Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Простые и сложные предложения

151. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

1) Горы рассыпаются но дела людей остаются. 2) Хоть ручки черны да работа бела. 3) Расчистил бы каждый перед своим домом и все улицы стали бы чистыми. 4) Упорство и труд дивные всходы дают. 5) Не трактор пашет, а тракторист. 6) Если труд удовольствие то жизнь наслаждение. 7) У трудолюбивого амбары полны у ленивого посуда пуста. 8) Деловая пора ум даёт а на безделье дурь в голову лезет. 9) Труд дорога к успеху и нетленным богатствам. (Пословицы)

В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире? Почему?

Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: Упорство и труд дивные всходы дают.

Ответ:

1) Горы рассыпаются, но дела людей остаются. 2) Хоть ручки черны, да работа бела. 3) Расчистил бы каждый перед своим домом, и все улицы стали бы чистыми. 4) Упорство и труд дивные всходы дают. 5) Не трактор пашет, а тракторист. 6) Если труд — удовольствие, то жизнь — наслаждение. 7) У трудолюбивого амбары полны, у ленивого посуда пуста. 8) Деловая пора ум даёт, а на безделье дурь в голову лезет. 9) Труд —дорога к успеху и нетленным богатствам. (Пословицы)

Упорство и труд дивные всходы дают.

Упорство и труд помогают достичь поставленной цели.

152. Прочитайте высказывания. Какая тема их объединяет? Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, свой выбор объясните.

1) На прот..жении всей своей ж..зни писатель не перест..ёт р..ботать над словом и самая б..льшая радость верно найденное слово. (К. Федин) 2) Лучшее л..карство от безделья это постоянный и чес..ный труд. (М. де Сервантес) 3) Труд в наше время это в..ликое право и в..ликая обязанность. (В. Гюго) 4) Сч..стье дост..гается не уд..вольствиями а верностью достойному делу. (X. Келлер) 5) Восп..тание должно разв..вать в человеке привычку и любовь к труду. (К. Ушинский) 6) Человек лишь там чего-то доб..вается где он верит в свои силы. (Л. Фейербах) 7) С детства я усвоил что труд это сч..стье. (М. Аникушин)

Ответ:

1) На протяжении всей своей жизни писатель не перестаёт работать над словом, и самая большая радость — верно найденное слово. (К. Федин) 2) Лучшее лекарство от безделья — это постоянный и честный труд. (М. де Сервантес) 3) Труд в наше время — это великое право и великая обязанность. (В. Гюго) 4) Счастье достигается не удовольствиями, а верностью достойному делу. (X. Келлер) 5) Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду. (К. Ушинский) 6) Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. (Л. Фейербах) 7) С детства я усвоил, что труд — это счастье. (М. Аникушин)

153. Прочитайте поэтические строки. Какую картину рисует автор?

Летний вечер (отрывок)

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными глазами.

    (Ф. Тютчев)

Запишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз «и».

Выделите орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Подберите проверочные слова.

Ответ:

Летний вечер (отрывок)

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными глазами.

154. Прочитайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы сложных предложений.

Дело было (к) веч..ру. Он шёл тихо и гл..дел (на) воду. Вдруг ему пок..залось что что-то б..рахтается (в) тин., у самого бер..га. Он нагнулся и увидел неб..льшого щ..нка к..торый никак не мог вылезть (из) воды. Щ..нок бился ск..льзил и др..жал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим погл..дел на несчас..ную с..бачонку подхв..тил её одной рукой сунул её себе (за) пазуху и пустился б..льшими шагами домой.

Он вошёл в свою к..морку уложил сп..сённого щ..нка (на) кроват.. прикрыл армяком и поб..жал (в) кухню (за) ч..шечкой м..л..ка...

Всю ноч.. Герасим в..зился (с) с..бачонкой укладывал её обтирал к..рмил и заснул наконец сам возле неё каким-то радос..ным и тихим сном.

Найдите слова с непроизносимой согласной в корне, укажите, какой частью речи они являются.

