Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

121. Прочитайте предложения выразительно. Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Как св..тла, как нарядна в..сна! (И. Бунин) 2) Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу (в) луч..х со..нца? (К. Паустовский) 3) Д..бро помни, зло забывай. (Пословица) 4) Х..рошо (в) л..су (в) апрел..! (Б. Заходер) 5) Да ведают п..томки пр..вославных з..мли р..дной м..нувшую судьбу. (А. Пушкин)

Охарактеризуйте предложения: а) по цели высказывания; б) по эмоциональной окраске.

Как вы понимаете смысл высказывания А. Пушкина (см. предложение 5)?

Подчеркните в записанных предложениях грамматические основы, укажите, чем они выражены.

Найдите прямые дополнения, подчеркните их.

Укажите нераспространённое предложение.

Ответ:

1) Как светла, как нарядна весна! (И. Бунин) 2) Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца? (К. Паустовский) 3) Добро помни, зло забывай. (Пословица) 4) Хорошо в лесу в апреле! (Б. Заходер) 5) Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу. (А. Пушкин)

122. Прочитайте. Определите тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите предложения: а) повествовательные; б) вопросительные; в) побудительные. Назовите восклицательные предложения.

Запишите, расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

1) Какая из прочитанных книг вам больше нравится // (Н. Островский) 2) Вечер такой славный // (А. Чехов) 3) Тишина кроткого вечера стояла в поле // (И. Бунин) 4) Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа // (Гораций) 5) Не клади волку пальца в рот // (Пословица) 6) Тогда — остановись на миг, послушай тишину ночную // (А. Блок) 7) Как же можно освоить язык, если не тренироваться, не упражняться в нём // (Е. Чернявский)

Какова функция расставленных вами знаков препинания в конце данных предложений?

Найдите предложение с риторическим вопросом. Как вы объясните сочетание знаков препинания в нём?

Найдите в предложениях слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите корень, подберите проверочные слова.

Определите значение слов: славный (предложение 2), кроткого (предложение 3).

Ответ:

1) Какая из прочитанных книг вам больше нравится? (Н. Островский) 2) Вечер такой славный! (А. Чехов) 3) Тишина кроткого вечера стояла в поле. (И. Бунин) 4) Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа. (Гораций) 5) Не клади волку пальца в рот. (Пословица) 6) Тогда — остановись на миг, послушай тишину ночную. (А. Блок) 7) Как же можно освоить язык, если не тренироваться, не упражняться в нём?! (Е. Чернявский)

123. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Пушкина «Вакхическая песня». Определите его главную мысль.

* * *

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Какие предложения по цели высказывания представлены в тексте? А по эмоциональной окраске?

Запишите текст стихотворения, подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены.

Найдите слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», объясните её правописание.

Ответ

124. Подготовьте выразительное чтение текста. Охарактеризуйте его интонационные особенности. Какова главная мысль текста?

Как мы в детств.. луга любили // Я (на) лугах выросла // Разве где-то есть места лучше нашего // Нет их // Посм..три // Разве где есть т..кое небо // Вот бы т..кую краску-г..лубичку // См..три, обл..ко, как кружевное // В..лико ли, а застило солнышко, и всё м..няется, яркость отдыхает, зел..нь т..мнеет, г..лубое вперёд выступает // Отошло обл..ко — зел..нь запл..скалась, засер..брилась, как в..да (в) пруду // А цветы // (По В. Крупину)

Запишите, расставьте знаки препинания в конце предложений, вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните в предложениях текста обстоятельства, укажите, чем они выражены.

Ответ:

Как мы в детстве луга любили! Я на лугах выросла. Разве где-то есть места лучше нашего? Нет их! Посмотри. Разве где есть такое небо? Вот бы такую краску-голубичку. Смотри, облако, как кружевное. Велико ли, а застило солнышко, и всё меняется, яркость отдыхает, зелень темнеет, голубое вперёд выступает. Отошло облако — зелень заплескалась, засеребрилась, как вода в пруду. А цветы! (По В. Крупину)

125. Запишите пословицы, поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.

1) Мужество это сила. 2) Если кривы дерева, то от них и тень крива. (Каракалпакская) 3) Осень хвастлива, весна справедлива. 4) Рубашка беленькая, да душа серенькая. 5) Утренний дождь путника не остановит. 6) Честный труд наше богатство. 7) Охота и желание первые в работе помощники. 8) Хлеб батюшка, вода матушка. 9) Лес и вода брат и сестра. 10) Пчела далеко за каплей летит.

Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», выделите орфограмму, объясните её правописание.

Ответ:

1) Мужество — это сила. 2) Если кривы дерева, то от них и тень крива. (Каракалпакская) 3) Осень хвастлива, весна справедлива. 4) Рубашка беленькая, да душа серенькая. 5) Утренний дождь путника не остановит. 6) Честный труд — наше богатство. 7) Охота и желание — первые в работе помощники. 8) Хлеб — батюшка, вода — матушка. 9) Лес и вода — брат и сестра. 10) Пчела далеко за каплей летит.

126. Запишите предложения, произведите их синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными буквами.

1) Ночь тихая лунная. (М. Пришвин) 2) Безмолвна д..лина глухая. (А. Пушкин) 3) И весел звучный лес. (И. Бунин) 4) Росы х..лодные и свеж..й ветер днём умеряет летний жар. (М. Пришвин) 5) В..сенний лес певуч и светел черны и радос..ны поля. (Н. Гумилёв) 6) Вдруг находит на небо туча чёрная вст..ёт гроза страшная. (Из сказки «Марья Моревна»)

Ответ:

1) Ночь тихая лунная. (М. Пришвин) 2) Безмолвна долина глухая. (А. Пушкин) 3) И весел звучный лес. (И. Бунин) 4) Росы холодные и свежий ветер днём умеряет летний жар. (М. Пришвин) 5) Весенний лес певуч и светел, черны и радостны поля. (Н. Гумилёв) 6) Вдруг находит на небо туча чёрная, встаёт гроза страшная. (Из сказки «Марья Моревна»)

127. Выпишите предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем они выражены.

1) Щи да каша еда наша. 2) Мы молодой весны гонцы. (Ф. Тютчев) 3) Ремесло золотой кормилец. (Пословица) 4) Пшеничка тучная, так и уборка её не скучная. (Пословица) 5) Я ученик. 6) Книга источник знаний. (Пословица) 7) Честное дело не таится. (Пословица) 8) После июньских хороших дождей земля именинница. (Пословица)

Ответ:

1) Щи да каша — еда наша. 2) Мы молодой весны гонцы. (Ф. Тютчев) 3) Ремесло — золотой кормилец. (Пословица) 4) Пшеничка тучная, так и уборка её не скучная. (Пословица) 5) Я — ученик. 6) Книга — источник знаний. (Пословица) 7) Честное дело не таится. (Пословица) 8) После июньских хороших дождей земля — именинница. (Пословица)

128. Выпишите предложения, в которых сказуемое выражено именем прилагательным. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите способ их выражения.

1) Утро пасмурное, но тёплое. 2) Высокое голубое небо. 3)Крепкие, красные, боровые росли грибы в зелёной траве. 4)Одуванчик — первый весенний цветок. 5) Чудесный, сказочный, звонкий окружал нас мир. 6) Утомительно и печально однообразие тундры. 7) Имя прилагательное — самостоятельная часть речи. 8) Сказки Б. Шергина интересные и поучительные. 9) Удивительно красивы утренние часы!

Ответ

129. Выпишите предложения, в которых есть прямое дополнение. Подчеркните грамматическую основу предложений и прямое дополнение, укажите способ выражения прямого дополнения.

1) Учёность есть сладкий плод горького корня. (Марк Порций Катон Старший) 2) Знание делает жизнь красивой. (Пословица) 3) Учителями славится Россия. (А. Дементьев) 4) Знания молодят сердце старика. (Таджикская пословица) 5) Наука даёт крылья уму. (Пословица) 6) Без учёбы и труда не придёт на стол еда. (Пословица) 7) Не удивляй одеждой, удивляй знаниями. (Монгольская пословица) 8) Малая лень большое горе приносит. (Пословица)

Ответ

130. Ответьте на вопросы таким образом, чтобы между главными членами ставилось тире. Запишите предложения-ответы, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите способ их выражения.

1) Что такое орфограмма? 2) Что такое суффикс? 3) Кто такой М. В. Ломоносов? 4) Кто такой И. Е. Репин? 5) Кто такой А. Блок?

Ответ

*131. Составьте и запишите небольшой текст на тему «Моя любимая книга». Используйте в работе предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Ответ

132. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Точка — ... знак препинания, который: а) оформляет ...; б) обозначает ... .

