Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Предложения с обращениями

142. Запишите пословицы, расставьте знаки препинания. Отметьте обращения значком О.

1) Мели Емеля твоя неделя. 2) Не ссылайся сын на отцовский чин. 3) Улитка спрячь рожки я вижу тень на дорожк.. . 4) Не суйся пятница прежде ч..тверга. 5) Ерёма Ерёма с..дел бы ты дома да т..чил веретёна. 6) Идущий на свадьбу гость дома оставь св..ю злость. (Каракалпакская пословица) 7) Знай св..рчок свой шесток. 8) Поспей яблочко да и в рот уп..ди.

Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: Не ссылайся, сын, на отцовский чин.

Подчеркните грамматические основы в пятом и восьмом предложениях.

Ответ:

1) Мели, Емеля(О), твоя неделя. 2) Не ссылайся, сын(О), на отцовский чин. 3) Улитка(О), спрячь рожки, я вижу тень на дорожке. 4) Не суйся, пятница(О), прежде четверга. 5) Ерёма, Ерёма (О), сидел бы ты дома, да точил веретёна. 6) Идущий на свадьбу гость, дома оставь свою злость. (Каракалпакская пословица) 7) Знай, сверчок(О), свой шесток. 8) Поспей, яблочко(О), да и в рот упади.

143. Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Обращения выделите знаком О.

1) Дети Д..р..жите благосл..вением р..дителей! (Святитель Филарет Московский) 2) Вот опять ты мне вспомнилась мама. (Я. Смеляков) 3) Люди Братья мои Б..р..гите своих матерей! (С. Островой) 4) Не свою ли песенную силу мама сыну ты перед..ла? (Р. Гамзатов) 5) Друг мой брат мой товарищ.. мой если з..вёт тебя мать — рвись (к) ней сер..цем. Спеши. Мчись (к) ней (в) самой крылатой р..кет.. . (С. Островой) 6) И пусть между нами сейч..с к..лометры — ты здесь ты (со) мною р..дная моя! (Э. Асадов) 7) Натруженные руки матерей св..тее вас нет ничего (на) свет..! (Н. Рыленков)

Произведите синтаксический разбор предложения 4.

Ответ:

1) Дети!(О) Держите благословением родителей! (Святитель Филарет Московский) 2) Вот опять ты мне вспомнилась, мама(О). (Я. Смеляков) 3) Люди! Братья мои!(О) Берегите своих матерей! (С. Островой) 4) Не свою ли песенную силу, мама(О), сыну ты передала? (Р. Гамзатов) 5) Друг мой, брат мой, товарищ мой(О), если зовёт тебя мать — рвись к ней сердцем. Спеши. Мчись к ней в самой крылатой ракете. (С. Островой) 6) И пусть между нами сейчас километры — ты здесь, ты со мною, родная моя(О)! (Э. Асадов) 7) Натруженные руки матерей, светлее вас нет ничего на свете! (Н. Рыленков)

144. Прочитайте выразительно. Запишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Свой выбор объясните.

* * *

Родина

Тебе я славу пою.

Родина

Я верю (в) мудрость твою.

Все твои д..роги

Все твои тр..воги

Я д..лю (с) тобой з..мля моя!

   (В. Полухин)

Произведите синтаксический разбор третьего предложения, начертите его схему.

Ответ:

Родина

Родина,

Тебе я славу пою!

Родина,

Я верю в мудрость твою!

Все твои дороги,

Все твои тревоги

Я делю с тобой, земля моя!

145. Прочитайте шуточное стихотворение Р. Куликовой. Как оно построено? Найдите в тексте стихотворения обращения. Запишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Дедушка-медведушка

— Дедушка-медведушка

Миленький ты мой

В хор меня не приняли

Усп..кой.

— Разве это горюшко?

Ну и м..л..дёж

Ты без хора внученька

Х..рошо р..вёшь.

Ответ:

Дедушка-медведушка

— Дедушка-медведушка,

Миленький ты мой!

В хор меня не приняли,

Успокой.

