Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Л. А. Аксенова 2019

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание

114. Запишите словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова, укажите, какими частями речи они являются.

Нравственное развитие, духовно обогатить, познавать мир, красота слова, источник радости, познавать себя, ведёт к знаниям, мелодия души, переливается красками, обогатить память, любить книгу, читать вдумчиво.

Составьте и запишите небольшой текст на одну из тем:

1) «Моя любимая книга»; 2) «Мой любимый писатель»; 2) «Книга в моей жизни». Используйте по возможности словосочетания, данные выше.

Найдите в своей творческой работе словосочетания сущ. + прилаг.

Ответ:

Нравственное(з.) развитие(гл), духовно(з.) обогатить(гл.), познавать(гл.) мир(з.), красота(гл.) слова(з.), источник(гл.) радости(з.), познавать(гл.) себя(з.), ведёт(гл.) к знаниям(з.), мелодия(гл.) души(з.), переливается(гл.) красками(з.), обогатить(гл.) память(з.), любить(гл.) книгу(з.), читать(гл.) вдумчиво(з.).

115. Запишите словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова, укажите, какими частями речи они выражены.

Упорный труд, честно трудиться, совершенствовать мастерство, дорожить временем, ключ к счастью, в дыму безделья, дивные всходы, возвести дом, стать творцом, большое терпение, блистательные победы, награда за отвагу, потеря времени, золотые руки, залог благосостояния, великий труженик, работать смолоду, истинная ценность, настоящее богатство, вершина истины, губятся праздностью, стремиться вперёд, творческий ум.

Составьте и запишите небольшой текст на одну из следующих тем: 1) «Дело, которому я хочу посвятить жизнь»; 2) «Счастье и труд рядом живут»; 3) «Человек славен трудом». Используйте по возможности словосочетания, данные выше.

Выпишите из своего сочинения несколько примеров словосочетаний глагол + существительное. Обозначьте главное слово.

Ответ:

Упорный(з.) труд(гл.), честно(з.) трудиться(гл.), совершенствовать(гл.) мастерство(з.), дорожить(гл.) временем(з.), ключ(гл.) к счастью(з.), в дыму(гл.) безделья(з.), дивные(з.) всходы(гл.), возвести(гл.) дом(з.), стать(гл.) творцом(з.), большое(з.) терпение(гл.), блистательные(з.) победы(гл.), награда(гл.) за отвагу(з.), потеря(гл.) времени(з.), золотые(з.) руки(гл.), залог(гл.) благосостояния(з.), великий(з.) труженик(гл.), работать(гл.) смолоду(з.), истинная(з.) ценность(гл.), настоящее(з.) богатство(гл.), вершина(гл.) истины(з.), губятся(гл.) праздностью(з.), стремиться(гл.) вперёд(з.), творческий(з.) ум(гл.).

116. Рассмотрите таблицу и заполните её словосочетаниями, данными ниже. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.


    Словосочетания


существительное + прилагательное

глагол + существительное

глагол + наречие

Стремиться к победе, доброе сердце, искренне радоваться, говорить правду, посетить музей, встречаться изредка, читать вдумчиво, честное имя, порядочный человек, жить счастливо, в родном краю, делать зарядку.

Дополните каждую колонку таблицы своими примерами (по два словосочетания).

Ответ:

Стремиться(гл.) к победе, доброе сердце(гл.), искренне радоваться(гл.), говорить(гл.) правду, посетить(гл.) музей, встречаться(гл.) изредка, читать(гл.) вдумчиво, честное имя(гл.), порядочный человек(гл.), жить(гл.) счастливо, в родном краю(гл.), делать(гл.) зарядку.

117. Прочитайте предложения. Выпишите словосочетания существительное + существительное, обозначьте главное слово.

1) Долг перед Отечеством — святыня для человека. (В. Сухомлинский) 2) И дым Отечества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов) 3) Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством. (В. Белинский) 4) Почти во всех произведениях русской литературы читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин. (Ч. Сноу) 5) И для Отечества родного по зову творческой души впиши в неё хотя б полслова, верней, всю жизнь в неё впиши! (Н. Доризо)

Объясните, как вы понимаете смысл слов Н. Доризо (см. предложение 5).

Ответ

118. Прочитайте текст. Выпишите по одному словосочетанию:

1) сущ. + прилаг., 2) сущ. + глаг., 3) сущ. + мест., 4) сущ. + сущ., 5) глаг. + нареч. Обозначьте главное слово.

Русская литература согрета удивительно искренней, живой любовью к родине, родной земле. Для древнерусских авторов это одна из главных тем. Литература XI — XVII веков, литература Древней Руси, глубоко патриотична, она учила серьёзному и умному отношению к отчизне, пробуждала гордость за свою страну, вызывала стремление защитить её просторы, не уронить её чести и славы. Учила достойно жить и трудиться во благо родины. (По Л. Дмитриеву, В. Охотниковой)

Какова главная мысль текста? Разделяете ли вы точку зрения авторов текста? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на произведения литературы.

Ответ

119. Замените, где это возможно, словосочетания существительное + прилагательное словосочетаниями существительное + существительное и запишите, обозначьте главное слово.

Дружеская поддержка, индийский чай, речной берег, карманные часы, крымские яблоки, московские музеи, читальный зал, кавказские горы, чеховские пьесы, кожаная сумка, военная служба, книжный шкаф, хозяйственные заботы, консервная банка, деревенская жизнь, стальной цвет.

Выделите все изученные вами орфограммы, объясните их правописание.

Ответ

120. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.

1) Словосочетание состоит из двух частей: … и … (например: …).

2) Зависимое слово связывается с главным ... и ... .

3) Смысловая связь в словосочетании устанавливается ... (например: ...).

4) Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью ... , а также с помощью ... и ... .

Ответ:

1) Словосочетание состоит из двух частей: из главного и зависимого слова (например: дом красивый).

2) Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически.

3) Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому (например: гулять (где?) в парке).

4) Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания, а также с помощью окончания и предлога. (участвовать в экспедиции)