2) Вопросительный знак — ... знак препинания, который обозначает ... и оформляет ...; указывает на ...; ...; на ... .

3) Восклицательный знак передаёт на письме ..., с помощью которой выражаются ...: ..., ..., ..., ... и другие.

4) Многоточие выражает ..., привлекает внимание к ... .

Ответ:

1) Точка — это общеупотребимый на письме знак препинания, которым обозначают завершение повествовательного предложения.

2) Вопросительный знак — знак препинания, который ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

3) Восклицательный знак — знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции, который ставится в конце предложения для выражения изумления, сильного чувства и др.

4) Многоточие выражает некий обрыв мысли и незаконченность.

133. (Задание по теории языка.) Начертите схему, которая будет отражать пунктуационное правило «Тире между подлежащим и сказуемым».

Ответ

134. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Дополнение — это ..., который отвечает на вопросы ... и подчёркивается ... (например: ...).

2) Прямое дополнение — это дополнение, которое ... (например: ...).

3) Определение — это ..., который отвечает на вопросы ... и подчёркивается ... (например: ...).

4) Обстоятельство — это ..., который отвечает на вопросы ... и подчёркивается ... (например: ...).

Ответ:

1) Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кого? чего? Кому? Чему? Кого? что? кем? Чем? О ком? О чем? и подчёркивается штриховой линией (например: Нас(кого?) окружает зеленый мир растений).

2) Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено именем сущ. или местоимением в В. п. без предлога, либо в Р. п. без предлога при отрицании. (например: Илья не читал письма.).

3) Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Чей? и подчёркивается волнистой линией. (например: Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе.).

4) Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Зачем? С какой целью? Вопреки чему? При каком условии? и подчёркивается пунктирной линией с точками между ее штрихами (например: Растут (где?) в поле.).

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

135. Запишите пословицы, расставьте знаки препинания, однородные члены подчеркните как члены предложения.

1) С языка капает и мёд и яд. (Киргизская пословица) 2) Мысли двигай не языком а умом. (Татарская пословица) 3) Счастье и труд вместе живут. 4) Правда в огне не горит и в воде не тонет. 5) В глазах трусливого всё увеличивается — и опасности и трудности. (Китайская пословица) 6) Живи не вчерашним а завтрашним днём. 7) Холоден сентябрь да сыт. 8) Дело и учит и мучит и кормит. 9) Солнце светит всем и добрым и злым.

Начертите схемы предложений с однородными членами и обобщающим словом.

Ответ:

1) С языка капает и мёд, и яд. (Киргизская пословица) 2) Мысли двигай не языком, а умом. (Татарская пословица) 3) Счастье и труд вместе живут. 4) Правда в огне не горит и в воде не тонет. 5) В глазах трусливого всё увеличивается — и опасности, и трудности. (Китайская пословица) 6) Живи не вчерашним, а завтрашним днём. 7) Холоден сентябрь, да сыт. 8) Дело и учит, и мучит, и кормит. 9) Солнце светит всем: и добрым, и злым.

136. Прочитайте выразительно стихотворение В. Бокова. Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения: «Россия не с гор берёт начало, а с тебя»?

Откуда начинается Россия?

Россия начинается с пристрастья

к труду

к терпенью

к правде

к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие

её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней —

Россия

не с гор берёт начало а с тебя.

Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, однородные члены подчеркните как члены предложения.

Найдите нераспространённое предложение, подчеркните в нём подлежащее и сказуемое, укажите способ их выражения.

Начертите схему предложения 1.

Обозначьте части речи в последнем предложении.

Ответ:

Откуда начинается Россия?

Россия начинается с пристрастья

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней —

Россия

не с гор берёт начало, а с тебя!

137. Запишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения.

Транспорт

Россия огромная стр..на. Как добрат..ся из одного к..нца стр..ны в другой? В этом п..м..гает транспорт. Транспорт бывает наземный водный и в..здушный. А ещё транспорт делится на па(с, сс)аж..рский и грузовой. (Е. Симонова)

Произведите синтаксический разбор предложения 1.

Разберите по составу выделенные слова.

Ответ:

Транспорт

Россия — огромная страна. Как добраться из одного конца страны в другой? В этом помогает транспорт. Транспорт бывает наземный, водный и воздушный. А ещё транспорт делится на пассажирский и грузовой. (Е. Симонова)

138. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Багаж». Чем интересны эти строки с точки зрения синтаксиса?

* * *

Дама сдавала в б..гаж

Д..ван ч..модан с..квояж

К..ртину к..рзину к..ртонку

И маленькую с..бачонку.

Г..тово, уложен б..гаж

Д..ван ч..модан с..квояж

К..ртина к..рзина к..ртонка

И маленькая с..бачонка.

Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Однородные члены подчеркните как члены предложения.

Одинакова ли синтаксическая роль однородных членов в первом и втором предложениях? Обоснуйте свой ответ.

Каким членом предложения является слово «багаж» в первом предложении? А во втором предложении?

Начертите схемы первого и второго предложений.

Ответ:

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

139. Прочитайте. Какова главная мысль текста? Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте своё мнение, опираясь на произведения литературы.

Запишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения с однородными членами, укажите в схеме синтаксическую роль однородных членов.

Нельзя св..дить ч..ловеческую кр..соту только (к) ч..ртам л..ца. По-настоящему прекрас(?)ным ч..ловека делают его нравственные качества чес(?)ность смелость беск..рыстие преданность св..ему делу и св..им друзьям ув..жение (к) старшим. (По А. Новикову)

Разберите по составу слова: бескорыстие, честность, делают.

Ответ:

Нельзя сводить человеческую красоту только к чертам лица. По-настоящему прекрасным человека делают его нравственные качества: честность, смелость, бескорыстие, преданность своему делу и своим друзьям, уважение к старшим. (По А. Новикову)

Бескорыстие (бес — приставка, корыст — корень, и — суффикс, е — окончание, бескорысти — основа слова), честность (чест — корень, н, ость — суффиксы, нулевое окончание, честность — основа слова), делают (дел — корень, а — суффикс, ют — окончание, дела — основа слова).

140. Выпишите предложения с однородными членами и обобщающим словом при них, расставьте знаки препинания. Разберите записанные предложения по членам предложения.

1) Учитесь настойчиво упорно всегда. (М. Горький) 2) И стены и башни и соборы и дымные облачка за ними и эта моя река были во мне всегда. (И. Шмелёв) 3) В Пушкинском заповеднике три огромных парка Михайловский Тригорский и Петровский. (К. Паустовский) 4) Стих Жуковского лёгок прозрачен тёпел прекрасен. (В. Белинский) 5) Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. (Л. Толстой) 6) Всё давно спит дом усадьба село. (И. Бунин) 7) Дождь шумел повсюду и по крыше и вокруг дома и в саду. (И. Бунин) 8) Лес сверкал и дымился от счастья. (К. Паустовский) 9) Листья пахли сладко и освежающе. (К. Паустовский) 10) Не в деньгах счастье а в добром согласье. (Пословица)

Начертите схемы остальных предложений, укажите в схемах синтаксическую роль однородных членов.

Ответ:

1) Учитесь настойчиво, упорно, всегда. (М. Горький) 2) И стены, и башни, и соборы, и дымные облачка за ними, и эта моя река — были во мне всегда. (И. Шмелёв) 3) В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. (К. Паустовский) 4) Стих Жуковского лёгок, прозрачен, тёпел, прекрасен. (В. Белинский) 5) Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. (Л. Толстой) 6) Всё давно спит: дом, усадьба, село. (И. Бунин) 7) Дождь шумел повсюду: и по крыше, и вокруг дома, и в саду. (И. Бунин) 8) Лес сверкал и дымился от счастья. (К. Паустовский) 9) Листья пахли сладко и освежающе. (К. Паустовский) 10) Не в деньгах счастье, а в добром согласье. (Пословица)

141. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Однородные члены — это члены предложения, которые отвечают ... ... и относятся к ... .

2) Между однородными членами запятая ставится, если они соединены: а) ... ... (например: ...); б) ... (например: ...).

3) Между однородными членами запятая не ставится, если ... ...(например: ...).

Ответ:

1) Однородные члены — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к тому же члену предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

2) Между однородными членами запятая ставится, если они соединены: а) бессоюзной связью (например: Потекла со страшной быстротой густая, пестрая, странная жизнь.); б) одиночными соед. союзами (например: Он плакал и топал ногами.).

3) Запятая не ставится также между двумя однородными членами предложения, соединенными повторяющимся союзом и образующими тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов). (например: Были и лето и осень дождливы).