— Разве это горюшко?

Ну и молодёжь…

Ты без хора, внученька(О),

Хорошо ревёшь.

146. Прочитайте поэтические строки. Назовите автора и стихотворение, из которого взят данный отрывок.

* * *

Наша ветхая лачу..ка

И печ..льна и т..мна

Что же ты моя ст..рушка

Приумолкла (у) окна?

Или бури завываньем

Ты мой друг ут..млена

Или др..млешь (под) жужжаньем

Своего в..ретена?

Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Подчеркните грамматические основы в первом предложении, укажите, чем они выражены.

Ответ:

Зимний вечер

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

147. Запишите текст, расставьте знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обращения выделите знаком О.

Побудь немного (в) т..шине и од..ночестве мой д..р..гой соотечественник и друг закрой гл..за вспомни недавнее прошлое...

Милая светлая родина Вся наша безгр..ничная сыновья любовь — тебе все наши помыслы с тобой! (М. Шолохов)

Ответ:

Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг(О), закрой глаза, вспомни недавнее прошлое...

Милая, светлая родина!(О) Вся наша безграничная сыновья любовь — тебе, все наши помыслы с тобой! (М. Шолохов)

148. Выпишите предложения, в которых есть обращения. Расставьте знаки препинания, обращения выделите знаком О.

1) Друзья мои прекрасен наш союз! (А. Пушкин) 2) Бог помочь вам друзья мои. (А. Пушкин) 3) Мои друзья летели в бурках зимою в огненной пыли... (А. Прокофьев) 4) Как ты таинственна гроза! (И. Бунин) 5) Едва наши герои вышли из барака как разразилась гроза. (С. Брюссоло) 6) А в чистом безоблачном небе уже бушевала гроза. (Л. Пантелеев) 7) Ты гроза грозись а мы — друг за друга держись. (Пословица) 8) Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе. (С. Есенин) 9) Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу. (С. Есенин) 10) Черёмуха душистая с весною расцвела. (С. Есенин)

Найдите в записанных предложениях слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите орфограмму, объясните её правописание.

Ответ:

1) Друзья мои(О), прекрасен наш союз! (А. Пушкин) 2) Бог помочь вам, друзья мои(О). (А. Пушкин) 3) Мои друзья летели в бурках зимою, в огненной пыли... (А. Прокофьев) 4) Как ты таинственна, гроза(О)! (И. Бунин) 5) Едва наши герои вышли из барака, как разразилась гроза. (С. Брюссоло) 6) А в чистом, безоблачном небе уже бушевала гроза. (Л. Пантелеев) 7) Ты, гроза(О), грозись, а мы — друг за друга держись. (Пословица) 8) Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе. (С. Есенин) 9) Сыпь ты, черёмуха(О), снегом, пойте вы, птахи(О), в лесу. (С. Есенин) 10) Черёмуха душистая с весною расцвела. (С. Есенин)

*149. Прочитайте. В роли каких членов предложения выступает слово «родина»? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему? Запишите, расставьте знаки препинания. Укажите, какую синтаксическую роль играет слово «родина» в каждом предложении.

1) Родина это отечество родная земля. («Толковый словарь») 2) Город Елец моя малая родина. 3) Я люблю мою родину славную! 4) На родине и цветы по-особенному пахнут. 5) Спасибо Родина за счастье с тобою быть в пути твоём. (А. Твардовский)

Ответ:

1) Родина — это отечество, родная земля. («Толковый словарь») 2) Город Елец — моя малая родина. 3) Я люблю мою родину славную! 4) На родине и цветы по-особенному пахнут. 5) Спасибо, Родина(О), за счастье с тобою быть в пути твоём. (А. Твардовский)

150. (Задание по теории языка.) Допишите предложения текста.

Обращения выделяются на письме ... (например: ...).

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится ... (например: ...).

Ответ:

Обращения выделяются на письме запятой(запятыми) или восклицательным знаком (например: Вот опять ты мне вспомнилась, мама).

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (например: «Милая моя!...).