывай. (Русская пословица) 3) Мы должны знать изобретения наших предков. (Цицерон) 4) Разве порядочному человеку пристало лгать? (Цицерон) 5) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А Чехов)

Ответ:

Слова для справок: сказать, ответить, спросить, убедить, написать, завещать, посвятить, учить, назидать, напоминать, призывать.

*171. Прочитайте текст загадки. Найдите предложения с прямой речью. Как они оформлены на письме? Запишите данный текст в виде диалога. Как при этом изменятся знаки препинания, сопровождающие реплики?

* * *

Что же это за дразнилка?

Я зову: «Наташка!»

А он кричит: «Ашка!»

Я зову: «Серёжа!»

А он кричит: «Ёжа!»

Я кричу: «Ау!»

А он рычит: «У-у-у!»

    (Эхо)

Ответ

*172. Исправьте ошибки и запишите предложения.

1) Поэт Н. Рубцов писал А. Яшину: «Удивительно хорошо в деревне»! 2) «Будь щедрой», — сказало Солнце Осени. 3) «Охрану природы я считаю делом святым»: писал Л. Леонов. 4) Народная примета говорит: частые туманы обещают урожай грибов.

Ответ

173. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Диалог — это ... .

2) Слова каждого лица в диалоге пишутся ... и перед ними ставится ... .

3) Прямая речь — это ... . Например: ... .

4) Прямая речь состоит из двух частей: ... и ... .

Ответ:

1) Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

2) Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки и перед ними ставится тире.

3) Прямая речь — это дословное воспроизведение чужого высказывания. Например: «Завтра пойдем в парк», — сказала мама.

4) Прямая речь состоит из двух частей: собственно прямой речи и слов автора. Слова автора могут стоять перед прямой речью или после неё.

174. (Задание по теории языка.) Начертите основные схемы предложений с прямой речью. Составьте по ним предложения и запишите.

Ответ