Начертите схемы сложных предложений.

Ответ:

И. С. Тургенев «Муму»

Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, который никак не мог вылезть из воды. Щенок бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её себе за пазуху и пустился большими шагами домой.

Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл армяком и побежал в кухню за чашечкой молока...

Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обтирал, кормил и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.

155. Выпишите сначала сложные предложения, подчеркните их грамматические основы, начертите схемы. Затем запишите простые предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены как члены предложения, начертите схемы предложений.

1) Не одежда красит человека, а добрые дела. 2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. 3) Пчела летает и всё хорошее собирает. 4) Дружба крепка не лестью а правдой и честью. 5) Умный знает и всё-таки спросит а невежда не знает и не спрашивает. 6) Дождик вымочит а красно солнышко высушит. 7) Будь храбрым и ты будешь сильным. 8) Криво дерево да яблочки сладки. 9) Родство познаётся в час радости и в день печали. 10) Все птички крыльями машут да не все летают. 11) Глаза облюбовали руки сделали. (Пословицы)

Найдите нераспространённые предложения.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите орфограмму, подберите проверочные слова.

Ответ

156. Прочитайте загадки. Найдите сложные предложения, начертите их схемы (укажите в схемах грамматические основы). Затем начертите схемы простых предложений с однородными членами (укажите в схемах синтаксическую роль однородных членов).

1) Под землёй птица гнездо свила яиц нанесла. (Картофель) 2) Никто не пугает а она вся дрожит. (Осина) 3) Нагнут меня ребятки и дождь пойдёт на грядки. (Лейка) 4) Как для птиц зовётся кров где растят они птенцов? (Гнездо) 5) На нём я прыгаю скачу и сальто в воздухе кручу. (Батут) 6) Рассыпался горох на семьдесят дорог никто его не подберёт. (Град) 7) День и ночь кричит а не устаёт. (Водопад) 8) Махнула птица крылом закрыла весь свет одним крылом. (Ночь) 9) Сестра к брату в гости идёт а он от неё прячется. (Солнце и месяц) 10) Разрежь его всего лишь раз и слёзы потекут из глаз. (Лук)

Ответ

157. Прочитайте. Найдите сначала сложные предложения, начертите их схемы (укажите в схемах грамматические основы). Затем начертите схемы простых предложений с однородными членами (укажите в схемах синтаксическую роль однородных членов).

1) Недвижно вдохновенно стали леса и кинули огромную тень от себя. 2) Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями. 3) А вверху всё дышит всё дивно всё торжественно. 4) А на душе и необъятно и чудно и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. 5) И вдруг всё ожило и леса и пруды и степи. 6) Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода и заставил его отдохнуть на берегу. 7) Вода задрожала и окно закрылось снова. 8) Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своём сердце. 9) Лучи месяца проходили через окно и падали на спящую Ганну. 10) Сперва тихо звукнули струны бандуры, к ним присоединился голос. (Н. Гоголь)

Найдите и выпишите слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова», выделите корень, объясните правописание проверяемой согласной.

Ответ

158. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Однородные члены предложения, соединённые одиночными союзами «и», «или», «либо», запятой ... (например: ...).

2) Разделяются запятой однородные члены, которые соединены: а) ... ... (например: ...); б) ... (например: ...).

3) Простые предложения в составе сложного запятой ... (например: ...).

Ответ:

1) Однородные члены предложения, соединённые одиночными союзами «и», «или», «либо», запятой не разделяются (например: Теплоход встал поперек реки и дал течению развернуть его вниз, по ходу.).

2) Разделяются запятой однородные члены, которые соединены: а) бессоюзной связью (например: Потекла со страшной быстротой густая, странная, пестрая жизнь.); б) повторяющимися соед. союзами (и…и; ни… ни) и повторяющимися разделит. союзами (или… или; либо… либо; то… то; не то… не то) (например: ...).

3) Простые предложения в составе сложного запятой ... (например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба).